1
Изобретение относится к транспортному машиностроению.
Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая картер, в котором расположены гидротрансформатор, выходной вал, управляющие элементы, состоящие из тормоза и фрикционных муфт, по крайней мере один планетарный механизм, имеющий две солнечные щестерни, первая из которых соединена с турбинным колесом гидротрансформатора, водило с установленными сателлитами, связанное через тормоз и муфту свободного хода с картером гидромеханической коробки передач, и суммирующий планетарный механизм, состоящий из двух солнечных шестерен, первая из которых соединена со второй солнечной щестерней планетарного механизма, а вторая посредством одной фрикционной муфты связана с входным валом коробки передач, и водила, соединенного с выходным валом и связанного посредством сателлитов с обеими солнечными щестериями суммирующего планетарного механизма 1.
Недостатком известной гидромеханической коробки передач является незначительный диапазон передач.
С целью расщирения диапазона передач предложенная гидромеханическая коробка передач снабжена дополнительным тормозом, посредством которого коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с картером, а водило упомянутого планетарного механизма связано через фрикционную муфту с второй солнечной шестерней планетарного механизма. Кроме того, с целью упрощения процесса управления, гидромеханическая коробка передач снабжена дополнительной муфтой свободного хода, связывающей водило суммирующего планетарного механизма со второй солнечной щестерней планетарного механизма, а коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с водилом через фрикционную муфту.
На фиг. 1 дана принципиальная схема гидромеханической коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 - то же, с улучщенной системой управления; на фиг. 3 - таблица соответствия номера передачи и включенных на этой передаче управляющих элементов в гидромеханической коробке передач по фиг. 1.
Гидромеханическая коробка передач (см. фиг. 1) содержит картер 1. в котором расположены гидротрансформатор, насосное колесо 2 которого связано с двигателем (на чертежах не показан), управляющие элементы, состоящие из тормоза 3 и фрикционных муфт 4 и 5. Планетарный механизм 6, имеющий две солнечные шестерни 7 и 8, первая из которых соединена с турбинным колесом 9 гидротрансформатора, и водило 10 с установленными сателлитами, связанное через тормоз 3 и муфту 11 свободного хода с картером 1. Суммирующий планетарный механизм 12, состоящий из двух солнечных шестерен 13 и 14, первая из которых соединена с шестерней 8, а вторая - с входным валом 15 через фрикционную муфту 4, и водила 16, соединенного с выходным валом 17 и связанного посредством сателлитов 18 и 19 с обеими шестернями 13 и 14. Коронная шестерня 20 механизма 12 связана с картером 1 с помощью дополнительного тормоза 21, а водило 16 через фрикционную муфту 5 и дополнительную муфту свободного хода 22 (см. фиг. 3) - с шестерней 8, а через фрикционную муфту 23 - с шестерней 20.
Работает устройство следующим образом.
. На фиг. 2 изображена таблица, в которой указаны управляющие элементы, работающие на соответствующих передачах; знак ( + ) означает включенный управляющий элемент, знак (-)-отключенный управляющий элемент.
Коробка передач работает в следующих рабочих положениях:
Н - рабочее положение «нейтраль ;
А - рабочий диапазон, соответствующий включению трех передач 1, 2 и 3; на последней передаче возможно торможение двигателем;
З.Х. - рабочее положение, соответствующее включению передачи движения задним ходом.
Гидромеханическая коробка передач обеспечивает получение четырех передач- 1, 2, 3 и З.Х. На первой передаче при включенной муфте 4 крутящий момент от вала 15 подводится к колесу 2 и от колеса 9 через муфту 4 посредством вала к солнечной шестерне 14 механизма 12. Шестерня 20 стопорится тормозом 21, обеспечивая увеличение крутящего момента на водиле 16 и передачи его на вал 17. Передачи 2, 3 и З.Х. идентичны описанной.
В случае, если муфта 4 выключена, в работу включается муфта свободного хода 11 (м. с. X.).
При выполнении гидромеханической передачи по фиг. 3 работа на первой передаче аналогична.
Улучшение работы заключается в том, что при включении второй передачи при
движении на первой достаточно включить муфту 4, не отключая муфту 5. Третья передача включается путем включения муфты 23. Такая конструкция улучшает качество процесса переключения передач и
упрощает систему управления.
Формула изобретения
1. Гидромеханическая коробка передач
транспортного средства, содержащая картер, в котором расположены гидротрансформатор, выходной вал, управляющие элементы, состоящие из тормоза и фрикционных муфт, по крайней мере один планетарпый механизм, имеющий две солнечные шестерни, первая из которых соединена с турбинным колесом гидротрансформатора, водило с установленными сателлитами, связанное через тормоз и муфту свободного
хода с картером гидромеханической коробки передач, и суммирующий планетарный механизм, состоящий из двух солнечных шестерен, первая из которых соединена со второй солнечной шестерней планетарного
механизма, а вторая посредством одной фрикционной муфты связана с входным валом коробки передач, и водила, соединенного с выходным валом и связанного посредством саттелитов с обеими солнечными
шестернями суммирующего планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона передач, она снабжена дополнительным тормозом, посредством которого коронная шестерня
суммирующего планетарного механизма связана с картером, а водило упомянутого планетарного механизма связано через фрикционную муфту с второй солнечной шестерней планетарного механизма.
2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления, она снабжена дополнительной муфтой свободного хода, связывающей водило суммирующего планетарного механизма со второй солнечной шестерней планетарного механизма, а коронная шестерня суммирующего планетарного механизма связана с водилом через фрикционную муфту.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ЧССР № 148281, кл. 47п 13, 1972.
23 S 21
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2162553C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица | 1983 |
|
SU1110678A1 |
Гидромеханическая передача | 1983 |
|
SU1136972A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2309309C2 |
Гидромеханическая передача для транспортного средства | 1973 |
|
SU527311A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251635C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251636C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251638C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251637C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2290550C1 |
Z.3S 2.1 ,2.0 .:
Z3
Авторы
Даты
1979-04-30—Публикация
1972-12-18—Подача