i
Изобретение относится к строительству тоннелей метрополитенов и, в частности, к сборно-монолитной водонепроницаемой обделке тоннеля.
Известна сборная водонепроницаемая обделка тоннеля с гидроизоляционным слоем, между двумя плитами в каждом блоке обделки, из которых внутренняя предназначена для поддержания гидроизоляции и воспринятия гидростатического давления, а внешняя - несущая армированная железобетонная плита. При этом гидроизоляционный слой в продольном и поперечном сеченнях блока имеет складки с профилем «ласточкин хвост I).
Конструкция блока с оклеечной гндроизоляцией этой обделки требует двухстад и иного бетонирования, что осложняет технологию изготовления, а одиночная складка гидроизоляционного слоя для обеспечения надежной анкеровки плит вызывает необходимость увеличения толщины обделки. Эти недостатки и являются причиной, не позволяющей осуществить виедренение ее в пр ктнку тоннелестроения.
Известна сборно-монолитная обделка тоннеля из железобетонных элементов, включающая железобетонные элементы с радналь иымн и кольцевыми плоскостямн, на наружной поверхности каждого из которых выполнен водонепроницаемый слой, а на радиаль/ ных и кольцевых плоскостях образованы чеканочные канавкн 2.
Однако и эта известная водонепроницаемая обделка обладает существенными недостатками, к которым относятся: сложная технология изготовлення, больщой расход арматурной стали, отсутствие иадежных свяIQ зей между блоками в кольце и между коль°цамн, большие трудозатраты и высокая стоимость, а при наличии уступов между смежными блоками, превышающих 20мм, получить герметичную обделку не удается.
Цель нзобретеиия - повыщение эффек15 -тивности водонепроницаемости в местах стыковки железобетонных элементов.
Указанная цель достигается тем, что водонепроницаемый слой каждого из элементов опущен с наружной поверхностью на М стыкуемые раднальные н кольцевые поверхностн до чеканочных канавок на,высоту, равную соответственно 0,25-0,35 н 0,7-0,8 толщины элемента, а торец каждой стороны водонепроницаемого слоя выполнен со скосом. На фиг. 1 изображена обделка тоннеля, общий вид поперечного сечения; на фиг. 2 - то же, стыковка элементов между кольцами обделки; на фиг. 3 - то же, сечение в плоскости кольца по стыку между элементами. Сборно-монолитная железобетонная обделка тоннеля, выполненная в виде кольца из элементов 1-3. Раднальные торцы каждого элемента обделки выполнены по форме вогнутых поверхностей 4 и снабжены арматурными выпусками (не показаны), которые выполнены выпуклыми такой же криволинейной формы, как и вогнутые поверхности 4. Наружная поверхность каждого элемента защищена, водонепроницаемым слоем 5, который опущен в виде торцов 6 и 7 на стыкуемые кольцевые и радиальные поверхности на высоту, равную соответственно 0,25- 0,35 и 0,7-0,8 толщины элемента. Торцовые кромки бортов 6 и 7 выполнены со скосами 8, которые при стыковке смежных элементов в кольце и между кольцами образуют ложе чеканочных канавок 9, заполненных материалом 10. Водонепроницаемый слой 5 по наружной поверхности, а также слои 6 и 7 по кольцевым и радналььным стыкуемым плоскостям выполнены, например, из асбоцементного волокнистого материала, пропитанного раствором на цементной основе. Сопряжение элементов при сборке очередного кольца обделки тоннеля осуществляется посредством опирания выпуклых арматурных выпусков в радиальных торцах элементов на вогнутые в них поверхности 4 с последующим омрнолнчиванием пространства, образованного вогнутыми поверхностями 4 на торцах элементов бетоном 9 с мелкой фракцией щебня или раствора на напрягающем цементе, на глубину от скосов 8 на торцах водонепроницаемого слоя до внутренннх поверхностей сопрягаемых элементов. Чеканочная канавка, образованная стыкуемыми кольцевымн и радиальными поверхностями и скосами, заполняется раствором 9 на напрягающем цементе под давлением, который плотно и прочно стыкуясь со скосами 8 бортов 6 и 7 водонепроницаемого экрана, обеспечивает высокую плотность - воонепроницаемость стыков между элементами и тоннельной обделкой в целом. Сборно-монолитная водонепроницаемая обделка тоннеля, согласно изобретению, устраняет недостатки, присущие известной тоннельной обделке в части сложности конструкции ее элементов, расхода арматурной стали, технологии изготовления, CTOHMIOCTH и эффективности водонепроницаемости в местах стыкования элементов в кольцах и между кольцами обделки, что позволяет использовать ее при сооружении тоннелей метрополитенов в водонасыщенных грунтах с наличием сравнительно высокого гидростатического давления грунтовых вод. Общий годовой экономический эффект от применения сборно-монолитной водонепроницаемой обделки согласно изобретению при строительстве метрополитенов в нашей стране, по предварнтельным подсчетам, составляет свыше I млн. р Формула изобретения Сборно-монолитная обделка тоннеля из железобетонных элементов, включающая железобетонные элементы с радиальными и кольцевымн плоскостями, на наружной поверхности каждого из которых выполнен водонепроницаемый слой, а на радиальных и кольцевых плоскостях образованы чеканочные канавки, отличающаяся тем, что, с целью снижения стоимости и повышения эффективности водонепроницаемости конструкции в местах стыковки элементов, водонепроницаемый слой каждого из элементов опущен на стыкуемые радиальные и кольцевые поверхности до чеканочных канавок на высоту, равную, соответственно 0,25-0,35 и 0,7-0,8 толщины элемента, а торец каждой стороны водонепроницаемого слоя выполнен со скосом. Источникн информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 67416, кл. Е 21 D 11/08, 1946. 2.Алахашкин В. и др. Водонепроницаемая обделка с полиэтиленовым экраном. Информационный сборник № 5. « Метрострой, 1976 (прототип).
W
W
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обделка тоннеля | 1986 |
|
SU1382964A1 |
Сборная обделка тоннеля | 1986 |
|
SU1382963A1 |
Обделка тоннеля | 1986 |
|
SU1511411A1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ СБОРНОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ | 1969 |
|
SU241495A1 |
Сборно-монолитная обделка тоннеля | 1979 |
|
SU823500A1 |
Сборная железобетонная обделка тоннеля | 1980 |
|
SU1002590A1 |
Обделка тоннеля и устройство для ее возведения | 1987 |
|
SU1594276A1 |
Сборная обделка тоннеля из железобетонных элементов | 1985 |
|
SU1283406A1 |
Способ изготовления элемента тоннельной обделки | 1986 |
|
SU1375822A1 |
ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ | 1998 |
|
RU2132907C1 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1979-10-12—Подача