Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица Советский патент 1984 года по МПК B60K17/00 

Описание патента на изобретение SU1110678A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин. Известна гидромеханическая передача чранспортноп) средства, содержащая корпус гидротрансформатор, основной четырехзвенный и вспомогательный трехзвенный планетарные ряды, при этом насос1 -с колесо гидротрансформатора соединено : входным валом передачи, а турбинное - с одной из двух солнечных шестерен основного планетарного ряда с зацепляющимися между собой короткими и длинными парными сателлитами, водило которого соединено с выходным валом, коронное качесо - с барабаном тормоза заднего хода, а вторая солнечная шестерня жестко связана с водилом вспомогательно|-о планетарного ряда, сшнечная Н1естерпя которого посредством фрикционных элементов (тормозов и му(()т) связана с корпусом и входным валом, а коронное колесо посредством фрикционных элементов связано с корпусом и водилом основного планетарного ряда 11. Недостатки этой передачи заключаются н ограниченных кинематических возможностях, позволяющих получить только четыре ступени передач переднегО хода. Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, основной и вспомогательный планетарные ряды, при этом насосное колесо гидротрансформатора соединено с входным валом, а турбинное - с одной из двух солнечных П1естерен основного планетарного ряда, водило которого соединено с выходным валом и несет на себе первые н вторые сателлиты, fiepsbie из которых введены в зацеплеш1е со вторыми в средней их части, а диаметр вторых сателлитов больше диаметра первых, первое коронное колесо введено в зацепление с первыми сателлитами и соединено с барабаном тормоза заднего хода, а вто)ое введено в зацепление со вторыми сателлитами, вторая солнечная шестерня основного планетарного ряда жестко связана с водилом вспомогательного планетарного ряда, солнечная П1естерня которого посредством 1()рикционных элементов связана с корпусом и входным валом, а коронное колесо посредствюм фрикционных элементов связано с корп)сом и водилом основного планетарного ряда 2. Недостатком известной передачи является то, что она позволяет получить только пять ступеней передач переднего хода. Цель изобретения -- расширение кинематических возможностей передачи путем увеличения диапазона передаточных отношений и чис.1а ступеней передач. Носганленная цель достигается тем, что в шдромеханпческой передаче трапспортного средства, содержащей корпус, входной и В1 1ходной валы, гидротрансформатор, основной и вспомогательный планетарные ряды, при этом насосное колесо гидротрансформатора связано с входным валом, а турбинное с одной из двух солнечных шестерен, основного планетарного ряда, водило которого соединено с выходны.м валом и несет на себе первые и вторые сателлиты, первые из которых введены в зацепление со вторыми в средней их части, а диаметр вторых сате.1литов больше ;1иаметра первых, первое коронное ко.аесо введено в зацепление с первыми сате,1литами и соединено с барабаном тормоза заднего хода, а второе введено в зацепление со вторы.ми сателлитами, вторая солнечная цJecтepня основного планетарного ряда жестко связана с водилом вспомогательного планетарного ряда, солнечная шестерня которого посредством фрикционных эле.мектов связана с корпусом и входным валом, а коронное колесо посредством {)pnKHHOHFtbix элементов связано с корпусом и водило.м основного планетарного ряда, коронное колесо основного планетарного ряда, введенное в зацепление со вторыми сателлитами, снабжено фрикционной муфтой для связи с коронным колесом вспомогательного планетарного ряда. На чертеже изображена кинематическая схема гидромеханической передачи транспортного средства. Гидро.механическая передача содержит входной вал 1, соединенный с насосны.м колесом 2 гидротрансформатора 3, турбинное . колесо 4 которого жестко связано с солнечной шестерней о основного планетарного ряда, коронное колесо 6 которого соединено с барабаном тормоза 7 заднего хода, водило 8 - с выходным валом 9, а вторая солнечная 1иестерня 10 -- с водилом 1 1 вспомогательного tuiaнетарного ряда, коронное колесо 12 которого посредством фрикционной муфт1 1 13 связано с водилом 8 основного планетарного ряда и посредством фрикционной муфты 14 - с корпусом, а солнечная шестерня 15 посредством фрикционной муфты 16 связана с входным валом и посредством фрикционной .муфты 17 - с корпусом гидромеханической Г1ередачи. Длинные сате;1литы 18 основного планетарного ряда введены в зацепление с короткими сателлитами 19 в середине своей длины, а с коронным колесом 6 и солнечной шестерней 10 - по разные стороны от коротких сателлитов 19, диаметр которых больше диаметра длинных сателлитов и которые входят в зацепление с коронным колесом 20, которое посредством фрикционной .муфты 21 связано с коронны.м колесом 12 вспомогательного планетарного ряда. Представленная на чертеже гидромеханическая передача имеет шестьступеней переднего хО;ча ii работает следующим образом

Первая ступен1 осуществляется включением фрикционных муфт 14 и 21, что затормаживает коронное колесо 20, превращая основной планетарный ряд -в понижающий редуктор, нередающнй мощность от турбинного Колеса 4 чере; солнечную шестерню 5 и водило 8 на выходной вал 9,

Вторая стунень осуществляется включением фрикционных муфт 17 н 21, что превращает оба планетарных ряда в замкнутый планетарный м.еханизм с опорной П1естерней 15, передаю1цил1 мощность от турбинного колеса 4 через солнечную щестерню 5 и водило 8 на выходной вал 9.

Третья стунень осуществляется включением фрикционных муфт 14 и 17, затормаживающих вспомогательный планетарный ряд, что превращает основной планетарный ряд в понижающий редуктор с опорной ujecTepней 10, передающим мощность от турбинного колеса 4 через иестерню 5 и водило 8 на выходной вал 9.

Четвертая ступень осуществляется включением фрикционных муфт 14 и 16, что превращает вспомогательный планетарный ряд в понижающую передачу с опорным колесом 12, а основной планетарный ряд - в дифференциальный механизм, к которому мощность подводится двумя потоками - через входной вал 1 и вспомогательный планетарный ряд к шестерне 10 и через турбину 4 гидротрансформатора 3 к щестерне 5, а

снимается с водила 8, соединенного с выходным валом 9.

Пятая ступень осуществляется включени ем фрикционных муфт 13 и 17, что превраншет оба планетарных ряда в замкнутый планетарный механизм, ведущим звеном которого является солнечная щестерня 5, ведомым - водило 8, а опорным - солнечная щестерня 15. Мощность передается от входного вала 1 через гидротрансформатор 3 и образованный двумя планетарными рядами замкнутый механизм на выходной вал 9.

Цестая ступень осуществляется включением фрикционных муфт 13 и 16, блокирующих оба планетарных ряда.

Задний ход осуществляется включением тормоза 7, который, затормаживая коронное колесо 6, превращает основной планетарный ряд в понижаюн1.ую реверсивную передачу, связывающую вал турбинного колеса 4 с выходным валом 9.

Эффективность гидромеханической nei дачи определяется увеличением диапазона передаточных отношений и числа ступеней передач, что новын1ает экономичность транспортного средства, поскатьку позвачяет двигателю работать в более узком экономично диапазоне числа оборотов, при сохранении двух планетарных рядов и пяти фрикционных э:1ементов для управ:1ения этими нередачами.

Похожие патенты SU1110678A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая передача транспортного средства 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1139652A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1013313A1
Гидромеханическая передача 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1136972A1
Гидромеханическая передача для транспортного средства 1973
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Абрамян Владимир Арамаисович
SU527311A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1981
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1013312A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Баженов Петр Иванович
SU645863A1
Гидромеханическая передача 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1108274A1
Гидромеханическая передача 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1084514A1
Гидромеханическая трансмиссия 1976
  • Емельянов Владимир Петрович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU1099151A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1972
  • Антонин Гау
  • Иржи Фридрих
  • Иржи Шрубарш
SU659422A1

Реферат патента 1984 года Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица

Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, основной и вспомогательный планетарные ряды, при этом насосное колесо гидротрансформатора связано с входным валом, а турбинное - с одной из двух солнечных шестерен основного планетарного ряда, водило которого соединено с выходным валом и несет на себе первые и вторые сателлиты, первые из которых введены в зацепление со вторыми в средней их части, а диаметр вторых сателлитов больше диаметра первых, первое коронное колесо введено в зацепление с первыми сате«1литами и соединено с барабаном тормоза заднего хода, а второе введено в зацепление со вторыми сателлитами, вторая сатнечная шестерня основного планетарного ряда жестко связана с водилом вспомогательного планетарного ряда, солнечная шестерня которого посредством фрикционных элементов связана с корпусом и входным валом, а коронное колесо посредством фрикционных элементов связано с корпусом и водилом основного планетарного ряда, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей передачи пуi тем увеличения диапазона передаточных отношений и числа ступеней передач, коронное (Л С колесо основного планетарного ряда, введенное в зацепление со вторыми сателлитами, снабжено фрикционной муфтой для связи с коронным колесом вспомогательного планег тарного ряда. /2fffff e 18 PnYLI . f3 21 f t7 ±Ttlff

SU 1 110 678 A1

Авторы

Лифшиц Исаак Иосифович

Лифшиц Георгий Исаакович

Даты

1984-08-30Публикация

1983-05-25Подача