1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения.
Известна радиальная опора скольжения, выполненная в виде подвижного и неподвижного элементов, между которыми расположены арочные плоские упругие элементы 1. Недостатком этой опоры является малая надежность вследствие наличия разъемного вкладыша и всеф двух упругих элементов, что способствует нестабильности рабочего зазора во времени.
Известна и другая радиальная опора скольжения, содержащая подвижный элемент и неподвижный элемент со смонтированной на нем упругой втулкой, устройство для деформнро-.. вания упругой втулки в радиальном направлении, устройство для регулирования величины рабочего зазора и устройство для предотвращения проворота втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента
2.
Опора работает следующим образом.
В неподвижном элементе (корпусе) между двумя роликами смонтирована упругая втулка, которая деформируется в радиальном направлении с помощью упора, размещенного в продольным пазу неподвижного элемента; в зависимости от усилия нажатия упора регулируется величина рабочего зазора.
Предотвращение проворота втулки в окрул ном Направлении относительно неподвижного
элемента обеспечивается за счет деформации
упругой втулки в радиальном направлении с
помощью упора.
Недостатком такой опоры является малая
надежность, малая несущая способность и
жесткость, повышенная температура в зоне
рабочего зазора и повышенная шумность опоры.
Данная опора является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Цель изобретения-.повыщение надежности, несзщей способности и жесткости опоры, понижение температуры в зоне рабочего зазора и понижения щумности.
Для этого предлагаемая опора снабжена системой подвода смазки в рабочий зазор, неподвижный элемент выполнен в виде оси, подвижный элемент - в виде вращающейся обоймы, а устройство для деформирования упругой втулки выполнено в виде арочных плоских пружин, равномерно расположенных по окружности и смонтированных на неподвижном элементе; устройство для регулирования величины радиального зазора выполнено в виде винта, смонтированного в оси со стороны торца, и клина, взаимодействующего
в осевом направлении клиновыми поверхностями с концами соседних арочных пружин и имеющего уступ, взаимодействующий с винтом; втулка со стороны внутренней поверхности выполнена с пазами, а устройство для предотвращения проворота втулки в окружном направлении относительно оси - в виде выступов, выполненных на коицах арочных пружин и входящих в пазы втулки, на наружной поверхности втулки выполнены клиновые продольные канавки переменной глубины, уменьшающейся к середине влулки, а система подвода смазки выполнена в виде центрального осевого канала в оси и радиальных отверстии в оси и в упругой втулке, сооощаюuj,nx осевой канал с канавками на втулке.
hta фйг. I изооражена предлагаемая опора, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение по А-А на фиг. 1; на фиг. о- сечение по Ь-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел 1 на фиг. 2; на фиг. 6 -узел и на фиг. 1, регулировки рабочего зазора; на фиг. b - вид по стрелке Б на фиг. 5.
Опор состоит из упругой втулки 1, гаек 2, арочных пружин 6, оси 4, наружной обоймы Ь, подводящего Смазку штуцера б, винта 7 с клином 8, подводящих отверстий У и 10, пазов 11 в оси 4. Ось 4 имеет на концах посадочные цилиндрические поверхности 12.
Упругая втулка 1 внутренней поверхности сопрягается с арочными пружинами d, которые установлены в пазах 11 оси 4. Боковые поверхности упругих втулок 1 с одной стороны контактируют с неподвижной осью 4, а с другой стороны отстоят с зазором от гайки 2 и оурта наружной вращающейся обоймы 5. две арочные плоские пружины 3 контактируют одной из сторон с клиньями и, установленными в соответствующих пазах оси 4 и связанными при помощи уступов с регулировочными винтами /. Регулировочные винты 7 смонтированы в оси 4 в соответствующих резьбовых отверстиях. С одного торца оси 4 установлен подводящий смазку штуцер Ь, соединяющий источник смазки с рабочим зазором через осевое центральное отверстие и систему радиальных отверстий 9 и 10, выполненных, соответственно в упругой втулке 1 и оси 4. На наружной поверхности втулок 1 равномерно по окружности выполнены продольные канавки переменной глубины, уменьшающейся к середине втулки 1.
Работает опора -следующим образом.
газ через осевой канал от источника сжатого газа и отверстия 9 и 10 с канавками подводится в рабочий зазор, образованный внутренней поверхностью наружной вращающейся обоймы 5 и наружной поверхностью упругой втулки 1. При вращении наружной обоймы 5 подающийся газ увлекается за счет сил газодинамического трения в окружном направлении, и в зоне конфузорпых участков зазора создается избыточное давление по сравнению с давлением на торцах оиоры. Это давление, отнесенное к площади проекции опоры на направление, перпендикулярное направлению приложения радиальной внешней нагрузки, создает реакцию газового смазочного слоя, которая уравновешивает радиальную внешнюю нагрузку, приложенную к вращающейся ооойме о. Ь процессе раооты опоры при изменении радиальной внешней нагрузки, а также при изменении частоты вращения наружной оооймы изменяется величина рабочего зазора.
Надежность работы опоры повышается за счет того, что при случайных виброперегрузках опоры, изменении величины радиальной внешней нагрузки наружная вращающаяся
оиоима имеет возможность перемещаться в пространстве в радиальном направлении за счег деформации упругой втулки и арочных плоских пружин, а это устраняет механический контакт между быстро вращающейся
обоймой 5 и упругой втулкой 1.
Несущая способность и жесткость смазочного слоя опоры повышаются за счет образования многоклинового рабочего зазора, что способствует увеличению реакции смазочного
слоя.
Температура в зоне рабочего зазора уменьшается за счет того, .что через рабочий зазор опоры нринудительно под повышенным давлением от источника сжатого газа додается
повышенное количество газа, который охлаждает опору, унося с собой излишки тепла, образовавшегося в результате газодинамическоIo трения. Шумность опоры уменьшается за счет обеспечения плавности ее работы, являющейся следствием применения газовой смазки, имеющей малозависящий от темнературы и давления коэффициент трения.
Формула изобретения
1.Радиальная опора скольжения, содержащая подвижный элемент и неподвижный элеiViCHT со смонтированной на нем упругой втулкой, устройство для деформирования упругой втулки в радиальном направлении, устройство для регулирования величины рабочего зазора и устройство для иредотвращения проворота
втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента,, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, несущей способности, жесткости опоры, уменьщения температуры в зоне рабочего зазора и
у.меньшения шумности, опора снабжена системой подвода смазки в рабочий зазор, неподвижный элемент выполнен в виде оси, подвижный элемент-:В виде вращающейся обоймы, а устройство для деформирования упругой втулки выполнено в виде арочных плоских пружин, равномерно расположенных по окружности и смонтированных на неподвижном элементе.
2.Радиальная опора скольжения по п. 1, тличающаяся тем, что устройство для
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гибридная опора скольжения | 1978 |
|
SU750159A1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ | 2024 |
|
RU2823699C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1991 |
|
RU2106549C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
Упругая гидростатическая опора | 1990 |
|
SU1751502A1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478841C1 |
Шаровой кран с гидроприводом | 2018 |
|
RU2692851C1 |
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
ТОРСИОННЫЙ УЗЕЛ В СОСТАВЕ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2824050C1 |
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2691000C1 |
Авторы
Даты
1977-04-15—Публикация
1975-06-12—Подача