Вентильный двигатель Советский патент 1979 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU663037A1

1

Изобретение относится к области электрических машин и электропривода и может быть использовано при создании исполнительных устройств систем автоматизации и управления.

Известны вептильные электродвигатели (ВД) с многофазной обмоткой, подключенной к источнику питания через полупроводниковый коммутатор (инвертор) входы силовых ключей которого связаны с чувствительными элементами датчика положения ротора (ДПР) фотоэлектрического типа 1, 2, З)

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является вентильный электродвигатель, который содержит синхронную машину с индуктором якорем, несущим многосекционную обмотку, мостовой инвертор, выход каждой ветви которого соединен, по крайней мере, с одной секцией обмотки якоря, и фотоэлектрический датчик положения ротора с сигнальными элементами, обладающими разными спектральными характеристиками и механически связанными с индуктором, и чувствительными элементами, механически связанные с якорем, спектральные характеристики которых соответствуют спектральным характеристикам сигнальных элементов, чувствительные элементы, обладающие одинаковыми спектральными характеристиками, соеди.нены с управляющими цепями ключей одной из групп инвертора, а число чувствительных элементов кратно числу ветвей инвертора.

Недостатком этого двигателя является сложность его конструкции, низкая надежность вследствие необходимости подведения энергии в ротор через контактные кольца, или вращающийся трансформатор с последующим выпрямлением напряжения, невозможность унификации серий двигателей, с различными системами возбуждения из-за выполнения коммутатора в виде единого конструктивного блока.

Целью изобретения является упрощение, унификация и повышение надежности двигателя.

Цель достигается тем, что чувствительные элементы и ключи инвертора выполнены в виде идентичных переключающих блоков, число которых равно числу ветвей инвертора, каждый блок содержит ключи одной ветви, соединенные с их управляющими цепями чувствительные элементы и источник полихроматического излучения, а сигнальные элементы выполнены в виде двух смещенных по окружности зеркал на пару полюсов синхронной машины. Каждый переключающий блок может быть выполнен в виде сегмента полого цилиндра, две противоположные поверхности которого выполнены токопроводящими и соединены между собой токопроводящими пластинами. На фиг. 1 показан пример конструкции двигателя; на фиг. 2 - схема соединений двигателя и одного из простейщих вариантов унифицированного переключающего блока; на фиг. 3 - пример структурной схемы управляемого переключающего блока с двумя комплектами чувствительных элементов; на фиг. 4 - пример структурной схемы управляемого переключающего блока с одним комплектом чувствительных элементов; на фиг. 5 и 6 - примеры конструкции унифицированных переключающих блоков. Унифицированные блоки 1-9 (фиг. 1 и 2) закреплены между звездообразными токоведущими шайбами 10 и 11 (на фиг. 1 для наглядности элементы двигателя разнесены). Для уменьшения влияния теплового потока от обмотки на полупроводниковые элементы между обмоткой 12 и шайбой 11 установлена теплоизолирующая, например, асбестовая прокладка 13. Выводы обмотки подпаяны к «петушкам 14 переключающих блоков. На валу или на специальной втулке ротора 15 нанесены сигнальные элементы в виде двух зеркальных монохроматических секторов (на пару полюсов), угловой размер которых несколько больше интервала коммутации ключа коммутатора. Один из секторов 16 имеет максимум отражения в зоне А солнечного спектра (например зеленый) другой 17 - в зоне В (например красный). На поверхности каждого переключающего блока, обращенной к ротору, размещены или выполнены методами интегральной технологии источники полихроматического излучения 18, в качестве которых, например могут быть использованы два перехода светодиодов или инжекционных лазеров, излучающие в р;азличных зонах спектра. На этой же поверхности размещены фоточувствительные элементы 19 и 20, воспринимающие световой поток, отраженный зеркальными секторами. При этом максимум спектральной чувствительности элемента 19 лежит в зоне Л, а максимум элемента 20 - в зоне В. С целью увеличения помехозащищенности воспринимающие поверхности чувствительных элементов могут быть защищены монохроматическими светофильтрами. Реверсивный переключающий блок 21 (фиг. 3) содержит четыре чувствительных элемента, причем элементы 22 и 23 имеют максимум чувствительности взоне А, а элементы 24 и 25 - в зоне В. Силовые ключи 26 и 27 соединены с выходами чувствительных элементов через формирователи фронтов 28 и 29, что позволяет снизить динамические потери и повысить КПД, уменьшить нагрев и увеличить надежность блока и двигателя в целом. Кроме формирователей и силовых ключей блок 21 содержит также реле реверса 30 и прерыватель питания 31 источников излучения 32. Вход 33 реле реверса 30 соединен с цепью управления реверсом, а вход 34 прерывателя 31 - с цепью импульсного управления скоростью. Точки 35 и 36 соединены с токоподводящими -торцовыми пластинами, а к точке 37 подключен один из выводов обмотки двигателя. Модифицированный вариант реверсивного переключающего блока 38 (фиг. 4) содержит источник излучения 39, возбуждающие чувствительные элементы 40 и 41, имеющие различные спектральные характеристики. Выходы элементов 40 и 41 через формирователи фронтов 42 и 43, подключены КО входам реле реверса 44, управляющий вход которого 45 соединен с цепью управления реверсом. Выходы реле реверса соединены со входами силовых ключей 46 и 47. Цепь питания 48 каскадов получения информации о положении ротора и предварительного усиления соединена с цепью импульсного управления скоростью. Выходы ключей 46 и 47 соединены с зажимами источника питания 49 и 50, а средняя точка 5 с одним из выводов обмотки двигателя. В конструкции (фиг. 5) управляемый переключающий блок 52 выполнен в виде сегмента полого цилиндра. На поверхности, обращенной к ротору, размешены фоточувствительные элементы и источник излучения 53. Торцовые поверхности блока представляют собой токоподводящие пластины 54 и 55, посредством которых блок подключается к источнику питания. Для подключения цепей управления и вывода обмотки из блока через изолирующие бобышки 56 выведены три токоподвода 57. . Переключающий блок 58 (фиг. 6) выполнен в корпусе из изоляционного материала и имеет форму параллелепипеда. На одной из его граней размещены чувствительные элементы и источник излучения 59, а все выводы 60 выполнены в виде полужестких проводников. При подсоединении двигателя к сети питания включаются источники излучения всех блоков коммутатора. Если ротор находится в положении, показанном на фиг. 1, то свет,, излучаемый источником 18 блока 4 попадает на сектор 16. При этом сектор отражает излучение в зоне А и поглощает его в зоне В. Таким образом, отраженное излученле возбуждает, лишь чувствительный элемент 19 (фиг. 2), что приводит к -отпиранию нижнего транзистора силовой ветви блока 4. В тот же момент в блоке 8 возбуждается верхний транзистор стойки, т. к. блоки 4 и 8 идентичны. Таким образом, обмотка оказывается подключенной к сети. При повороте ротора на 180 эл. град., у блока 4 оказывается сектор 17, отражающий излучение в зоне В, которое возбуждает чувствительный элемент 20. В блоке 4 включается верхний ключ. Аналогично в блоке 8 включается нижний ключ. Полярность напряжения, приложенного к обмотке, изменилась на противоположное. Таким образом, угол между векторами поля возбуждения и н.с. обмотки остается неизменным, т. е., остается неизменным знак электромагнитного момента, что обеспечивает вращение двигателя. В первом варианте каждый блок (фиг. 3) реверсивного двигателя имеет два комплекта разнотипных чувствительных элементов. При отсутствии сигнала на входе 33 реле реверса 30 запитаны, например, чувствительные элементь 22 и 24. В этом случае ключ 26 управляется сектором 16, а ключ 27 - сектором 17. При подаче сигнала реверса напряжение с элементов 22 и 24 снимается и подается на элементы 23 и 25. Ключ 26 управляется уже сектором- 17, а ключ 27 сектором 16, т.е. двигатель реверсируется, При прерывании, с помощью прерывателя 31, цепи питания источника излучения 32, управляющие сигналы отсутствуют .на всех ключах коммутатора и двигатель останавливается. В модифицированном варианте (фиг. 4) в каждом блоке имеется лишь один комплект чувствительных элeмeнtoв 40 и 41. При отсутствии сигнала на входе реле реверса 44 элемент 40 через формирователь 42 управляет ключом 46, а элемент 41 через формирователь 43 - ключом 47. При поступлении на клемму 45 сигнала реверса реле 44 подключает выход формирователя 42 ко входу ключа 47, а выход формирователя 43 ко входу ключа 46, чем обеспечивается реверс двигателя. Предложение позволяет полностью унифицировать коммутирующие устройства ВД. При создании серии переключающих блоков различной установленной мощности и габаритов, определяемых потерями в них, появл 1ется возможность проектировать как отдельные типы, так и серии двигателей, полностью удовлетворяющих практически лю663037бым требованиям, предъявляемым к ним по электромеханическим характеристикам, габаритам и надежности. Формула изобретения 1.Вентильнь1й электродвигатель, содержащий синхронную мащину с индуктором и якорем, несущим многосекционную обмотку, мостовой инвертор, выход каждой ветви которого соединен, по крайней мере, с одной секцией обмотки якоря и фотоэлектрический датчик положения рото.ра с сигнальными элементами, обладающими разными спектральными характеристиками и механически связанными с индукто ром, и чувствительными элементами, механически связанные с якорем, спектральные характеристики которых соответствуют спектральным характеристикам сигнальных элементой, чувствительные элементы, обладающие одинаковыми спектральными характеристиками,сое.л,инены с управляющими цепями ключей одной из групп инвертора, а число чувствительных элементов кратно числу ветвей инвертора, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности двигателя, чувствительные элементы и ключи инвертора выполнены в виде идентичных переключающих блоков, число которых равно числу ветвей инвертора, каждый блок содержит ключи одной ветви, соединенные с их управляющими цепями чувствительные элементы и источник полихроматического излучения, а сигнальные элементы выполнены в виде двух смещенных по окружности зеркал на пару полюсов синхронной мащины. 2.Вентильный электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что каждый переключающий блок выполнен в виде сегмента полого цилиндра, две противоположные поверхности которого выполнены токопроводящими и соединены между-собой токопроводящими пластинами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3531702, кл. 318-138, 1970. 2.Патент Великобритании № 1269304, кл. Н 2А, 1972. 3.Патент Франции № 2622882, кл. Н 02 К 29/02, 1975.

Похожие патенты SU663037A1

название год авторы номер документа
Реверсивный вентильный электродвигатель 1975
  • Евсеев Рудольф Кириллович
  • Лебедев Николай Иванович
SU663036A1
Управляемый вентильный электродвигатель 1976
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Минин Алексей Сергеевич
SU741383A1
Управляемый вентильный электродвигатель 1977
  • Евсеев Рудольф Кириллович
  • Сочивко Аркадий Аркадьевич
SU668047A1
Способ управления высокоскоростным бесконтактным двигателем постоянного тока 1974
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
SU660159A1
Управляемый вентильный электродвигатель 1985
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Лакирович Константин Григорьевич
SU1259463A1
Вентильный электродвигатель 1976
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Карпов Валерий Георгиевич
SU650170A1
Вентильный электродвигатель (его варианты) 1984
  • Димитрова Дора Димитрова
  • Димитров Димитр Цонев
  • Матюхина Людмила Ивановна
  • Михалев Александр Сергеевич
SU1221699A1
Управляемый вентильный электродвигатель 1974
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Минин Анатолий Сергеевич
SU604091A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Иванов Александр Александрович
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Рублева Ольга Николаевна
SU1259461A1
Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока 1973
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Лебедев Николай Иванович
  • Овчинников Игорь Евгеньевич
SU454649A2

Иллюстрации к изобретению SU 663 037 A1

Реферат патента 1979 года Вентильный двигатель

Формула изобретения SU 663 037 A1

SU 663 037 A1

Авторы

Гращенков Владимир Тимофеевич

Лебедев Николай Иванович

Овчинников Игорь Евгеньевич

Даты

1979-05-15Публикация

1976-03-03Подача