ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ Российский патент 1999 года по МПК E02D29/00 E21D11/08 

Описание патента на изобретение RU2132907C1

Изобретение относится к области тоннелестроения и может быть использовано при сооружении метрополитенов, автодорожных и железнодорожных тоннелей в обводненной среде при гидростатическом давлении более 0,15 МПа и при притоках воды в забой свыше 20 м3/ч.

Известна обделка тоннеля, состоящая из блоков, выполненных из бетона или железобетона, имеющих металлические ребра, образующие рамку и позволяющие производить соединение блоков при помощи болтов, устанавливаемых изнутри тоннеля, причем блок облицован с внутренней стороны металлической плитой, составляющей одно целое с блоком, что обеспечивает водонепроницаемость (см. например, SU 65653, 15.07.59).

Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является обделка тоннеля, состоящая из железобетонных блоков, имеющих с внутренней стороны образующий арматуру и гидроизоляцию металлической изогнутый лист с приваренными к нему по краям, со стороны, обращенной внутрь блока, металлическими образующими ребрами, полосами и жестко прикрепленными к ребрам анкерами с образованием между смежными блоками обделки канавок (см. например, SU 83151, 11.08.64).

Известная обделка улучшает условия работы листа при восприятии гидростатического давления, однако недостатками этой известной конструкции являются дополнительная установка арматурных каркасов в блоках для восприятия горного давления, т.к. применяемый металлический лист воспринимает только гидростатическое давление. Кроме того опыт эксплуатации таких конструкций, когда лист в пролете не закреплен анкерами в тело бетона блока, показал, что в результате воздействия гидростатического давления металлические листы отрываются от блока и пропускают воду в тоннель. Кроме того, при герметизации швов между блоками, где металл не защищен от соприкосновения с водой, требуется применение дорогостоящего материала из нержавеющей стали.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение металлоемкости и трудозатрат возведения обделки тоннеля.

Задача решается за счет того, что в обделке тоннеля, состоящей из железобетонных блоков, имеющих с внутренней стороны образующий арматуру и гидроизоляцию металлический изогнутый лист с приваренными к нему по краям, со стороны, обращенной внутрь блока, металлическими, образующими ребра, полосами и жестко прикрепленными к ребрам анкерами с образованием между смежными блоками обделки канавок, каждый блок снабжен дискретно расположенными с расчетным шагом дополнительными, также образующими ребра, металлическими полосами, жестко прикрепленными к листу со стороны, обращенной внутрь блока, и ориентированными поперек продольной оси тоннеля, и дополнительными анкерами, жестко присоединенными к дополнительным полосам, а крайние металлические полосы прикреплены к листу с образованием его свесов, длина которых не превышает половины толщины листа, а расстояние между торцами свесов листов смежных блоков составляет не меньше двух толщин листа, при этом стенки канавок между смежными блоками образованы крайними металлическими полосами этих блоков, а канавки заполнены чеканочным материалом.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в снижении металлоемкости при возведении обделки тоннеля за счет оптимального подбора жесткости металлического листа путем снабжения его соответствующим образом расположенных ребер в совокупности с созданием чеканочной канавки, исключающей необходимость использования дополнительных металлических листов, перекрывающих швы, и их сварки, что обеспечило возможность использования такого модернизированного металлического листа в качестве арматуры и гидроизоляции одновременно и обеспечило отказ от использования традиционного арматурного каркаса, создав простую в изготовлении и дешевую конструкцию, способную заменить дорогостоящие чугунные тюбинги, трудоемкие в изготовлении и монтаже.

На фиг. 1 изображена обделка тоннеля, поперечный разрез; на фиг.2 - продольный разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 - поперечный разрез по блоку Б-Б на фиг. 1; на фиг.4 - продольный разрез по блоку В-В на фиг.3; на фиг.3 - узел 1 стык между блоками.

Обделка тоннеля состоит из железобетонных блоков 1, каждый из которых содержит с внутренней стороны стальной изогнутый (например, вальцеванием) лист 2, к которому со стороны, обращенной внутрь блока, приварены по краям полосы 3, образующие ребра жесткости и дополнительные, также образующие ребра жесткости, полосы 4, расположенные дискретно с расчетным шагом и ориентированные поперек продольной оси тоннеля. К полосам 3 и дополнительным полосам 4 жестко присоединены соответственно анкера 5, объединенные поперечными стальными планками 6, образующие совместно "гребенку". Под планками 6 могут устанавливаться арматурные стержни 7 для повышения трещиноустойчивости блока в период изготовления и монтажа. Крайние металлические полосы 3 прикреплены к листу 2 с образованием его свесов 8, длина которых не превышает половины толщины листа 2, а расстояние между торцами свесов 8 смежных блоков 1 составляет не меньше двух толщин листа.

Крайние металлические полосы 3 смежных блоков 1 образуют стенки канавок 9, между блоками 1, причем канавки 9 заполнены чеканочным материалом 10, например, свинцовым шнуром, или водонепроницаемым уплотняющим составом.

Обделку тоннеля возводят следующим образом. После разработки породы на ширину кольца известным способом, например, буровзрывным, производят с использованием известного горнопроходческого механизма, например, блокоукладчика, монтаж кольца. В начале монтируют лотковый блок. Далее поочередно симметрично относительно вертикали справа и слева монтируют нормальные блоки снизу вверх. Затем устанавливают замковый элемент. После этого производят забутовку, пикотаж и первичное нагнетание цементно-песчаного раствора за обделку. Затем производят буровзрывные работы, разрабатывают породу на ширину следующего кольца, передвигают горнопроходческий механизм, и цикл повторяется.

В соответствии с действующими нормативными документами на определенном расстоянии от забоя за обделку производят контрольное нагнетание цементного раствора и затем в чеканочные канавки, расположенные по радиальным и кольцевым бортам блоков, укладывают с уплотнением водонепроницаемый материал.

Применение новой конструкции обделки тоннеля позволит изготовить высокоточные блоки с внутренним вальцованным листом, исключить применение дорогостоящих чугунных тюбингов при строительстве тоннелей метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей.

Предлагаемое изобретение может быть реализовано при строительстве станций, пристанционных сооружений и перегонных тоннелей при строительстве центрального участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.

Похожие патенты RU2132907C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ОБДЕЛКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1990
  • Багреев В.В.
  • Григорьев Е.Н.
  • Звягина Г.В.
  • Князев Е.М.
  • Кузин В.И.
  • Манюков А.Г.
  • Нелипа А.Н.
  • Смердов А.В.
  • Соловьев Б.И.
  • Соловьев В.С.
  • Стеблов В.В.
RU2114377C1
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2013
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Владимирович
  • Когтев Виктор Петрович
  • Чересло Андрей Рейнгольдович
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Мельников Олег Николаевич
RU2534126C2
ПОДЗЕМНОЕ ХРАНИЛИЩЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА (ПХ СПГ) 2009
  • Лазарев Александр Николаевич
RU2418728C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Харченко Владимир Викторович
  • Шишкин Аркадий Михайлович
RU2474694C2
Сборно-монолитная обделка тоннеля из железобетонных элементов 1979
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Василенко Игорь Евстафьевич
  • Луговцов Анатолий Степанович
  • Васюков Петр Александрович
  • Кошелев Юрий Анатольевич
  • Исаев Павел Сергеевич
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Дмитриев Евгений Георгиевич
  • Муромцев Юрий Зиновьевич
SU881333A1
Сборная обделка тоннеля из железобетонных элементов 1985
  • Шнеер Владимир Рафаилович
  • Ярошенко Олег Юрьевич
  • Коваль Инна Геннадиевна
SU1283406A1
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2018
  • Драгомирецкий Юлий Александрович
  • Зиновьев Алексей Михайлович
  • Лахно Дмитрий Николаевич
  • Юрпалов Артем Александрович
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Земельиан Александр Маркович
  • Авдеев Алексей Анатольевич
  • Ханукова Эльвира Игоревна
RU2673830C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1997
  • Репников Л.Н.
  • Мороз А.И.
RU2148716C1
Железобетонный блок для обделки тоннелей, колодцев, резервуаров и подобных сооружений 1940
  • Рубник М.А.
SU67416A1
ДЕМОНТАЖНЫЙ КОМПЛЕКС ТОННЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ 2002
RU2250963C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 132 907 C1

Реферат патента 1999 года ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ

Изобретение относится к области тоннелестроения и может быть использовано при сооружении метрополитенов, автодорожных и железобетонных тоннелей в обводненной среде при гидростатическом давлении более 0,15 МПа и при притоках воды в забой свыше 20 м3/ч. Обделка тоннеля состоит из железобетонных блоков, имеющих с внутренней стороны образующий арматуру и гидроизоляцию металлический изогнутый лист с приваренными к нему по краям со стороны, обращенной внутрь блока, металлическими, образующими ребра, полосами и жестко прикрепленными к ребрам анкерами с образованием между смежными блоками обделки канавок. Каждый блок снабжен дискретно расположенными с расчетным шагом дополнительными, также образующими ребра, металлическими полосами, жестко прикрепленными к листу со стороны, обращенной внутрь блока, и ориентированными поперек продольной оси тоннеля, и дополнительными анкерами, жестко присоединенными к дополнительным полосам. Крайние металлические полосы прикреплены к листу с образованием его свесов, длина которых не превышает половины толщины листа, а расстояние между торцами свесов листов смежных блоков составляет не меньше двух толщин листа, при этом стенки канавок между смежными блоками образованы крайними металлическими полосами этих блоков, а канавки заполнены чеканочным материалом. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в снижении металлоемкости и трудозатрат при возведении обделки тоннеля за счет оптимального подбора жесткости металлического листа путем снабжения eгo соответствующим образом расположенными ребрами в совокупности с созданием чеканочной канавки, исключающей необходимость использования дополнительных металлических листов, перекрывающих швы, и их сварки, что обеспечило возможность использования такого модернизированного металлического листа в качестве арматуры и гидроизоляции одновременно и обеспечило отказ от использования традиционного арматурного каркаса, создав простую в изготовлении и дешевую конструкцию, способную заменить дорогостоящие чугунные тюбинги, трудоемкие в изготовлении и монтаже. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 132 907 C1

Обделка тоннеля, состоящая из железобетонных блоков, имеющих с внутренней стороны образующий арматуру и гидроизоляцию металлический изогнутый лист с приваренными к нему по краям со стороны, обращенной внутрь блока, металлическими образующими ребра, полосами с жестко прикрепленными к ребрам анкерами с образованием между смежными блоками обделки канавок, отличающаяся тем, что каждый блок снабжен дискретно расположенными с расчетным шагом дополнительными, также образующими ребра, металлическими полосами, жестко прикрепленными к листу со стороны, обращенной внутрь блока, и ориентированными поперек продольной оси тоннеля, и дополнительными анкерами, жестко прикрепленными к дополнительным полосам, а крайние металлические полосы прикреплены к листу с образованием его свесов, длина которых не превышает половины толщины листа, а расстояние между торцами свесов листов смежных блоков не меньше двух толщин листа, при этом стенки канавок между смежными блоками образованы крайними металлическими полосами этих блоков, а канавки заполнены уплотненным водонепроницаемым материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2132907C1

0
SU83151A1
Бетонный или железобетонный блок (тюбинг) для туннельных обделок 1944
  • Грейц Б.В.
  • Маковский В.Л.
  • Шейнфайн Р.А.
SU65653A1
Сборно-монолитная обделка тоннеля 1979
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Василенко Игорь Евстафиевич
  • Луговцов Анатолий Степанович
  • Васюков Петр Александрович
  • Кошелев Юрий Анатольевич
  • Исаев Павел Сергеевич
  • Муромцев Юрий Зиновьевич
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Сонин Александр Николаевич
SU823500A1
Стыковое соединение блоков сборной обделки тоннеля 1982
  • Чернякова Элионора Гдальевна
  • Цынков Валерий Менделеевич
  • Семенов Алексей Иванович
  • Муромцев Юрий Зиновьевич
  • Мазаник Татьяна Александровна
  • Жуков Игорь Леонидович
  • Василенко Евстафий Андреевич
SU1067151A1
US 3695044 A, 03.10.72
US 3861154 A, 21.01.75
US 4397583 A, 09.08.83
Исполнительный механизм кривошипного пресса 1987
  • Головин Александр Александрович
  • Богданов Энгель Федорович
  • Крюков Борис Иванович
  • Тынянов Владимир Николаевич
  • Горожанкин Валерий Николаевич
SU1498625A1
Способ испытания на прочность трубы с кольцевой накладкой 1987
  • Молочная Татьяна Васильевна
SU1527555A1
ТЕНИ ДЛЯ ВЕК 1990
  • Горшкова Н.В.
  • Коваленко В.А.
  • Михайлова Н.С.
  • Маяцкая Т.В.
  • Бурылина О.М.
RU2026064C1

RU 2 132 907 C1

Даты

1999-07-10Публикация

1998-06-04Подача