36 ченных группой. Однако показатепи качества программы, опрецедяемые известным устройством, явпякугся в основном копичественными показатепями, оценивакидими программу в цепом с точки зре ния пригодности ее использования. Оценить каждый отдепьньгй вопрос программы с точки зрения качества по этим показателям невозможно, так как среди них только число правильных ответов по каждому разделу, являющееся покааатепем трудности вопроса, характери ау&т в какой - то степени качество вопроса. Оценка качества кажсюго вопро.са является весьма необходимой, так как без нее нейоаможно создавать новые зф- фективные обучающие и контрояирующие программы, а также корректировать созданные программы. ЦелЕЬЮ изобретения явлмется повышение точности групповой оценки знаний, что обеспечивает создание высококачественны программ, повьпиающих в конечном итоге эффективность обучений. Д ия этого устройство содержит дополнительные элементы И, третий и четвертый счетчики, .блок операцноннык .усилителей и четыре блока интегрирования, входы первого, второго к третьего блоков интегрирования подалючены к выходам ос новньпс элементов И, выходы первого и второго бпоков интегрирования соединеньг со входами блока операционных усилителе выход которого через четвертый блок интегрирования подключен к блоку индикации, соединенному с выходом третьего блока интегрирования, входы первого и второго бйок(Ж интегрирования подключены Jt выходам четвертого счетчика, пер вые входы которого соединены с бпокамк задания режимов работы, вторые входы с выходами дополнительных элементов И и входами второго счетчика, первые входы допо шнтельных элементов И подключены к пультам учащихся, вторые входы - к п вому счетчику, третьи входы к третьему счетчику, соединенному с первым сче чиком. В устройстве для оценки качества программ помимо показателя трудности вопроса опредапяется также диффереицирукяяая способность вопроса, т. е. способность вопроса разделять учащихся на группы с высоким уровнем знаний (сильных) и группы с низким уровнем знаний (слабых). Основная идея диффе-. ренцируюшей способности состоит в том, что группа учащихся с высоким уровнем 8 знаний попжна дать большее число прапипьных ответов на вопрос, чем группа с низким уровнем знаний. Дифференцирующая способность вопроса определяется по формуле . где К - число правильных ответов на вопрос, данных учащимися группы с высоким уровнем знаний; К.-число правильных ответов на вопрос, данных учащимися группы с низким уровнем знаний; П- число учащихся в каждой из групп. При этом для определения дифференцирующей способности вопроса необходимо отобрать 25% лучших результатов контроля по программе в целом (группа учащихся с высоким уровнем знаний ) и 25% результатов (группа учащихся с низким уровнем знаний), а 5О% оставшихся срешсих результатов (группа учащихся со средним уровнем знаний) в расчетах не участвует. Дифференцирующая способность вопроса может изменяться в пределах от +1 до -1. Допустимой величиной дифференцирующей способности считается О,3; если диффере ширукядая способность меньше или даже отрицательна, то данный вопрос необходимо тщательно откорректировать или исключить из программы, так как он или непонятен, или двухсмысленно сформулирован. Важность оценки дифференцирующей способности вопроса поясняется тем фактом, что довольно часто вопросы, имеющие трудность выше 0,5, имеют дифференцирующую способность ниже О,3 и даже отрицательную, т. е. по сути являются неприемлемыми для контроля, хотя и имеют высокий показатель трудности. На чертеже изображено устройство для контроля знаний учащихся которое содержит пульты учащихся 1, подключенные к первым входам основных элементов И 2, ко вторым входам которых подключены выходы первого счетчика 3, к третьим входам - выходы второго счетчика 4, соединенного с первым счетчиком 3, блоки задания режимов работы 5 и индикации 6, дополнительные эпе- менты И 7, третий и четвертый счетчики 8 и 9, блок операционных усилителей 1О и четыре блока интегрирования 11- 14, входы первого, второго и третьего блоков интегрирования 11-13 подключены к выходам основных элементов И 2, выходы первого и второго бпоков интегрирования 11 и 2 соепинены со входами блока операционных усилителей 1О, выхо которого через четвертый блс.. интегрир вания 14 подключен к блоку индикации 6 coeдинeннo Iy с выходом третьего блока интегрирования 13, входы первого и вто рого блоков интегрирования 11 и 12 под ключены к выходам четвертого счетчика 9, входы которого соединены с блоками задания режимов работы 5, вторые входы-с выходами дополнительных элементов И 7 и входами второго счетчика 4, первые входы дополнительных элементов И 7 подключены к пультам учащихся 1, вторые входь - к первому счетчику 3, третьи входы - к третьему счетшку 8, соединенному с первым счетчиком 3. Работа устройства осуществляется спедукицим образом. До начала опроса учащихся преподаватепьэадает с помощью блсжов 5 исходные данные для выдепения группы учащихся с высоким уровнем знаний и группы учащихся с низким уров нем знаний. Для этого он вводит число, составляющее 25% от общего числа учащихся группы (число, до которого выбираются лучшие результаты), и число, составляющее 75% от общего числа учащихся (чиспо, от которого начинают учитывать худшие результаты). Сигналы с одних выходов пультов учащихся 1 поступают на входы дополнительных (логических) элементов И 7, а сигналы други выходов пультов учащихся 1 поступают на входы основных (логических) элементов И 2. Первый (кольцевой) счетчик 3 обеспечивает опрос пультов учащихся 1. При этом третий счетчик 8 обеспечивает подачу сигналов на вхоШзГ тех дополнительных логических элементов И 7, кото рые соединены с выходами высшего результата пультов учащихся 1 (на чертеж - это нижний ряд дополнительных логи. ческих элементов И 7). Таким образом при опросе пульта учащегося 1, у которого высший результат контроля, на входе дополнительного логического элемента И 7 ( ряд), связанного с этим пультом учащегося 1, будет сигнал.Этот сигнал поступает на входы четвертого счетчика 9, где записьгаается в виде единицы, и на вход второго счетчика 4 обеспечивая запуск последнего. После запуска второго счетчика 4 сигнал с его выходов поступает на входы тех логических элементов И 2, которые подключены к выходам первых номеров вопросов пуль 586 тов учащихся 1 (на чертеже - то порхний ряд логическихэлементов И 2). Тяким образом при опросе пупьта учлинпч ся 1, у которого высший результат контроля и отвечен первый вопрос, на выхот логического элемента И 2 (верхнего ряда), связанного с этим пультом учащегося 1, по1тляется сигнал. Этот сигнал поступает на Bxozibi третьего блока нитегрирования 13 (в канал, соответствукж1ий первому вопросу), а также на входы первого и второго блоков интегрирования 1 1 и 12. При этом в первом блоке интегрирования 11 этот сигнал зафиксируется, так как на второй вход этого блока поступает сигнал разрешения из счетчика 9. Во втором блоке интегрирования этот сигнал не зафиксируется, так как на второй вход его не поступает сигнал разрешения из счетчика 9. Сигнал разрешения будет поступать в блок 11 до тех пор, пока чиспо сигналов, поступивших в счетчик 9 с выходов дополнительных логических элементов И 7, не- будет равно 25% числа учащихся в группе, т. е. первому чисгЕу, заданному блоком 5. После этого сигнал разрешения не будет выдаваться счетчиком 9 до тех пор, пока число сигналов, поступивших в этот блок с выходов допопнитепьных логических элемен- TOD И 7, не будет равно 75% числа уча- и1ихся группы, т. е. второму числу, заданному блоком 5. После чего счетчик 9 будет выдавать сигнал разрешения во второй блок интегрирования 12. По завершению опроса ответа на первый вопрос второй счетчик 4 подает сигнал на входы логических элементов И 2, которые подключены к выходам вторых вопросов пультов учащихся 1, и происходит опрос второго вопроса. После опроса ответов на последний вопрос второй счетчик 4 выдает сигнал, который со второго выхода его поступает на вход первого счетчика 3, обеспечивая запуск последнего. Первый счетчик 3 продолжает опрос с цепью выявления пультов учащихся J, у которых высший результат контроля. При нахождении следующего такого пульта учащегося 1 повторяется полностью весь цикл опроса по всем вопросам. После первого опроса всех пультов учащихся J сигналом с выхода первого счетчика 3 в третьем счетчике 8 ироизводатся сдвиг на один балл, и повторяется полностью весь ранее описанный пики опроса пультов учащихся 1, т. е. находится пульт учащегося 1, у которого результат на один балл ниже высшего, опрашиваются все ответы на вопросы у этого пульта учащегося 1, после чего первый счетчик 3 продолжает опрос. Полный цикп опроса всех пультов учащихся 1 по всем вопросам завершается тогда, когда будут опрошены по всем вопросам пульты учащи ся 1 с самыми низкими результатами. Поспе завершения полного цикла опроса пультов учащихся 1 в каждом из каналов третьего блока интегрирования 13/на основании сигналов с выходов логических элементов И 2 будет сформировано напряжение, пропорциональное числу пра- , випьиых ответов на вопрос. Эти напряже ВИЯ подаются в блок индикации 6. В первом и втором бпоках интегрирования 11 0-12 (в каждом на каналов) аналогичным образом дет сформировано напряжение, пропс циональное числу правильных ответов на вопрос, данных сортвегственно уч щимися с высоким уровнем знаний и учашимися с низким уровнем знаний. Эти на пряжения поступают на входы блока операционньгх усилителей tO, а затем на вх ды четвертого блока интегрирования 14, обесаечивакяяего вычисление дифференцирукшей способности ропроса. Результаты вычисления с выхода четвертого блока интегрирования 14 поступакиг в блок индикации 6. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет определять как трудность вопроса, так и дифференцирующую способаость вопроса, чем и обеспечивается объективность оценки качества каждого вопроса программы. Объективная и оперативная оценка качества вопросов программы на основании показателей трудности н дафференцирукяцей способвости вопросе позволяет создавать высококачественные обучакяцие в контрогшруюшие программы. Создание высококачественных обучаюищх в контролирукнцих программ повы шает эффективность обучения, что в свою очередь позволяет повысить качество подготовки специалистов. 6 8 зобретения Формул Устройство пля контроля знаний учащихся, содержащее пульты учащихся, содержащее пульты учащихся, подключенные к первым входам основных элементов И, ко вторым входам которых подключены выходы первого счетчика, к третьим входам - выходы второго счетчика, соединенного с первым счетчиком, блоки задания режимов работы и индикации, о тпичающееся тем, что, с целью повышения точности групповой оценки знаний, оно содержит дополнительные элементы И, третий и четвертый счетчики, блок операционных усилителей и четыре блока интегрирования, входы первого второго и третьего блоков интегрирования подключены к выходам основных элементов И, выходы первого н второго блоков интегрирования соединены со входами блока операционных усилителей, выход которого через четвертый блок интегрирования подключен к блоку индикации, соединенному с выходом третьего блока интегрирования, входы первого и второго блоков интегрирования подключены к выходам четвертого счетчика, первые входы которого соединены с блоками задания режимов работы, вторые входы - с выходами дополнительных элементов И и входами второго счетчика, первые входы дополнительных элементов И подключены к пультам учащихся, вторые входы - к первому счетчику, третьи входы - к третьему счетчику, соединенному с первым счетчиком. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Авторское свидетельство СССР №294165, Кл. Q 09 В 7/ОО, 1969. 2.Авторское свидетельство СССР Ns354445, Кл. Q О9 В 7/ОО, 1972. 3.Авторское свидетельство СССР N9485698, Кл. Q 09 В 7/00, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU734795A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1742785A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1246126A1 |
Устройство для обучения | 1988 |
|
SU1531124A1 |
Обучающее устройство | 1982 |
|
SU1024964A1 |
Устройство для оценки знаний учащихся | 1976 |
|
SU608189A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012318A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997061A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU976468A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Авторы
Даты
1978-12-05—Публикация
1976-08-01—Подача