Ротор неявнополюсной электрической машины Советский патент 1975 года по МПК H02K1/06 H02K3/48 

Описание патента на изобретение SU494819A1

1

Известен ротор неявнополюсной электрической машины,.например, турбогенератора, содержащий магнитопровод с пазами, в которых размещена обмотка возбуждения, закрепленная в них посредством клиньев.

Недостатком известной конструкции ротора является то, что в торцевой зоне ротора -в несимметричных режимах вихревые токи замыкаются в тангенциальном направлении через контакты клин-зубец.

В предлагаемом роторе с целью повышения надежности указанные пазы у торцов ротора выполнены закрытыми, а клинья, размещенные на этих участках, изготовлены из материала с высокой электропроводностью. Магнитопровод в аксиальном направлении может состоять из отдельных частей, при этом в местах стыка пазы выполнены закрытыми.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ротор, магннтопровод которого выполнен из цельной поковки; на фиг. 2 - ротор в поперечном разрезе у торца; на фиг. 3 - ротор в поперечном разрезе в средней части; на фиг. 4 - составной ротор в общем виде; на фиг. 5 - составной ротор в разрезе в месте стыка составных частей; на фиг. 6 - паз в продольном разрезе.

В магнитопроводе ротора 1, изготовленном из цельной поковки, выполнены пазы 2 для укладки обмотки возбуждения 3. В торцевой

зоне ротора 1 на участках 4 пазы 2 выполнены закрытыми (фиг. 2), а на остальной длине - открытыми (фиг. 3).

Обмотка возбуждения 3 на участках с открытыми пазами закреплена клиньями 5, а на участках 4 .с закрытыми пазами - клиньями 6. Клинья 6 могут быть предпочтительно выполнены из материала с высокой электропроводностью. Клинья 5 выполнены составными по высоте.

На фиг. 4-6 показана модификация предложенного ротора применительно к ротору, магнитопровод которого выполнен из составных частей по длине ротора. Здесь также на

участке 4 выполнены закрытые пазы. Кроме того, закрытые пазы выполнены на участках местах стыка его составных частей.

В месте стыка составных частей обмотка закреплена клиньями 8, выполненными из материала с высокой электропроводностью. Длина клина 8 равна длине двух соседних участков 7 с закрытыми пазами (фиг. 6). В остальном ротор на фиг. 3 аналогичен ротору на фиг. 1.

Обмотку 3 укладывают последовательной заводкой отдельных витков через участки закрытых пазов. Клинья 5 заводят в открытые пазы через отверстия для клиньев 6 (фиг. 1) и клиньев 8 (фиг. 4) после укладки обмотки

возбуждения 3.

Участки с закрытыми иазами по длине массивной бочки ротора составляют иезпачительную часть обидей ее длины и не могут привести к существенному увеличению пазового рассеяния.

При работе машины в несимметричных режимах в торцевой зоне ротора и в местах стыков составных частей его массивной бочки имеет место повышенная концентрация вихревых токов, именно в этих зонах пазы выполнены закрытыми. Благодаря этому токи задтыкаются в тангенциальном направлении по сплошному массивному кольцу, расположенному непосредственно на поверхности бочки ротора. В результате снижается нагрев и повышается эксплуатационная надежность. В местах стыков составных частей сплошные кольца, полученные в результате выполнения закрытых пазов, замкнуты друг с другом пазовыми клиньями с высокой электропроводностью.

В результате этого уменьшается электрическое, сопротивление на пути вихревых токов, протекающих по длине ротора, и стыков составных частей ротора.

Предмет изобретения

1.Ротор иеявнонолюсной электрической машины, например, турбогенератора, содержащий .магиитопровод с пазами, в которых размещена обмотка возбуждения, закрепленная в них посредством клиньев, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, указанные пазы у торцов ротора выполнены закрытЕлми, а клинья, размещенные на этих участках, изготовлены из материала с высокой электронроводиостью.

2.Ротор по п. 1, отличающийся тем, что магнитопровод в аксиальном направлении состоит из отдельных частей, причем в местах стыка пазы выполнены закрытыми.

Похожие патенты SU494819A1

название год авторы номер документа
Ротор электрической машины 1975
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Разумов Олег Иванович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Шевченко Владимир Иванович
SU610246A1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1977
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Разумов Олег Иванович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Петренюк Владимир Михайлович
SU668042A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1972
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Спивак Борис Волькович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Коновалов Борис Леонидович
SU443441A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1
Массивный ротор электрической машины 1988
  • Бобков Юрий Александрович
  • Лупкин Виталий Михайлович
  • Суханов Лев Александрович
SU1667194A1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1981
  • Карпман Давид Бенцианович
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
SU993392A1
МАССИВНЫЙ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1969
  • Г. Г. Счастливый, В. И. Шевченко, И. И. Лычко, И. И. Сущук Слюсаренко, В. А. Обухов, В. П. Глазков В. Бов
SU248053A1
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ИНДУКТОР СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1968
SU213951A1
КЛИН НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2045804C1

Иллюстрации к изобретению SU 494 819 A1

Реферат патента 1975 года Ротор неявнополюсной электрической машины

Формула изобретения SU 494 819 A1

tff ,., 3

It Z. о

SU 494 819 A1

Авторы

Разумов Олег Иванович

Беднарчук Юрий Владимирович

Каплунов Вадим Борисович

Даты

1975-12-05Публикация

1973-04-26Подача