Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU659422A1

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая картер, в котором расположены гидротрансформатор, выходной вал, управляющие элементы, состоящие из тормоза и фрикционных муфт, по крайней мере один планетарный механизм, имеющий две солнечные щестерни, первая из которых соединена с турбинным колесом гидротрансформатора, водило с установленными сателлитами, связанное через тормоз и муфту свободного хода с картером гидромеханической коробки передач, и суммирующий планетарный механизм, состоящий из двух солнечных шестерен, первая из которых соединена со второй солнечной щестерней планетарного механизма, а вторая посредством одной фрикционной муфты связана с входным валом коробки передач, и водила, соединенного с выходным валом и связанного посредством сателлитов с обеими солнечными щестериями суммирующего планетарного механизма 1.

Недостатком известной гидромеханической коробки передач является незначительный диапазон передач.

С целью расщирения диапазона передач предложенная гидромеханическая коробка передач снабжена дополнительным тормозом, посредством которого коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с картером, а водило упомянутого планетарного механизма связано через фрикционную муфту с второй солнечной шестерней планетарного механизма. Кроме того, с целью упрощения процесса управления, гидромеханическая коробка передач снабжена дополнительной муфтой свободного хода, связывающей водило суммирующего планетарного механизма со второй солнечной щестерней планетарного механизма, а коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с водилом через фрикционную муфту.

На фиг. 1 дана принципиальная схема гидромеханической коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 - то же, с улучщенной системой управления; на фиг. 3 - таблица соответствия номера передачи и включенных на этой передаче управляющих элементов в гидромеханической коробке передач по фиг. 1.

Гидромеханическая коробка передач (см. фиг. 1) содержит картер 1. в котором расположены гидротрансформатор, насосное колесо 2 которого связано с двигателем (на чертежах не показан), управляющие элементы, состоящие из тормоза 3 и фрикционных муфт 4 и 5. Планетарный механизм 6, имеющий две солнечные шестерни 7 и 8, первая из которых соединена с турбинным колесом 9 гидротрансформатора, и водило 10 с установленными сателлитами, связанное через тормоз 3 и муфту 11 свободного хода с картером 1. Суммирующий планетарный механизм 12, состоящий из двух солнечных шестерен 13 и 14, первая из которых соединена с шестерней 8, а вторая - с входным валом 15 через фрикционную муфту 4, и водила 16, соединенного с выходным валом 17 и связанного посредством сателлитов 18 и 19 с обеими шестернями 13 и 14. Коронная шестерня 20 механизма 12 связана с картером 1 с помощью дополнительного тормоза 21, а водило 16 через фрикционную муфту 5 и дополнительную муфту свободного хода 22 (см. фиг. 3) - с шестерней 8, а через фрикционную муфту 23 - с шестерней 20.

Работает устройство следующим образом.

. На фиг. 2 изображена таблица, в которой указаны управляющие элементы, работающие на соответствующих передачах; знак ( + ) означает включенный управляющий элемент, знак (-)-отключенный управляющий элемент.

Коробка передач работает в следующих рабочих положениях:

Н - рабочее положение «нейтраль ;

А - рабочий диапазон, соответствующий включению трех передач 1, 2 и 3; на последней передаче возможно торможение двигателем;

З.Х. - рабочее положение, соответствующее включению передачи движения задним ходом.

Гидромеханическая коробка передач обеспечивает получение четырех передач- 1, 2, 3 и З.Х. На первой передаче при включенной муфте 4 крутящий момент от вала 15 подводится к колесу 2 и от колеса 9 через муфту 4 посредством вала к солнечной шестерне 14 механизма 12. Шестерня 20 стопорится тормозом 21, обеспечивая увеличение крутящего момента на водиле 16 и передачи его на вал 17. Передачи 2, 3 и З.Х. идентичны описанной.

В случае, если муфта 4 выключена, в работу включается муфта свободного хода 11 (м. с. X.).

При выполнении гидромеханической передачи по фиг. 3 работа на первой передаче аналогична.

Улучшение работы заключается в том, что при включении второй передачи при

движении на первой достаточно включить муфту 4, не отключая муфту 5. Третья передача включается путем включения муфты 23. Такая конструкция улучшает качество процесса переключения передач и

упрощает систему управления.

Формула изобретения

1. Гидромеханическая коробка передач

транспортного средства, содержащая картер, в котором расположены гидротрансформатор, выходной вал, управляющие элементы, состоящие из тормоза и фрикционных муфт, по крайней мере один планетарпый механизм, имеющий две солнечные шестерни, первая из которых соединена с турбинным колесом гидротрансформатора, водило с установленными сателлитами, связанное через тормоз и муфту свободного

хода с картером гидромеханической коробки передач, и суммирующий планетарный механизм, состоящий из двух солнечных шестерен, первая из которых соединена со второй солнечной шестерней планетарного

механизма, а вторая посредством одной фрикционной муфты связана с входным валом коробки передач, и водила, соединенного с выходным валом и связанного посредством саттелитов с обеими солнечными

шестернями суммирующего планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона передач, она снабжена дополнительным тормозом, посредством которого коронная шестерня

суммирующего планетарного механизма связана с картером, а водило упомянутого планетарного механизма связано через фрикционную муфту с второй солнечной шестерней планетарного механизма.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления, она снабжена дополнительной муфтой свободного хода, связывающей водило суммирующего планетарного механизма со второй солнечной шестерней планетарного механизма, а коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с водилом через фрикционную муфту.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ЧССР № 148281, кл. 47п 13, 1972.

23 S 21

Похожие патенты SU659422A1

название год авторы номер документа
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1999
  • Нагайцев М.В.
  • Харитонов С.А.
  • Сологуб С.А.
  • Юдин Е.Г.
  • Брекалов В.Г.
  • Денисов А.В.
  • Лысков А.Н.
RU2162553C1
Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1110678A1
Гидромеханическая передача 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1136972A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2309309C2
Гидромеханическая передача для транспортного средства 1973
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Абрамян Владимир Арамаисович
SU527311A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2003
  • Харитонов С.А.
  • Нагайцев М.В.
  • Котиев Г.О.
RU2251635C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2003
  • Харитонов С.А.
  • Нагайцев М.В.
  • Котиев Г.О.
RU2251636C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2003
  • Харитонов С.А.
  • Нагайцев М.В.
  • Котиев Г.О.
RU2251638C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2003
  • Харитонов С.А.
  • Нагайцев М.В.
  • Котиев Г.О.
RU2251637C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2290550C1

Иллюстрации к изобретению SU 659 422 A1

Реферат патента 1979 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Формула изобретения SU 659 422 A1

Z.3S 2.1 ,2.0 .:

Z3

SU 659 422 A1

Авторы

Антонин Гау

Иржи Фридрих

Иржи Шрубарш

Даты

1979-04-30Публикация

1972-12-18Подача