Известны железобетонные тюбинги, подобные по своей форме и способу соединения чугунным. В тех случаях, «огда требуется водон-епролицаемая обделка тоннелей, колодцев, резервуаров и подобных сооружений, тюбинг должен быть водонепроницаемым. Сам по себе бето« не относится к водонепроницаемым материалам, вследствие чего водонепроницаемость железобетонного тюбинга может быть достигнута лишь специальными средствами, например, введением .гидроизоляционного слоя между двумя плитами, соста:вляющими блок. Предлагаемый составной блок отличается тем, что составляющие его плюты, между которыми проложен гидроизоляционный слой, соединены между собой замком в форме ласточкина хвоста.
На чертеже изображен предлагаемый железобетонный блок, причем фиг. 1 изображает вид с торцевой стороны, фиг. 2 - продольный разрез, фиг. 3 - деталь шва двух блоков и фиг. 4 - вид с внутренней CTOipOHbl.
Блок состоит из трех частей; внутренней плиты 1, пре1днавначенной для поддержания гидроизоляции И воспринятия гидростатического давления, гидроизоляционной прослойки 2 и внешней несущей арлшрованной плиты 5.
Плита / имеет фо-pNiy коробк|И, борта которой в наружной своей части представляют собой две плоскости, сходящиеся под тупым уг.юм. Вершина угла направлена внутрь коробки. Такая форма коробки дает возможность считать ее плитой , опертой по контуру. Опорой является внутренняя плоскость грани железобетонной плиты 5.
Плита / изготовляется из бетона надлежащего состава и нео бходимым образом заармированного. Все углы сопряжения плоскостей закруглены для удо1бства наклейки гидроизоляции и предохранения от поЛОМКИ.
Гидроизоляционная прослойка 2 может быть осуществлена из одного или нескольких слоев гидроизоляционного материала (наилучшим представляется металлическая сетка, покрытая с обеих сторон асбестобитухшой массой общей толщиной около 3-4 мм).
После изготовления плиты /, кОГда она достаточно окрепла и высохла, прослойка 2 наклеивается
по крышке и ПО верхним плоскостям бортав плиты. К кижиим частям бортов коробки 1 гидроизоляция не приклеивается, а оставляется свободно висящей.
После прикрепления гидроизоляционной прослойки 2 к плите 1, на основе последней изготовляется железобетовная внешняя плита .3, представляющая собой конструкцию, равнопрочную чух унному тюбингу, и выполненная тоже в виде коробки. Состав бетона и армировка надлежащим образом определяюфся pac4ieTOiM. Виутренним боковым граням коробки придается уклон во внутрь. Этот уклон соответствует направлению верхней части борта плиты /. Плоскость эта служит опорой для плиты.
Свободно оста вленные концы гидроизоляции 2 при изготовлении плиты 3 заворачиваются с тем, чтобы они окавались прикрепленными к бортам.
Обделка тоннеля собирается из отдельных, оюисаиных выше блоков, и форма тоННеля при этом получается круглой. Такая форма обеспечивает тоннелю прочность и устойчивость в том случае даже, если блоки эти имежду собой не связаны в радиальных щвах.
Каждый отдельно взятый блок является в о д он еп ро нища ем ы м.
Остается разрещить задачу придания водонепроницаемости тоннелю в целом, т. е. гидроизоляции щвов между блоками. При сборке тоннельных колец образуются кольцевые и продольные швы (фиг. 3), которые нужно изолировать.
Учитывая, что с каждой стороны шва имеется уже гидроизоляционный материал, прикрепление к нему закрывающей шов полосы 5 не представит затруднений. Для обеспечения целостности гидроизоляции в местах швов (при деформации тоннеля) возможно концы бортов элемента 3 срезать и тем самым дать iBosMOHHOcTb устройства компенсатора.
Чтобы гид|роизоляц.ия 5 не оторвалась под действием гидростатического давления, полость 4 заполняется слегка армированным бетоном, рассчитанным на воспринятие этого давления. Заполнение может быть осуществлено либо способом торкретирования, либо путем залавки полости 4 при помощи металлической опалубки, прикрепляемой к ребрам элемента / и перемещаемой по контуру. В нижних частях тоннеля заполнение может вестись без опалубкИ. После проведения этой работы тоннель будет водонепроницаем в целом.
Одной из необходимых операций при строительстве тоннелей является заполнение зазора между породой и обделкой. Особенное значение это имеет при кольцевомочертании тоннелей. Обычно отверстие для нагнетания в тюбингах или блоках делается вблизи геометрического центра. В данно М случае также имеется эта во зможность.
При формовке элемента / нужно вставить металлическую или асбестовую трубку IB центре крышки, а при при:клеи1вании етидроизоляиии- тщательным образом прикрепить ее к стволу трубки.
Имеется и другой вариант, изображенный нл фиг. 1, 3 и 4, когда отверстие для нагнетания образуется из двух половинок, а последние делаются на (бортах в четвертях, диагонально расположенных по кольцевым бортам блока.
Этот способ имеет то преимущество, что 1И1Сключает1ся необходимость закладывать специальные трубки и заглушать их (впоследствии специальными пробкам и. После полного окончания процесса нагнетания отверстие закрывается гидроизоляцией 5 и закрепляется при- бетонировании полости 4.
Предмет И13обретения
1. Железобетонный блок для обделки тоннелей, колодцев, резервуаров и подобных сооружений, состоящий иа двух сплоченных, ПЛ1ИТ с гидроизоляционным слоем между ними, отличающийся тем, что внешняя плита выполнена в виде коробки с бортами, имеюШ И Ми внутренние иаклонные грани, охватывающими и закрепляющими внутреннюю плиту, боковые грани которой также скошены.
2. Форма 1выполне«ия железобетонного блока 1ПО п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя илита
по периметру выступает по отношанию к поверхности внещней плиты для образования в обделке пазов трапециевидного сечения, заполняемых раствором или бетоном с целью закрытия щвов между блоками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сборно-монолитная обделка тоннеля из железобетонных элементов | 1979 |
|
SU881333A1 |
ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ | 1998 |
|
RU2132907C1 |
Способ строительства эскалаторного каскадного комплекса для входа на станции метрополитена, сооружаемого открытым способом производства работ | 2021 |
|
RU2766876C1 |
Способ изготовления сборных железобетонных элементов | 1981 |
|
SU952827A1 |
Способ строительства эскалаторного тоннеля, сооружаемого закрытым способом производства работ в слабых обводненных грунтах | 2021 |
|
RU2768765C1 |
Соединительно-стяжной замок для скрепления между собой бетонных или железобетонных блоков (тюбингов) | 1941 |
|
SU61369A1 |
СПОСОБ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ ОБДЕЛОК ТОННЕЛЕЙ | 1997 |
|
RU2120553C1 |
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА | 2013 |
|
RU2534126C2 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1997 |
|
RU2148716C1 |
ПОДЗЕМНОЕ ХРАНИЛИЩЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА (ПХ СПГ) | 2009 |
|
RU2418728C2 |
Фиг. 2
Фиг. 3
.3
3 г
л1М
/ /
Т
Фиг. 4
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1940-12-30—Подача