Изобретение относится к области аварийно-спасательных средств и способам их применения и предназначено для повышения эффективности оказания помощи аварийному судну.
Предпосылки к изобретению. Для оказания помощи аварийному судну в ряде случаев требуется подать на это судно электрические кабели электроснабжения; шланги подачи жидких огнегасящих средств, жидких грузов (горюче-смазочных материалов, воды и т.п.); буксирных канатов и малогабаритных грузов.
Наиболее распространенным в настоящее время способом подачи на аварийное судно указанных средств является первоначальный заброс на это судно «бросательного конца» (линя), прикрепленного к кабелю (шлангу, буксирному канату, буксирному концу малогабаритного контейнера с грузом), с последующим их втягиванием на борт выбиранием «бросательного конца». Перемещение данных средств происходит в воде (по льду) от борта, оказывающего помощь судна, до борта аварийного судна с последующим подъемом этих средств на требуемый уровень. Применение на практике указанного способа связано с рядом ограничений:
по расстоянию между аварийным судном и судном (судами), оказывающим помощь, сопряженным с взрыво-пожарной опасностью аварийного судна;
по дальности применения средств метания «бросательного конца» (в среднем до 25 метров);
по высоте места приема средств оказания помощи на аварийном судне; по гидро-метеорологическим условиям.
Данные обстоятельства, подтвержденные опытом оказания помощи судам, требуют разработки простого в реализации технического решения, обеспечивающего повышение эффективности оказания помощи аварийному судну.
Известны способы и средства, изложенные в [1], «Подготовка и подача буксирного троса в порту и в море». Применение этих способов и средств, для подачи на аварийное судно электрических кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов сопряжено с рядом ограничений, приведенных выше, и не позволяет достичь технического результата предлагаемого изобретения.
Известны дистанционно-управляемые подводные аппараты [2], которые управляются по кабель - тросу, следующие к обнаруженному кораблем-носителем объекту в надводном или полупогруженном, или подводном положении. Однако данные аппараты не приспособлены для буксировки по воде (льду) кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов и их подъем на необходимый уровень борта судна.
Более близким к предлагаемому изобретению по своей технической сущности является изобретение «Спускоподъемное устройство буксируемой линии» [3]. Оно предназначено для постановки-выборки буксируемых линий, содержащее поворотный слип с установленным на нем по-походному углубителем буксируемой линии и буксирную лебедку с горизонтально установленным барабаном для многослойной однорядной намотки буксирной линии. Однако техническое решение, реализованное в указанном изобретении, не позволяет осуществлять буксировку по воде (льду) кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов и их подъем на необходимый уровень борта судна.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является доставка оконечных частей кабелей (шлангов, буксирных канатов), буксирных концов контейнеров малогабаритных грузов к борту аварийного судна путем их буксировки по воде (по льду) дистанционно управляемым буксирующим устройством, а также их подъем на требуемый уровень борта судна посредством этого устройства.
На фигуре 1 представлено буксирующее устройство, реализующее заявляемый способ, со следующими обозначениями.
1 - штанга - зацеп, предназначенная для зацепа буксирующим устройством кромки борта (фальшборта), леерных ограждений и других элементов корпуса судна, а также для установки на штанге GPS-приемника и светодиодной трубки, показывающих местоположение буксирующего устройства;
2 - линия поверхности воды;
3 - корпус буксирующего устройства, являющийся несущей плавучей конструкцией устройства, выполненный из прозрачного пластика, позволяющий осуществлять визуальный осмотр состояния элементов внутри корпуса;
4 - механизм, обеспечивающий изменение угла наклона штанги-зацепа. В взведенном состоянии (при движении к судну) штанга зацеп зафиксирована фиксирующим элементом под углом наклона вперед;
5 - лопасть гребного колеса, выполненная из алюминиевого сплава с зубчатой верхней кромкой, обеспечивающая сцепление колеса со слоями краски и грунта, нанесенными на поверхность борта судна;
6 - стабилизатор;
7 - кабель-трос с положительной плавучестью, предназначенный для электропитания электрических приемников буксирующего устройства и передачи к ним управляющих сигналов, обладающий достаточной механической прочностью для его использования в качестве буксирного троса при буксировке кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных контейнеров с грузом и их подъема на требуемый уровень борта судна;
8 - хомут для крепления к кабелю-тросу буксируемых кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных контейнеров с грузом;
9 - буйки для поддержания на плаву буксируемых кабелей, шлангов, буксирных канатов;
10 - электромеханическое поворотное устройство, предназначенное для поворота направляющего колеса (пера руля) на требуемый угол управляющим сигналом;
11 - шток (баллер), соединяющий электромеханическое поворотное устройство с «вилкой» направляющего колеса (пером руля), обеспечивающий ее поворот на требуемый угол;
12 - гребное колесо, обеспечивающее движение буксирующего устройства в воде (по льду) и по поверхности борта судна;
13 - распределительное устройство, распределяющее электропитание и управляющие сигналы на электрические приемники буксирующего устройства;
14 - буксируемый кабель;
15 - «вилка» направляющего колеса (пера руля) с установленной в ней осью для вращения колеса (пера руля) вокруг этой оси;
16 - направляющее колесо (перо руля), предназначенное для изменения направления движения буксирующего устройства, по воде (льду) и по поверхности борта судна;
17 - горизонтальное перекрытие в корпусе буксирующего устройства, образующее в нижней части балластные камеры (по две с каждого борта) для регулирования положения буксирующего устройства в воде по осадке, крену и дифференту посредством соответствующего заполнения водой балластных камер;
18 - электромагнит, сердечник которого плотно прикреплен к корпусу электродвигателя привода гребных колес, усиливающий результирующее магнитное поля электромагнита и электродвигателя для увеличения силы прижимания буксирующего устройства к плоскости борта судна;
19 - поперечная переборка балластных камер;
20 - пробки балластных камер (по паре с каждого борта);
21 - электродвигатель привода гребных колес;
22 - продольная переборка балластных камер.
На фигуре 2 представлена схема применения буксирующего устройства, имеющего мощность достаточную для подъема по борту судна на требуемый уровень оконечных частей кабеля (шланга, буксирного каната).
На фигуре 3 представлена схема применения буксирующего устройства, не имеющего достаточной мощности для подъема по борту судна на требуемый уровень оконечных частей кабеля (шланга, буксирного каната).
Способ осуществляют следующим образом Движение буксирующего устройства к аварийному судну по воде (льду), осуществляется посредством гребных колес, вращаемых электродвигателем. Требуемое направление движения устройства обеспечивается управляющими сигналами с пульта дистанционного управления буксирующим устройством, передаваемыми по кабель - тросу на электромеханическое поворотное устройство направляющего колеса (пера руля).
При сближении буксирующего устройства с бортом судна вплотную штанга-зацеп, упираясь в корпус судна, поворачивается вверх - назад. При этом фиксирующий элемент освобождает штангу - зацеп от фиксированного (взведенного) положения, после чего она под действием пружины, наклоняющей ее вниз, может повернуться на угол до ее упора в корпус судна.
Направляющее колесо (перо руля), упираясь в борт судна силой давления, создаваемого вращающимися гребными колесами, толкающими буксирующее устройство вперед, а также благодаря начальному дифференту буксирующего устройства на корму, соответствующим заполнением кормовых балластных камер, начинает катиться вверх по плоскости борта, при этом буксирующее устройство разворачивается в вертикальное положение, обеспечивая сближение электромагнита с корпусом судна. Когда расстояние между корпусом судна и электромагнитом буксирующего устройства будет достаточным для их притягивания друг другу силой результирующего магнитного поля устройства, то произойдет прижатие и удержание буксирующего устройства на поверхности борта судна. При этом вращающиеся гребные колеса с лопасти, имеющими зубчатую верхнюю кромку, создающими сцепление колес со слоями краски и грунта, нанесенными на поверхность борта судна, обеспечивают движение буксирующего устройства по поверхность борта судна в направлении заданном управляющим сигналом путем поворота направляющего колеса (пера руля) на требуемый угол.
При необходимости удержания буксирующего устройства штангой -зацепом на требуемом уровне борта судна последней осуществляется зацеп за кромку борта (фальшборта), леерные ограждения и другие элементы корпуса судна.
Когда буксирующее устройство не имеет достаточной мощности для подъема по борту судна на требуемый уровень оконечных частей кабеля (шланга, буксирного каната), то буксирующее устройство поднимается на требуемый уровень борта судна без оконечных частей указанных средств, которые прибуксированными им остаются у борта судна, прикрепленными хомутом к кабель - тросу, а затем эти средства поднимаются на палубу посредством кабель - троса.
Источники информации
1. §19. Подготовка и подача буксирного троса в порту и в море https://flot.com>books>shelf>specialcases
2. Дистанционно управляемые и автономные подводные… http://pentagonus.ru>Статьи>Вооружение>Флот
3 Спускоподъемное устройство буксируемое… https://yandex.ru>patents>doc.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ БУКСИРУЕМЫМ МОРСКИМ ОБЪЕКТОМ | 2020 |
|
RU2806020C2 |
ГРУЗОВОЕ СУДНО | 1996 |
|
RU2114024C1 |
СИСТЕМА МОРСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ В ОТКРЫТОМ МОРЕ | 1996 |
|
RU2084372C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
Буксируемый подводный аппарат, оснащенный гидроакустической аппаратурой для обнаружения заиленных объектов и трубопроводов и последующего их мониторинга | 2015 |
|
RU2610149C1 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ | 2010 |
|
RU2487374C2 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКСИРУЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НИЖЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ | 2015 |
|
RU2672044C2 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ | 2013 |
|
RU2570428C2 |
УСТРОЙСТВО КОМПЕНСАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В БУКСИРНОЙ ЛИНИИ | 2018 |
|
RU2707479C2 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
Изобретение относится к области аварийно-спасательных средств и способам их применения. Для подачи на судно электрических кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов, заключающийся в том, что к борту судна дистанционно управляемым буксирующим устройством подводятся электрические кабели, шланги, буксирные канаты, контейнеры малогабаритных грузов. Используют буксирующее устройство, которое имеет гребные колеса, вращаемые электродвигателем, для движения по воде или льду, по поверхности борта судна и направляющее колесо для изменения направления движения буксирующего устройства, которое упираясь в борт судна силой давления, создаваемого вращающимися гребными колесами, толкающими буксирующее устройство вперед, благодаря начальному дифференту буксирующего устройства на корму, соответствующим заполнением кормовых балластных камер, катится вверх по поверхности борта судна. Достигается доставка оконечных частей кабелей, буксирных концов контейнеров малогабаритных грузов к борту аварийного судна путем их буксировки по воде, а также их подъем на требуемый уровень борта судна посредством этого устройства. 3 ил.
Способ подачи на судно электрических кабелей, шлангов, буксирных канатов и малогабаритных грузов, заключающийся в том, что к борту судна дистанционно управляемым буксирующим устройством подводятся электрические кабели, шланги, буксирные канаты, контейнеры малогабаритных грузов, отличающийся тем, что используется буксирующее устройство, имеющее гребные колеса, вращаемые электродвигателем, для движения по воде или льду, по поверхности борта судна и направляющее колесо для изменения направления движения буксирующего устройства, которое упираясь в борт судна силой давления, создаваемого вращающимися гребными колесами, толкающими буксирующее устройство вперед, а также благодаря начальному дифференту буксирующего устройства на корму, соответствующим заполнением кормовых балластных камер, катится вверх по поверхности борта судна, при этом буксирующее устройство разворачивается в вертикальное положение, обеспечивая сближение электромагнита с корпусом судна, а когда расстояние между корпусом судна и электромагнитом буксирующего устройства будет достаточным для их притягивания друг другу силой результирующего магнитного поля буксирующего устройства, происходит прижатие и удержание буксирующего устройства на поверхности борта судна, при этом вращающиеся гребные колеса с лопастями, имеющими зубчатую верхнюю кромку, создающими сцепление колес со слоями краски и грунта, нанесенными на поверхность борта судна, обеспечивают движение буксирующего устройства по поверхности борта судна в направлении, заданном управляющим сигналом, путем поворота колеса на требуемый угол.
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
ПОДВОДНАЯ БУКСИРУЕМАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА | 2009 |
|
RU2410280C1 |
US 6883453 B1, 26.04.2005 | |||
БУКСИРНАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2042566C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ВОДНОЙ СРЕДЕ | 1998 |
|
RU2123956C1 |
Авторы
Даты
2023-12-07—Публикация
2023-01-20—Подача