1
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано как механическая .передача, позволяющая осуществлять привод машин и механизмов с малыми или вЦсо- кими скоростями рабочих органов.
Известны волновые передачи с жесткими звеньями, предназначенные для обеспечения малых угловых скоростей приводных валов машин и механизмов, состоящие из генератора волн в виде косого кривошипа, промежуточного жесткого коиического колеса, совершающего волнообразное качание, и вращающегося жесткого зубчатого колеса l J.
Известна также волновая передача с жесткими звеньями, содержащая генератор волн,выполненный в виде косого кривошипа, промежуточное звено с двумя зубчатыми венцами с одинаковым количеством зубьпв на каждом венце и подвижное колесо 2.
Известные волновые передачи имеют пониж нную нагрузочную способность, определяемую количеством зубьев одного венца промежуточного звена, находящихся в зацеплении с подвижным колесом. Осевые усилия в зацеплении промежуточного звена с неподвижным и подвижным колесами дополнительно нагружают опоры валов. Фиксация промежуточного звена на косом кривошипе в осевом направлении приводит к неравномерному нагружению зубьев двух его зубчатых венцов, что также снижает нагрузочную способность передачи. Из-оа значительного трения между зубьями, входящими в зацепление, в известной передаче невозможно обеспечить двухсторонвюю передачу вращения.
Целью изобретения является повыше- ние нагрузочной способности передачи н разгрузка опор валов от осовых усилий.
Для этого промежуточное звено выполнено плаваюцим в осевом направлении, подвижное копесо выполнено составным с зубчатыми внутренними тортами, кэличпст.Бо зубьев которых одинаково, но не fviBHO 365 количеству зубьев на ториах промежуточного эвена. Кроме того, зубья подвижного колеса выполнены в виде шариков. На чертеже показана волновая пе|зедана, разрез, общий вид. Волновая передача содержит генератор волн в виде косого кривошипа 1, посажен ного на ведущий вал 2 и закрепленного штифтом 3. Промежуточное звено 4, не фиксированное в осевом направлении, размещено на роликовых подшипниках 5, посаженных на шейки косой втулки. На дву торйцоБ1ЕДХ поверхностях промежуточного звена но окружности имеется одинаковое количество зубьев 6. Составное подвижное колесо 7, связанное с ведомым валом 8, имеет на двух внутренних торцах по одинаковому числу зубьев 9, выполненных в виде шариков 10, расположенных в соответствующих гнездах. Штифты 11 служат для предотвращения вращения промежуточного звена 4. Передача работает следующим образом При вращении вала 2 пуэомежуточное звено 4, не.врашаясь, совершает волнооб разное качательное движение, обеспечивая вход в зацепление, зубьев 9 подвижного колеса 7 с зубьями 6, находящимися на промежуточном звене. При этом зона кон такта зубьев будет перемещаться вокруг геометрической оси валов. Так как промежуточное звено 4 не вращается, из-за разницы числа зубьев 9 и зубьев 6 происходит вращение составного подвижного колеса 7 и ведомого вала 8. Промежуточное звено 4 самоустанавливается на роликовых подшипниках 5, обеспечивая пе редачу одинаковой нагрузки по двум торцам подвижного колеса и уравновешивание на этом колесе осевых сил. Передача может работать и в режиме мультипликатора, т. е. может передавать вращение со стороны вала 8 к валу 2, увеличивая его зггловую скорость. При этом вращение подвижного колеса 7 при8ведет к волнообразному кдчателгдгому дпнжению промежуточного звена 4 и к вращению вала 2. В связи с двухкратным увеличением числа зубьев на подвижном колесе, находящихся в зацеплении с зубьями промежуточного звена, возрастает нагрузочная способность волновой передачи, а плавающее в осевом направлении промежуточное звено обеспечивает равномерную нагрузку двух венцов, подвижного колеса и уравновешивание осевых сил в зацеплении, т. е. осевую разгрузку опор валов. Применение шариков в качестве выступов на подвижном колесе позволяет осуществить двухстороннюю передачу вращения. Формула изобретения 1,Волновая передача с жесткими звеньями, содержащая генератор волн, выполненный в виде косого кривошипа, про- межуточное звено с двумя зубчатыми венцами с одинаковым количеством зубьев на каждом венце и подвижное колесо, о тличающаяся тем, что, с цепью повышения нагрузочной способности передачи и разгрузки опор валов от осевых усилий, промежуточное звено выполнено плавающим в осевом направлении, цодвижное колесо выполнено составным с зубчатыми внутренними торцами, количество зубьев которых одинаково, но не равно количеству зубьев на торцах промежуточного звена. 2.Волновая передача по п. 1, о т личающаяся тем, что зубья под вижного колеса выполнены в виде шариков. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3258994, кя. 74800, 1966. 2.Павлов Б, И. Механизмы приборов и систем управления, Л., Машиностроение, 1972, с. 151, рис. 82.
Авторы
Даты
1979-03-25—Публикация
1977-04-04—Подача