щими элементами выходных передач, причем направления винтовых передач колес каждой пары как центральных, так и внешних колес противоположны. Кроме того, винтовые передачи могут быть выполнены в виде винтовых канавок и расположенных в них шариков. На чертеже показан предлагаемый вариатор, разрез. В корпусе 1 посредством правой и левой винтовой канавки с шариками 2 установлены две пары внешних колес 3 с вогнутой образуюш,ей. На ведущем валу 4 посредством правой н левой винтовой канавки с шариками 5 установлены две пары центральных колес 6 с вогнутой образующей, фиксируемых от относительного поворота штифтами 7. Между колесами расположены фрикционные сателлиты с двояковыпуклыми рабочими поверхностями 8, установленные посредством подшипников качения на коленчатых осях 9. Оси 9 поворотно установлены в водилах 10, которые кинематически связаны посредством шестерен 11 и 12 с ведомыми валами 13 и 14. На внешних колесах напрессованы шестерни 15, выполненные заодно целое с кулачковой полумуфтой, фиксирующей внешние колеса от относительного поворота. С шестернями 15 зацепляются шестерни 16, жестко соединенные с двумя винтовыми валиками 17 и 18. Один конец каледого валика новоротно установлен в корпусе, вторые концы соедннены зубчатой муфтой 19, с которой посредством упорного подшипника сопряжен поводок 20. Направление винтовых канавок на валиках 17 и 18 противоположное - правое и левое. Поводок 20 имеет привод для осевого перемещения. Вариатор работает следующим образом. В момент, когда зубчатая муфта находится на оси симметрии вариатора, валики 17 и 18 расположены в нейтральном положении. На центральные колеса действуют одинаковые крутящие моменты, выдаваемые на выходные валы. Нод действием нажимных усилий и внешних колес сателлиты перемещаются в радиальном направлении и приходят в равновесное положение, благодаря чему автоматически устанавливается одинаковое оптимальное передаточное отношение в обеих частях вариатора. Если на одном из ведомых валов резко увеличивается крутящий момент, то соответствующая пара внещних колес поворачивается относительно корпуса на некоторый угол, и передаточное отношение в этой части вариатора изменяется. Но поскольку валики с шестернями соединены зубчатой муфтой, то проворот одной пары внешних колес влечет за собой синхронный проворот другой пары внешних колес, а передаточное отнощение изменяется также синхронно. В результате передаточное отношение обеих кинематических цепей при случайных нагрузках на одном ведомом валу остается неизменным, а нагрузка автоматически равномерно распределяется на оба ведомых вала. Регулируется вариатор подобно прототипу: при смещении поводка 20 из нейтрального положения в осевом направлении пары внещцих колес поворачиваются на некоторый угол относительно друг друга, расстояние между колесами в каждой паре становится неодинаковым, возникшая разность расстояний обусловливает разность передаточных чисел в обоих потоках мощности. Исполнение внешних колес 3 невращающимися, поворотно установленными в корпусе позволяет уменьщить маховой момент вариатора, исключить балансировку внещних колес, уменьшить число деталей, габариты и вес. Регулирующее устройство, связанное с невращающимися внешними колесами, позволяет исключить потери мощности в подшипнике между поводком и зубчатой муфтой, чем обеспечивается повышение КНД вариатора. Подобные вариаторы можно применять на гусеничных самоходных машинах. .. Формула изобретения 1. Двухпоточный фрикционный вариатор, содержащий две пары центральных колес с вогнутой образующей рабочих поверхностей, установленных на ведущем валу вариатора с возможностью осевого перемещения, две пары внешних колес с вогнутой образующей рабочих поверхностей, установленных в корпусе с возможностью осевого перемещения, фрикционные сателлиты с двояковыпуклыми рабочими поверхностями, соединенные с водилом, расположенные в кольцевом канале между внешними и центральными колесами каждой пары для взаимодействия с рабочими поверхностями эти колес, две выходные передачи, ведомые валы которых соосны и параллельны ведущему валу, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщеНИН надежности, центральные и внешние колеса установлены посредством винтовых передач, а механизм управления выполнен в виде двух валиков с винтовыми канавками противоположного направления, связанных посредством передачи с каждой парой внешних колес и зубчатой муфтой, соединяющей валики с возможностью осевого перемещения по упомянутым канавкам, водило соединено с ведущими элементами выходных передач, причем направления винтовых передач колес каждой пары как центральных, так и внешних колес противоположны.
2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что винтовые передачи выполнены в виде винтовых канавок и расположенных в них шариков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Листок технической информации. М.., Минавтопром, №11, 1971.
2.Авторское свидетельство СССР № 445779, F 16Н 13/06, 1971.
Авторы
Даты
1979-03-30—Публикация
1971-09-22—Подача