Изобретение относится к машиностроению, особенно к транспортному машиностроению. Известна муфта сцепления, содерж щая две полумуфты, взаимодействующи через фрикционный диск l. Последний сильно изнашивается, а при сильном нагреве коробится. Известна муфта сцепления, содержа щая закрепленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, езаимодействующие между собой через промежуточную среДУ 2. Недостатки зтой муфты сцепления: низкая энергоемкость (большой удель ный вес) и малая величина передаваемого крутящего моментА при малых скольжениях. Целью изобретения является повыше ние энергоемкости муфты и увеличение передаваемого крутящего момента при малых скольжениях. На чертеже приведена муфта сцепле ния в разрезе. Ведущая полумуфта I выполнена в виде стакана, на внутренней цилиндрической поверхности которого выточе ны кольцевые канавки 2 трапециевид- ното поперечного сечения. Канавки чаТипю заполнены вязкой и массой, например специальным клеем. Размеры канавок зависят от свойств массы (она не должна из них вытекать под действием силы тяжести) и ориентировочно равны: глубина 5-10 мм, средняя ширина 1-2 мм, угол конусности 10-15. Число канавок зависит от передаваемого муфтой крутящего момента. Массой, заполняющей канавки, может быть специально подобранная разновидность клеев, применяемых при изгот.овлении липких лент. Наиболее подходящими являются клеи на основе кремнийорганических эластомеров, обладающие повьпиенной температуростойкостью . . в центральной части полумуфты 1 имеется цилиндрический выступ 3, на котором установлена по посадке скольжения ведомая полумуфта 4, выполненная в виде барабана. В полуМуфте 4 , асимметрично, по посадке скольжения установлено несколько осей 5, на которые жестко (при помощи шпонок или шлиц с эксцентриситетом) насажены барабаны 6, несущие на игольчатых подшипниках ролики 7. На периферии роликов выточе 1Ы кольцевые выступы 8 (число роликов зави :Ит от гередаваемого крутящего момента) .
Оси 5 заканчиваются цилиндричесHfw шестеренками 9,находящимися в за ёплении с управляющей шестерней 10. а, в свою очередь, сочленена с несолькими зубчатыми секторами 11, каждый из которых насажен на полуось 12 и связан с возвратной спиральной пружиной 13 и рычагом 14. Последний упирается в обойму 15, несущую подшипник 16, вилку 17 выключениясцепления . Свободное кольцо подшипника контактирует с вилкой 17. Ведомый вал 18 связан с полумуфтой 4 при помоТдй ишицёвбго соединения.
На все детали муфты сцепления, за исключением кольцевых канавок и выступов 3, наносится специальное покрытие, к которому вязкая масса не пристает, например силикатное покрытие .,
Полумуфты 1 и 4 и ролики 7 изготавливаются из материала, обладающего высокой теплопроводностью. Муфта сцепления заключена в кожух, исключающий попадание в вязкую массу пыли и грязи.
Принцип действия муфты сцепления следующий.
В выключенном состоянии (вилка йаходится в крайнем левом положении) Между полумуфтой 1 и роликами имеется гарантированный воздушный зазор G , равный 1-1,5 мм. Для включения муфты сцепления отпускают вилку 17. Под действием пружин 13 происходит поворот зубчатых секторов 11. Это вызывает поворот управляющей шестерни. Последняя поворачивает синхронно все барабаны на 180. В результате эксцентриситет С изменяет знак на противоположный. Но так как
2е ,
где fi - глубина канавки 2, то происходит почти полное погружение выступов 8 в канавки. Масса выдавливается из них, заполняет весь зазор между выступами 8 и приклеивает их друг к другу. Это лишает ролики подвижности. Воздействуя через барабан на оси, ролики увлекают полумуфту 4 и заставляют ее вращаться синхронно с полумуфтой 1,
При частичнок погружении выступов 8 в канавки (промежуточные режимы) силы склеивания могут оказаться недостаточными для полного торможения
роликов. Вращаясь, последние будут непрерывно приклеиваться и отклеиваться от полумуфты 1. При этом будет происходить интенсивная деформация массы, стремящейся под действием центробежных сил скопиться на дне канавок. При деформации массы, А также при отрыве и приклеивании роликов к полумуфте 1 будет происходить интенсивное превращение механической энергии в тепло.
Отдельные частицы массы, вырванные вращающимися роликами из канавок, на деталях муфты из-за наличия на их поверхностях специального покрытия удержаться не могут. Под действием центробежных сил они вновь попадают в канавки.
При резком повышении воспринимаемого муфтой крутящего момента также происходит незначительный проворот
роликов, чем и достигаются гашение крутильных колебаний и мягкая работа трансмиссии. . .
Формула изобретения
1.Муфта сцепления, содержащая закрепленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через вязкую жидкость, отличающаяся тем, что, с целью повышения энергоемкости муфты
и увеличения передаваемого крутящего момента при малых скольжениях, ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с кольцевыми канавками на внутренней цилиндрической поверхности для размещения вязкой и липкой массы, например специального клея, а ведомая полумуфта выполнена в виде барабана, несущего на периферии ролики, установленные свободно на поворотных эксцентриковых осях и снабженные внешними выступами по форме кольцевых каналов ведущей полумуфты.
2.Муфта сцепления по п.1, о т личающаяся тем, что она снабжена зубчато-реечным механизмом поворота эксцентриковых осей. П Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .
1.Патент США.№ 3061062, кл. 192-70.18 -1962,
2.Патент США № 3559786, кл. 192-58, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центробежная муфта | 1990 |
|
SU1795185A1 |
Центробежная муфта | 1983 |
|
SU1134818A2 |
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU557218A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
Предохранительная муфта | 1989 |
|
SU1776335A3 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1388606A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2021552C1 |
Электромагнитная порошковая муфта | 1976 |
|
SU603792A2 |
Авторы
Даты
1979-02-05—Публикация
1973-11-22—Подача