Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиЕостроенки.
Известна фрикционная муфта, содержащая опар.ный ДИСК и лрижатый к нему фрикционный диск 1.
Недостатком ее является сложность конструкции.
Известна фрикционная муфта, содержащая опорный диск с закрепленным на нем кожухом и -фрикциоЕный диск, сжимаемый через нажимной диск .нажимными устройствами, ЕмеющимИ закрепленные на кожухе одним концом параллельно оси муфты штоки и надетые на них пружины 2.
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является переменная вev ичинa передаваемаго момента при износе фрик1цио.нного диска.
Цель изобретения - обеспечение постоянной величины передаваемого момента пр.и износе фрикционного диска н уменьшение усилия отключения.
Цель достигается тем, что каждое нажи/мное устройство снабжено установленным на штоке стаканом и омонти(рованными на нем тарельчатыми пружинами, при этом «а наружном торце нажимного диска выполнены углубления, в которых размещены стаканы.
На фиг. 1 изображена фрикционная муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 приведены графики характеристик нажимного усилия одной тарельчатой пружины, пакета тарельчатых пружин и цилиндрической винтовой втулки.
Фрикционный диск / расположен между нажимным диском 2 и опорным диском 3. К опорному диску 3 жестко крепится кожух 4. Рычат 5 через палец 6 связан с ушком 7 нажимного диска, а пальцем 8 связан со стойкой 9, жестко закрепленной на нажимном диске 2.
Для выкл1юч.ения сцепления имеется выжимной подщипник 10. Нажимное устройство имеет шток //, жестко соединенный с чашкой оцапления. На штоке // расположена цилиндрическая винтовая пружина 12 так, что одной -плоскостью витков пружина опирается на кожух 4, а другой - на внутренний бурт стакана 13. На стакане 13 расположен пакет тарельчатых пруж-ин 14, которые с одной стороны опираются на щеку стакана, ас другой - на нажимной диск, на котором имеется для пружины кольцевая выточка. Противоположной от щеки стороной стака.н 13 входит в углубление, выполненное на нажимном диске, и .этой стороной
опирается «а нажимной диск. ЦилиндрическзЯ ввнтовая пружина 12 и пакет тарельчатых пружин 14 IB соб.ранном Состоянии сцепления оказываются обжатыми.
Работу Сцапления и иажимного устройства можно проследить по графикам, где Кривая 15 - расчетная характеристижа нажимного усилия одной тарельчатой пружины, участок кривой ,16 от точки В до точки А-характеристика иажимного усилия пакета тарельчатых пружин, а гаряма,я 17-расчетная хара-ктеристика усилия цилиндрической винтовой пружины.
Цилиндрическая винтовая пружина и тарельчатая пружина рассчитываются и подбираются так, что в -собранном виде они находятоя в обжатом состоянии до точки А. Точка А соответствует минимальному значению .нажимного усилия, которое потребно для обеспечения -нужного коэффициента запаса оцепления.
|При выклю1чении оцепления уоилиеот выжимного под,1Ци1пника 10 передается на рычаг 5, и «ажимной диск 2 перемещается вправо, приближдясь :к кожуху 4. При этом между дисками /-3 образуются зазоры, а пружина 12 сжимается внутренним буртом стакана 13.
Тарельчатые пружины при этом «е сжимаются, так как стакан 13 опирается на нажимной диск под действием пружины 12. При вьгключении сцепления зазор .выбирается (см. ,фиг. 1), и усилие цилиндрической винтовой пружины смещается от точки А до точки С. Когда мы имеем сцепление только с цилиндрическими винтовыми пружинами, то для обеспечения (Сцепления дисков три износе, учитывая резко падающую характеристику нажямного усилия (см. прямую 17), .муфта заранее устанавливается на повышенный коэффициент запаса сцепления, т. е. точка наж-имного усилия будет не в точке А, а в точке С, .и при выключении оцепления усилие .на педали будет характеризоваться не точкой С, а точкой Д что соответствует .большей силе на педали привода.
Пр-и износе трущихся пар пакет тарельчатых пружин будет ра:с;пр.ямлятыся, а нажимное усилие - смещаться от точки А до точки В, оставаясь все время в тех пределах, яри которых обеапечен достаточный каэффициент зат-аса сцепления. Зона А-В 1C пологой характеристикой иозваллет ис(Ключить регулировку нажимного усилия в процессе эксплуатации, так ,как она может быть обеспечена в предела1х 2-5 мм.
Применение в оцеплениях сухого трения предложенного нажимного устройства позволит снизить усилие на педали сцепления и исключить эксплуатационные регулировки нажимного усилия пружин сцепления, за счет чего увеличиваются .надежность и долго.вечность сцепления.
Формула изобретения
Фрикционная .муфта, содержащая опорный диск с закрепленным .на нем кожухом
и фрикционный диск, сжимаемый через нажимной диск нажимными устройствами, имеющими закрепленные на кожухе одним концом параллельно оси муфты .штоки и надетые на них пружины, отличающеес я тем, что, с целью обеспечения постоянной В еличины тередаваемого момента при usiHoce фрикционного диска и уменьшения усилия отключения, к-аждое нажимное устройство снабжено установленным на штоке
стаканом ,и смонтированными на нам тарельчатыми пружинами, при этом на наружном торце нажимного диска выполнены углублени1Я, в к отарых размещены стаканы.
Источники «нформа.ции, принятые во внимание при экспертизе:
1. Автор.ское свидетельство СССР №477,266, кл. F 16 D 13/i92, 1973.
.2. Авторское свидетельство СССР №233374, кл. F Il6 D 13/38, 1967.
Рх
ледfpaS
Z:: jaaS
тл /
о
1/
/ I
/ 1i
/;7
4///У
tPiJS 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта Книги Н.А. | 1978 |
|
SU1052750A1 |
МЕХАНИЗМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2143618C1 |
Фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1227842A1 |
Привод управления муфтой сцепления транспортного средства | 1990 |
|
SU1749069A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU709867A1 |
СЦЕПЛЕНИЕ ДИНЕР АВТОМОБИЛЯ, МЕХАНИЧЕСКОЕ | 2013 |
|
RU2547745C2 |
Устройство управления двухпоточной муфтой сцепления транспортного средства | 2015 |
|
RU2622438C2 |
Привод управления муфтой сцепления транспортного средства | 1990 |
|
SU1717428A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149292C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1987 |
|
SU1479752A1 |
Авторы
Даты
1978-08-30—Публикация
1977-02-01—Подача