1
Изобретение относится к области судостроения и океанографических исследований, в частности к обтекателям буксирного кабель-троса.
Известен обтекатель, состоящий из двух профильных симметричных полос, соединяемых между собой с возможностью последующего разъема и образующих в поперечнике гидродинамический профиль. В свободное пространство укладываются без натяжения кабель и буксирный трос. Профильные полосы соединяются между собой с помощью элементов, протянувшихся по всей длине, выполненных попеременно в виде цилиндрических выступов и цилиндрических канавок и имеющих фрикционную блокировку. Профильные полосы выполняются из эластичного Ma териала и наматываются на два отдельных барабана. При постановке обтекателя обе-полосы сматываются с барабанов таким образом, что буксирный трос и кабель, сматываемые со своих барабанов, укладываются в свободное пространство, образующееся между полосами, соединяемыми в обтекатель ГД-профиля прижатием последних друг к другу двумя шкивами. При этом цилиндрические выступы входят с натягом в цилиндрические канавки, и полосы удерживаются сцепленными за счет фрикциона l.
Однако этот обтекатель может быть изготовлен только из эластичного материала, что не может способствовать сохранению обтекателем в поперечнике профиля на предельных скоростях буксировки и возрастающем при этом ГД-сопротивлении. На борту судна обтекатель может храниться только намотанным на барабаны, которые занимают большую часть палубного пространства. Обтекатель не имеет опор на несущий основную нагрузку буксир. Это при определенной скорости буксировки может привести к разрушению обтекателя за счет распределенного на его длине касательного усилия, обуслов- леииого вязким трением жидкости.
Наиболее близким техническим решением данной задачи является обтекатель буксирного кабельного троса, состоящий из жестких профильных полос, образующих в сборке элемент в виде гидродинамического профиля и имеющих на внутренней поверхности вы, ступы 2. Однако эта конструкция недостаточно надежна в эксплуатации. Цель изобретения - повышение надежности в эксплуатации и сцепления профильных полос между собой. Для этого обтекатель снабжен гиб кими тросами, соединяющими элементы обтекателя, а выступы выполнены фигурными. Кроме того, выступы могут иметь Т- или Г-обраэную форму. На фиг. 1 изображен обтекатель в собранном виде (вид в плане); на фиг. 2 - обтекатель, собранный из .элементов с Т-образными выступами (аксонометрия); на фиг. 3 - сечени А-А профильных полос, состоящих из ментов с Г-образными выступами на ф 1; на фиг. 4 - сечение профильных полос, состоящих из элементов с Т-образными выступами; на фиг. 5 - сечение Б-Б фиг. 1 и узел 1. Обтекатель состоит из двух профильных полос 1 и 2, образующих в сборе ГД-профиль. Профильные полосы 1 и 2 соединяются с помощью гибких нерастяжимых связующих элементов, например тросов 3, проходящих через отверстия 4 в носовой и хвостовой части обтекателя. Полосы 1 и 2 могут иметь по одному Т-образному выступу 5 или по два Г-образных высту па 6. Выступы могут быть выполнены за одно целое с соответствующими по лосами или устанавливаться в определенных местах полос по шаблонам и прикрепляться к ним одним из извест ных способов в зависимости от испол зуемых для изготовления обтекателя материалов. Выступы 5 и 6 служат дл удержания профильных полос 1 и 2 в сцепленном положении. Загнутые кон.цы выступов 5 и 6 имеют в поперечни ке такую форму, которая обеспечивает беспрепятственный их вход в зацепление и выход из зацепления, а также самоуплотнение соединения про фильных полос 1 и 2 по мере возрастания действующей вдоль буксирной линии нагрузки на полосы, обусловленной касательным усилием со сто-, роны потока воды. Кроме того, на полосах 1 и 2 име ются рифленые выступы 7, служащие для лередачи части усилия с полос 1 и 2 обтекателя на грузонесущий вукСир 8. На буксире 8 равномерно по его длине установлены опОры 9 на таком расстоянии друг от друга, что усилие, воздействукяцее на обтекатель на участке между соседними опорами 9, вызванное вязким трением набегающего потока воды, недостаточ но для разрушения обтекателя на пре полагаемых скоростях буксировки. : Опоры 9 выполняются в виде двух пол цилиндров , имеющих рифленую образую щую и охватывающий буксир. В свободное пространство обтекателя можно укладывать без натяжения контрольный 10 и силовой 11 кабели. Прижимные шкивы 12 служат для сборки профильных полос 1 и 2 в единый обтекатель. Прижимные шкивы 12 должны иметь образующую, повторяющую очертания боковых поверхностей обтекателя и поверхность из материала, обеспечивающего фрикционное сцепление профильных полос 1 и 2. Сборка обтекателя осуществляется следующим образом. Профильн ле полосы 1 и 2 с мест хранения на судне, например с барабанов, по направляющим роликам подаются к месту сборки. Здесь полосы приводятся в соприкосновение двумя прижимными шкивами 12. Профильные шкивы 1 и 2 сцепляются друг с другом при помощи выступов 5или 6 и образуют обтекатель ГДпрофиля. Одновременно с барабанов сматываются буксир 8 с закрепленными на нем через равные промежутки опорами 9, кабели 10,. 11 и другие элементы, например датчики, которые требуется закрыть обтекателем. Бесперебойное поочередное сцепление профильных полос 1 и 2 происходит за счет того, что окружная скорость вращения прижимных шкивов.12 несколько больше скорости перемещения обтекателя относительно шкивов. Поэтому, благодаря фрикционному сцеплению между шкивами 12 и полосами 1, 2 выступы 5, 6последних входят в зацепление с некоторым усилием. Одновременно происходит соединение рифленых выступов 7с рифленой поверхностью опор 9, установленных на несущем основную нагруэку буксире 8. Войдя в соприкосновение с опорой 9, выступы 7 не позволяют перемещаться обтекателю относительно буксира 8, вдоль его оси, но дают возможность вращаться буксиру (если это стальной неуравновешенный трос) вокруг своей оси внутри обтекйтеля. Элементы.профильных полос в собранном обтекателе располагаются друг против друга в шахматном порядке,.что не позволяет им поворачиваться друг относительно друга в оси,параллельной буксирной линии, и тем .самым увеличивать сопротивление движению обтекате.ля в воде. Разборка обтекателя происходит в обратном порядке. Формула изобретения 1. Обтекатель буксирного кабельтроса, состоящий из жестких профильных полос, образующих в сборе элемент в виде гидродинамического профиля и имеющих на внутренней поверхности выступы, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации и сцепления профильных полос между собой, он снабжен гибкими стальными тросами, соединяющими элементы обтекател друг с другом, а выступы выполнены фигурными.
2. Обтекатель по п.1, отличающийся тем, что выступы имеют Т-образную форму.
J. Обтекатель по п.1, о т л и чающийся тем, что выступы имеют Г-образную форму.
- Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции 2155509, кл. В 63 В 21/00, опублик, 1973.
2. Патент Франции 2023979, кл. В 63 В 21/00, опублик. 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУКСИРУЕМАЯ ЛИНИЯ | 2007 |
|
RU2361773C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2419574C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293662C1 |
Способ подачи на судно электрических кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов | 2023 |
|
RU2809170C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
АГРЕГАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ОПТОВОЛОКОННОГО КАБЕЛЯ НА ПРОВОД ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2124256C1 |
МОДУЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БАРЖЕ-БУКСИРНЫЙ СОСТАВ | 2012 |
|
RU2488512C1 |
Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры | 1981 |
|
SU1011446A1 |
Фиг 2 (Риг.З Фиг
8
Фиг
Авторы
Даты
1979-04-25—Публикация
1976-02-16—Подача