Изобретение относится к области землсройно-транспортных машин бульдозерного типа, широко применяемых в строительстве.
Известен рабочий орган землеройно-транспортной машины, включающий отвал с отверстиями для.подачи сжатого воздуха на поверхность, контактирующую с грунтом, и режущий нож 1. Газовая смазка поверхности рабочего органа позволяет существенно снизить трение грунта о рабочий орган и залипание грунтом последнего, тем самым уменьшая усилие копания грунта и повышая производительность землеройно-транспортной машины.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является рабочий орган бульдозера. включающий отвал, в котором выполнены выпускные отверстия для подачи сжатого воздуха на отвальную поверхность, режущий рюж и воздушный коллектор, закрепленный на тыльной стороне отвала 2.
Общим недостатком известных рабочих органов с газовой смазкой отвальной поверхности является повышенная энергоемкость разработки грунта вследствие непрерывного режима подачи сжатого воздуха на рабочий
орган, а также низкая надежность конотрукци.и из-за засорения выпускных отвсрстш грунтом.
Целью настоя1пего изобретения является повышение надеж К1сти работы и снижение энергозатрат.
Д.-я этого рабочий орган бульдозера С1;абжен устройстпом .мля автоматической импульснойнодачи сжато|-о воздуха на отвальную поверхность, выполненным из сферических клапанов, каждый из которых установлен в воздушном коллекторе экспентрично на оси вращения, упруго поджат к выпускному отверстию и частично выступает из отверстия за отвальную поверхность.. Средство для упругого поджатия каждого из клапанов выполнено в виде цилиндрической пружины сжатия. Кроме того, устройство для автогаатической илмту.льсиой иодачи сжатого воздуха на отвал1 ную поверхность снабжено винтами регул ..ровки степени иоджатия сферического клапана к выпускному отверстию, взаимодействуюишми через нажимные ф.- анцы с упомянутым нилнидрпческпми пружинами. Выпускные отверстия в отвале п зыступакиипе из них сфер1 ческпе клапаны ирикр| 1Т1)1 со cTOpouiJ огвальной новермюсти
упругой пластиной, один конец которой жестко закреплен под режущим ножом, а др-угОй - свободно опирается на отвальную поверхность. Упругая пластина имеет отверстия для выхода сжатого воздуха, направленные, под углом вверх относительно отвальной поверхности и расположенные над выпускными отверстиями отвала.
На фиг. 1 - общий вид рабочего органа бульдозера; на фиг. 2 - рабочий орган бульдозера в разрезе; на фиг. 3 - рабочий орган с упругой пластиной, закрывающей сферические клапаны.
Рабочий орган бульдозера, смонтированный на тракторе I, включает толкающие брусья 2, отвал 3, режущий нож 4, гидроцилиндры 5 и 6. Отвал 3 снабжен с тыльной стороны воздушным коллектором, совмещенным с коробкой жесткости 7, внутрь которой по гибкому шлангу 8 подается сжатый воздух от компрессора (не показан). Внутри коробки жесткости 7 установлены сферические клапаны 9, закрывающие выпускные отверстия в отвале 3 и частично выступающие из отверстий за отвальную поверхность. Клапаны 9 эксцентрично смонтированы на оси 10, закрепленной на кронштейнах II, и поджаты к отвалу 3 цилиндрическими пружинами 12 с фланцами 13 и винтами регулировки степени поджатйя 14.
Выпускные отверстия в отвале 3 и выступающие из них сферические клапаны 9 прикрыты со стороны отвальной поверхности упругой пластиной 15, один конец которой жестко закреплен под режущим ножом 4, а другой - свободно опирается на поверхность отвала 3 фиг. 3). Средней частью упругая пластина 15 касается сферических клапанов 9. В верхней части упругая пластина 15 снабжена отверстиями 16 для выхода сжатого воздуха, направленными под углом вверх относительно отвальной поверхности и расположенными над выпускньши отверстиями в отвале 3.
Рабочий орган бульдозера осуществляет копание грунта следующим образом. Режущий нож 4 отделяет от массива грунта стружку, которая перемещается вверх по отвалу 3, оказывая давление на сферические клапаны 9.Клапаны 9 поворачиваются вправо вокруг оси 10, открывая выпускные отверстия в отвале 3 и обеспечивая подачу газовой смазки на отвальную поверхность. При этом стружка грунта отодвигается сжатым воздухом от отвальной поверхности, давление грунта на клапаны 9 уменьшается, и последние перекрывают выпускные отверстия, что приводит вновь к увеличению давления грунта на клапаны и их открытию. Таким образом, газовая смазка отвальной поверхности осуществляется при копани1Т грунта в автоматическом импульсном режиме с пониженным расходом сжатого воздуха. При переходе бульдозера на другие грунты, например, с супесчаных грунтов на тяжелые влажные глины производится регулировка степени поджатйя клапанов 9 при помощи винтов 14. При транспортировке грунта,когда давление грунта на клапаны 9 незначительно, или во время холостого хода
бульдозера клапаны 9 полностью перекрывают выпускные отверстия, предотвращая непроизводительный расход сжатого воздуха.
Упругая пластина 15 передает давление
стружки грунта на клапаны 9, одновременно надежно предохраняя их от засорения грунтом. При открытии клапанов 9 сжатый воздух вытекает через выпускные отверстия в отвале 3 и проходит через отверстия 16 в упругой пластине 15, которые направляют
потоки воздуха вверх по касательной к отвальной поверхности.
Преимуществом изобретения является снижение расхода сжатого воздуха на 30- 50% при копании грунта за счет автоматической импульсной подачи газовой смазки на отвальную поверхность и прекращение расхода сжатого воздуха при транспортировке грунта и во время холостого хода бульдозера, что существенно уменьшает энергоемкость разработки грунта, а также увеличение надежности работы путем предохранения выпускных отверстий в отвале от засорения грунтом,
Формула изобретения
1. Рабочий орган бульдозера, включающий отвал, в котором выполнены выпускные отверстия для подачи сжатого воздуха на отвальную поверхность, режущий нож и воздушный коллектор, закрепленный на тыльной стороне отвала, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности работы и снижения энергозатрат, рабочий орган снабжен устройством для автоматической импульсной подачи сжатого воздуха на отвальj ную поверхность, выполненным из сферических клапанов, каждый из которых установлен в воздушном коллекторе эксцентрично на оси вращения, упруго поджат к выпускному отверстию и частично выступает из отверстия за отвальную поверхность.
5 2. Рабочий орган бульдозера по п. 1, отличающийся тем, что средство для упругого поджатйя каждого из клапанов выполнено в виде цилиндрической пружины.
3.Рабочий орган бульдозера по п. I, отличающийся тем, что устройство для автоматической импульсной подачи сжатого воздуха на.отвальную поверхность снабжено винтами регулировки степени поджатйя сферического клапана к выпускному отверстию, взаимодействующими через нажимные
5 фланцы с упомянутыми цилиндрическими пружинами.
4.Рабочий орган бульдозера по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что выпускные отверстия в отвале и выступающие из них сферические клапаны прикрыты со стороны
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рабочий орган бульдозера | 1979 |
|
SU817156A2 |
Рабочий орган бульдозера | 1979 |
|
SU926170A1 |
Бульдозер | 1981 |
|
SU968210A1 |
Рабочий орган бульдозера | 1975 |
|
SU692943A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1979 |
|
SU825789A1 |
Отвал землеройной машины | 1982 |
|
SU1062352A1 |
Рабочее оборудование бульдозера | 1979 |
|
SU881214A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1980 |
|
SU874901A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1976 |
|
SU564389A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1984 |
|
SU1157173A1 |
Авторы
Даты
1978-12-05—Публикация
1973-12-06—Подача