1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ручным ударным гайковертам, и может быть использовано в различных отраслях промышленности и строительства для механизированной затяжки резьбовых соединений, в частности для тарированной затяжки ответственных соединений.
Известны ударные механизмы гайковертов, в которых ударник связан с приводным валом через шарики, уложенные в V-образные канавки, и подпружинен в сторону наковальни 1.
Недостаток таких гайковертов заключается в низкой удельной мошности, высокой вибрации вследствие большой частоты ударов и наличия кромочных ударов, вызывающих повышенный износ рабочих кулачков.
Известен ударный механизм гайковерта, содержащий корнус, размещенные в нем приводной вал, подпружиненный в осевом направлении ударник, состоящий из ведущей части и ведомой части с кольцевой выточкой на ее внутренней поверхности, наковальню с рабочими кулачками, установленную с зазором на приводном валу, втулку с концевым коническим участком, выполненным на ее внутренней поверхности, входящую в выточку ведомой части ударника, и пружину, размещенную между наковальней и втулкой 2. Этот механизм является наиболее близКИМ по технической сущности к изобретению.
Недостаток этого ударного механизма заключается в наличии дебаланса центробежных грузов, вызываемого перекосом
втулки, что обуславливает дополнительное вибрационное воздействие на гайковерт в процессе разгона ударнпка. Кроме того, наличие некоторого угла между направлением действия усилия возвратной
и осью втулки уменьшает надежность зацепления фланца втулки с кольцевой выточкой в ведомой части ударника.
Цель изобретения - повышение надежности ударного механизма.
Для этого предлагаемый ударный механизм снабжен гильзой, размещенной на приводном валу между пружиной и коническим участком втулки, которая выполнена с продольным выступом, а наковальня - с
синхронизирующим кулачком, взаимодействующим с выступом втулки.
На фиг. 1 представлен предлагаемый ударный механизм гайковерта, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на
3
фнг. 1; iia фиг. 3 разрез по Б-Б па фиг. 1; на фиг. 4 - разрез по В-В на фпг. 1; па фпг. 5 - разрез по Г-Г на фиг. 1.
Ударный механизм гайковерта содержит корпуе I, приводной вал 2, цептробсж 1ыо грузы 3, выполненные в внде плаетин прямоугольного ееченпя, водунгую чаеть 4 ударннка, ведомую чаеть 5 ударнпка и паковальню 6, выполпенную за одно нслое ео шпинделем 7.
Приводной вал 2 кннематичеекн евязан е ведущей чаетыо 4 ударннка нoepeдeтвo t фрнкцнонной муфты 8, ноднружнненной пружиной 9. Такое иенолнение характерно нри иенользовании ударного механизма в гайковерте с электроприводом, когда отсутствует устройство для отключения двигателя в момент удара. При применении нневмонривода илн электронривода с устройством, отключаюпдим двигатель в момент удара, нриводной вал 2 может быть жестко соединен с валом двигателя или редуктора.
Ведущая часть 4 ударннка фиксируется на нрнводном валу 2 от осевого смещения с номощью щтифтов 10, расположенных в отверстиях 11 и в кольцевой канавке 12. На торце ведущей чаетн 4 ударника выцолнены два выступа 13, имеющих скошенные новерхности 14, нрнчем выстуны 13 входят в нродольные црямозгольные пазы 15, выполненные в ведомой части 5 ударника, а скошенные поверхности 14 взаимодействуют со скошенными новерхноетями 16, выполненными на концах центробежных грузов 3, удаленных от наковальни. Центробежные грузы 3 также размещены в пазах 15 с зазором относительно приводного вала 2.
Ведомая часть 5 ударннка может быть выполнена составной, состоящей из основания 5 и бандажа 5, и подпружинена относительно ведущей части 4 с помощью пружины 17 и запорного кольца 18.
В передней части центробежных грузов 3 выполнены рабочие кулачки 19 ударннка, которые взаимодействуют с фланцем 20 втулки 21, размещенной на нриводном валу 2 с зазором.
На внутренней поверхности ведомой части 5 ударннка выполнена выточка 22, в месте расноложения выточки имеется вырез 23 боковой стенки нротяженноетью не менее диаметра фланца 20.
На втулке 21 выполнен внутренний кольцевой выстун 24, коническая поверхность 25, продольный выступ 26 и две лыски 27. По внутреннему кольцевому выстуну 24 втулка 21 центрируется на приводном валу 2. С коннческой поверхностью 25 взаимодействует гнльза 28, нодпружиненная нружнной 29, нрн этом обеспечивается надежное зацепление (до удара) продольного выступа 26 с выточкой 22 ведомой части 5
4
1арннка. По лыскам 27 втулка 21 орнен1ирована относительно рабочих кулачков 19 ударннка, нрнчем совместное перемещение центробежных грузов 3 и втулки 21
обеспечивается за счет упора рабочих кулачков 19 центробежных грузов 3 во фланец 20 втулкн 21.
Ведомая часть 5 ударника вращается совместно с ведущей частью 4 и может
перемещаться относительно нее в осевом направлении, нрн этом центрацня ведомой частн 5 происходит по поверхности 30 ведущей части 4 и буртику 31 приводного вала 2.
На наковальне 6 выполнены рабочие кулачки 32 и синхронизирующий кулачок 33 со скосами 34, которые могут взаимодействовать с продольным выступом 26. Приводной вал размещен в оноре 35, а
щпнндель 7 - в опоре 36 и имеет средство 37 для кренлення гаечного ключа.
Работает ударный механизм гайковерта следующим образом. После включения двнгателя гайковерта
(не показан) при определенных оборотах совместно вращающихся ведущей 4 и ведомой 5 частей ударника удаленные от наковальни концы центробежных грззов 3 под действием центробежных сил смещаются от
центра к периферии. При этом в результате взаимодействия скошенных поверхностей 14 выстунов 13 со скошенными поверхностями 16 центробежных грузов 3 последние, вследствие того что онн сцеплены посредством выстуна 26 с ведомой частью 5 ударннка, перемещаются вместе с ведомой частью 5 ударника в осевом направлении в сторону наковальни 6. В этом же направленнн неремещается и втулка 21 в результате
взаимодействия фланца 20 с центробежными грузами 3, нри этом сжимаются пружины 17 н 29. Взаимное неремещение центробежных грузов 3, ведомой части 5 ударника 4 и втулки 21 будет продолжаться до
тех пор, пока выступ 26 не переместится к кулачку 33, установленному в наковальне 6.
При взанмодейетвин выступа 26 со скосами 34 кулачка 33 втулка 21 со стороны выстуна 26 смещается к центру и расцепляется с ведомой частью 5 ударника, следовательно происходит расценление центробежных грузов 3 с ведомой частью 5 ударннка. После расценлення центробежные грузы
3 совместно с втулкой 21 перемещаются в сторону наковальни 6 для зацепления своими рабочими кулачками 19 с ответными кулачками 32 наковальни 6. При заценленни рабочих кулачков 19 и 32 происходит
удар, при котором накопленная кинетическая энергня вращающихся масс передается через щпиндель в резьбовое соединение (не показано). Далее пружины 17 н 29 возвращают деталн механизма в исходное
положение, и удары периодически новторяются до тех пор, пока включен двигатель, при этом механизм работает в опиеаиной выше последовательности.
В связи с тем что выступ 26 втулки 21 ориентирован с помощью лысок 27 относительно рабочих кулачков 19 ударника, а кулачок 33 - относительно кулачков 32 наковальни, перемещение центробежных грузов 3 в сторону наковальни 6 происходит при определенной угловой ориентации кулачков 19 и 32, обеспечивающей зацепление последних по полной высоте, что исключает появление кромочных ударов при работе механизма.
Благодаря тому что центробежные грузы симметрично расположены относительно оси, отсутствует дебаланс и уменьщаются вибрационные воздействия на гайковерт. Кроме того, так как возвратная пружина действует по оси втулки, увеличивается надежность ее зацепления с ведомой частью ударника. В целом увеличивается надежность ударного механизма.
Формула изобретения
Ударный механизм гайковерта, содержащий корпус, размещенные в нем приводной
77
37
вал, подпружиненный в осевом направлении ударник, состоящий из ведущей части и ведомой части с кольцевой выточкой на се внутренней поверхности, наковальню с
рабочими кулачками, установленную с зазором на приводном валу, втулку с концевым коническим участком, выполненным на ее внутренней поверхности, входящую в В1)1точку ведомой части ударника, и пружииу, размещенную между наковальней и втулкой, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности, он снаблсен гильзой, размещенной на приводном валу между пружиной и коническим участком
втулки, которая выполнена с продольным выступом, а наковальня - с синхронизирующим кулачком, взаимодействующим с выступом втулки.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство СССР jYo 180147, кл. В 25В 21/00, 1966. 2 Авторское свидетельство СССР № 510905, кл. В 25В 21/02, 1976.
9
-л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ударный механизм гайковерта | 1979 |
|
SU876411A1 |
Ударный гайковерт | 1981 |
|
SU1004092A1 |
Ударный гайковерт | 1982 |
|
SU1021591A1 |
Ударный механизм гайковерта | 1979 |
|
SU867635A1 |
Ударный гайковерт | 1980 |
|
SU903100A1 |
Пневматический ударный гайковерт | 1977 |
|
SU810473A1 |
Ударный гайковерт | 1981 |
|
SU973337A2 |
Ударный механизм гайковерта | 1982 |
|
SU1079423A1 |
Ударный гайковерт | 1982 |
|
SU1118522A1 |
Ударный гайковерт | 1982 |
|
SU1060456A1 |
fu 5
Авторы
Даты
1979-04-30—Публикация
1977-01-03—Подача