ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ Российский патент 2000 года по МПК C10M169/04 C10M169/04 C10M105/18 C10M105/14 C10M129/68 C10M129/90 C10N40/08 

Описание патента на изобретение RU2156278C1

Изобретение относится к области получения тормозных жидкостей (ТЖ) на основе гликолей и их эфиров, применяющихся в гидравлических приводах тормозов и сцеплений автомобилей.

В настоящее время к тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей предъявляются высокие требования для обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля.

К наиболее важным физико-химическим характеристикам тормозных жидкостей согласно международным стандартам относятся следующие показатели: температура кипения сухой и увлажненной жидкости, пологая кривая изменения вязкости в широком интервале температур и при этом они должны обладать достаточной текучестью и при низких температурах.

В зависимости от фактических характеристик тормозные жидкости согласно международному стандарту SAE J 1703 и спецификации департамента США по транспорту FMSS N116 классифицируется по типам ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5 (таблица 1).

Настоящее изобретение относится к разработке тормозной жидкости типа ДОТ-3 на гликолевой основе с температурой кипения сухой жидкости не менее 205oC и увлажненной жидкости не менее 140oC с удовлетворительными показателями по вязкости и другим требованиям стандартов.

Известна тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), диэтиленгликоля, касторового масла и трибутилового эфира ортофосфорной кислоты с температурой кипения 190oC [1-SU287227].

Известна также тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), этиленгликоля, диэтиленгликоля, монобутилового эфира дипропиленгликоля и изододецилового спирта с температурой кипения 190oC [2-SU 318620] . Наиболее близкой к предлагаемой жидкости является тормозная жидкость на основе моноэтилового эфира диэтиленгликоля, содержащая в мас.%.

адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля - 23-25
полигликоль молек.массы 680-720 - 23-25
дифенилолпропан - 0,5-0,55
морфолин - 0,4-0,45
бензтриазол - 0,1-0,2
моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - остальное
Температура кипения указанной жидкости повышается до 198oC, температура кипения увлажненной жидкости повышается до 144oC [3-SU 767183].

Недостатком известных тормозных жидкостей, в том числе по прототипу, является ограничение их температуры кипения 190-198oC, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к тормозным жидкостям типа ДОТ-3, где температура кипения должна быть не ниже 205oC, а увлажненной жидкости не ниже 140oC (таблица 1).

Задачей предлагаемого изобретения является создание тормозной жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а именно с температурой кипения выше 205oC и температурой кипения увлажненной жидкости, не менее 140oC.

Поставленная задача решается предложенным составом тормозной жидкости на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), содержащей бутиловый эфир диэтиленгликоля (бутилкарбитол) или этиловый эфир триэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктилфталат или диоктиладипинат, полипропиленгликоль, а также антиокислительную и антикоррозионную присадки при следующем соотношении компонентов, мас.%:
этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15-45
диэтиленгликоль - 10-30
эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктилфталат или диоктиладипинат - 1-5
полипропиленгликоль - 10-20
антиокислительная присадка - 0,3-0,7
антикоррозионная присадка - 0,1-0,6
этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100
При этом состав может содержать еще и триэтиленгликоль в количестве 10-20 мас.%.

В качестве антиокислительной присадки может быть использован дифенилолпропан, в качестве антикоррозионной - морфолин и бензтриазол.

Предложенная тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля, содержащая полипропиленгликоль, антиокислительную и антикоррозионную присадки отличается от известной тем, что она дополнительно содержит этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля или диоктилфталат или диоктиладипинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15-45
диэтиленгликоль - 10-30
эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля или диоктилфталат или диоктиладипинат - 1-5
полипропиленгликоль - 10-20
антиокислительная присадка - 0,3-0,7
антикоррозионная присадка - 0,1-0,6
этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100.

При этом жидкость может дополнительно содержать еще и триэтиленгликоль в количестве 10-20%.

Предложенный состав тормозной жидкости обеспечивает предъявляемые к ним требования, а именно:
- повышение эксплуатационных характеристик по температуре кипения сухой и увлажненной жидкости в соответствии с требованиями международного стандарта SAE 1703 для класса ДОТ-3;
- обеспечение в соответствии со стандартом SAE 1703 класс ДОТ-3 вязкостных свойств тормозной жидкости в интервале температур от минус 50 до плюс 100oC;
- совместимость с резинотехническими изделиями тормозной системы автомобиля,
- высокую коррозионную стабильность композиции относительно конструкционных материалов: жесть белая, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун, латунь, медь;
- стабильность состава, отсутствие осадка.

Введение в состав тормозной жидкости диэтиленгликоля и триэтиленгликоля приводит к увеличению температуры кипения сухой и увлажненной тормозной жидкости.

Как видно из таблицы 2 температура кипения диэтиленгликоля равна 244,8oC, а триэтиленгликоля 278,3oC по сравнению с температурой кипения этилкарбитола 201,9oC, являющегося основой известной тормозной жидкости. Соответственно, температура кипения увлажненных образцов диэтиленгликоля и триэтиленгликоля равна 166oC, а этилкарбитола 132oC.

Введение дополнительно в состав тормозной жидкости этилового эфира триэтиленгликоля или бутилового эфира диэтиленгликоля (бутилкарбитола), имеющих температуру кипения 255,4oC и 231,2oC, приводит также к увеличению температуры кипения тормозной жидкости, но при этом снижается кинематическая вязкость композиции при низких температурах, обеспечивая тем самым работоспособность тормозной жидкости при низких температурах.

Дело в том, что смесь диэтиленгликоля и этилкарбитола (этилового эфира диэтиленгликоля) имеет более низкую температуру замерзания по сравнению с температурой замерзания индивидуальных веществ.

Согласно измерений выполненных нами, смесь диэтиленгликольэтилкарбитол, с содержанием диэтиленгликоля 10 мас.% имеет температуру замерзания минус 73oC, а при содержании диэтиленгликоля 30 и 50 мас.% соответственно минус 71oC и минус 68oC. Такими же свойствами понижения температуры замерзания обладают и смеси диэтиленгликоль-этиловый эфир триэтиленгликоля и этиленгликоль в смеси с бутиловым эфиром диэтиленгликоля.

Использование в данном изобретении эффекта снижения температуры застывания смесей диэтиленгликоля, с этиленгликолевыми эфирами позволило создать композицию тормозной жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками по температуре кипения сухой и увлажненной жидкости при хороших вязкостных характеристиках при низких и высоких температурах эксплуатации, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.

Известно, что для получения, описанных в данном изобретении, высоких эксплуатационных свойств тормозной жидкости в композиции тормозных жидкостей вводят эфиры борной кислоты [4-RU 2078121].

Как видно из таблицы 2, наиболее высокой температурой кипения увлажненных компонентов, из приведенных в таблице продуктов, обладает борный эфир этилкарбитола 191oC. Однако при введении в состав тормозной жидкости борного эфира этилкарбитола или другого аналогичного эфира наряду с положительным эффектом повышения температуры кипения сухой и увлажненной жидкости в процессе эксплуатации происходит поглощение влаги с выделением борной кислоты, что приводит к повышению коррозионной активности тормозной жидкости и выпадению осадка.

В этом плане введение в состав тормозной жидкости смеси диэтиленгликоля и этилового эфира триэтиленгликоля или бутилового эфира диэтиленгликоля приводит к повышению температуры кипения, без указанных выше отрицательных эффектов при введении борных эфиров.

Введение полипропиленгликоля повышает вязкость тормозной жидкости при повышенной температуре и обеспечивает смазывающие свойства тормозной жидкости.

Для обеспечения совместимости жидкости с резинотехническими уплотнениями в тормозной системе в состав тормозной жидкости вводится сложный эфир этилкарбитола и жирных кислот (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктил-фталат или диоктиладипинат.

Для защиты конструкционных материалов тормозной системы от коррозии и повышения стабильности тормозной жидкости в процессе эксплуатации в ее состав вводится комплекс антикоррозионных и антиокислительных присадок: дифенилолпропан, морфолин и бензтриазол.

Жидкость заявленного состава готовят последовательным смешением компонентов при перемешивании и температуре 25-90oC с последующей фильтрацией полученного раствора.

Для экспериментальной проверки заявленного состава были приготовлены 14 смесей различного состава (таблица 3), результаты испытаний которых по показателям температуры кипения сухой и увлажненной жидкости, кинематической вязкости при температурах -40oC, +50oC и +100oC представлены в таблице 4.

Испытания проводились по техническим условиям ТУ 6-01-34-93 на тормозную жидкость "Нева".

Как видно из таблицы 4 испытанные составы тормозных жидкостей по температурам кипения сухой и увлажненной жидкости превосходят показатели прототипа и ТУ 6-01-34-93 и соответствуют требованиям международного стандарта SAE 1703 к тормозным жидкостям класса ДОТ-3.

По показателю кинематическая вязкость при +50oC и +100oC испытанные тормозные жидкости также соответствуют требованиям ДОТ-3 и техническим условиям на тормозную жидкость "Нева". По кинематической вязкости при температуре минус 40oС испытанные образцы тормозных жидкостей соответствуют требованиям к жидкостям класса ДОТ-3.

В таблице 5 представлены данные испытаний пяти образцов из заявленного состава на коррозионную активность по отношению к стандартным металлам.

Как видно из таблицы 5, коррозионное воздействие представленных тормозных жидкостей на стандарты не выходит за рамки требований международного стандарта SAE 1703 и также соответствует более жестким требованиям ТУ 6-01 - 34-93 на тормозную жидкость "Нева".

В таблице 6 приведены результаты испытаний указанных выше пяти образцов состава согласно таблице 3 по показателям: стабильность при высокой температуре, низкотемпературные свойства, взаимодействие со стандартными резинами, а также по показателю активности водородных ионов (pH), в соответствии с требованиями международного стандарта и ТУ 6-01- 34-93 на тормозную жидкость "Нева".

Как видно из таблицы 6 по всем показателям представленные образцы тормозных жидкостей из представленного состава соответствуют нормам и требованиям международного стандарта SAE 1703 класс ДОТ-3 и ТУ 6-01-34-93 на тормозную жидкость "Нева".

Похожие патенты RU2156278C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 2000
  • Сафин Д.Х.
  • Хазиев К.К.
  • Гайфутдинов Г.Ш.
  • Шияпов Р.Т.
  • Сахабутдинов А.Г.
  • Ашихмин Г.П.
  • Мальцев Л.В.
  • Чебарева А.И.
  • Госманов Ф.Г.
RU2171829C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 1998
  • Рыжов Е.М.
  • Лебедев В.С.
RU2147605C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 1995
  • Сафин Дамир Хасанович
  • Демидов Михаил Александрович
  • Гайфутдинов Гамиль Шайхутдинович
RU2078121C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 1995
  • Демидов Михаил Александрович
  • Сафин Дамир Хасанович
RU2078122C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2004
  • Братчиков Константин Дмитриевич
  • Громова Валентина Васильевна
  • Васильев Валентин Всеволодович
  • Потехин Вячеслав Матвеевич
RU2295560C2
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 1995
  • Рыжов Е.М.
  • Лебедев В.С.
RU2087528C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2006
  • Голубев Юрий Дмитриевич
  • Спорова Людмила Григорьевна
  • Панюшев Дмитрий Анатольевич
  • Орехов Олег Владимирович
  • Лукичев Михаил Владимирович
  • Шеин Александр Владимирович
RU2345125C2
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 1996
  • Власов Г.М.
  • Белянина Н.В.
  • Грошев Г.Л.
  • Андреев Е.М.
  • Злобин Н.М.
  • Калмыков И.В.
  • Болотов В.А.
  • Солдатов В.А.
  • Алферова А.И.
  • Дорфман В.П.
RU2124043C1
Тормозная жидкость и способ ее получения 2022
  • Окружнов Александр Владимирович
RU2802813C1
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 1999
  • Хаврова Л.Е.
  • Постовалова М.Ф.
  • Челядинова О.П.
  • Соколов В.В.
  • Казанцев И.Ю.
RU2176664C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 156 278 C1

Реферат патента 2000 года ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

Изобретение относится к тормозным жидкостям, применяющимся в гидравлических приводах и сцеплениях автомобилей. Тормозная жидкость содержит, мас. %: этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля 15,45, диэтиленгликоль 10-30, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат или диоктиладипинат 1-5, полипропиленгликоль 10-20, антиокислительная присадка 0,3-0,7, антикоррозионная присадка 0,1-0,6, этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100. Дополнительно жидкость может содержать триэтиленгликоль в количестве 10-20 мас.%. Технический результат: жидкость обладает повышенными температурами кипения в сухом и влажном состояниях. 1 з.п. ф-лы, 6 табл.

Формула изобретения RU 2 156 278 C1

1. Тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля, содержащая полипропиленгликоль, антиокислительную и антикоррозионную присадки, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат, или диоктиладипинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15 - 45
Диэтиленгликоль - 10 - 30
Эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат, или диоктиладипинат - 1 - 5
Полипропиленгликоль - 10 - 20
Антиокислительная присадка - 0,3 - 0,7
Антикоррозийная присадка - 0,1 - 0,6
Этиловый эфир диэтиленгликоля - До 100
2. Тормозная жидкость по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит триэтиленгликоль в количестве 10 - 20 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2156278C1

Тормозная жидкость 1978
  • Холодов Борис Павлович
  • Гундырев Алексей Александрович
  • Казакова Людмила Петровна
  • Гуреев Андрей Александрович
  • Романова Людмила Владимировна
  • Шарапова Галина Алексеевна
SU767183A1
DE 3627432 А1, 18.02.1988
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ 1995
  • Демидов Михаил Александрович
  • Сафин Дамир Хасанович
RU2078122C1
DE 3134954 А1, 10.03.1983.

RU 2 156 278 C1

Авторы

Габутдинов М.С.

Парфенов А.Н.

Юсупов Н.Х.

Кудряшов В.Н.

Борисов А.В.

Даты

2000-09-20Публикация

1999-12-16Подача