1
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к способам контроля неравномерности их рабочего воздушного зазора, и может быть использовано для контроля эксцентричной установки пакета ротора относительно статора в закрытых электрических машинах.
Известен способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, основанный на электрических измерениях посредством датчиков, установленных на статоре электрической машины 1. Однако этот способ трудоемок в условиях серийного производства и не обладает достаточной точностью.
Известен также способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, содержаш,ей станину с пакетом статора, цилиндрические элементы крепления подшипниковых щитов, разглеш.еннь1е на станине, и ротор с валом, путем перемещения измерительного органа по окружности относительно статора и фиксации неравномерности зазора по разности показаний измерительного органа 2. Однако указанный способ сложен в реализации при контроле закрытых электрических машин.
Цель изобретения - упрощение фиксации несоосности установки пакета ротора
с валом относительно пакета статора в закрытой электрической машине. Для реализации поставленной цели измеряют разность диаметра шейки вала, выполненной соосно с пакетом ротора, и диаметра наружной поверхности элементов крепления подшипниковых щитов, выполненной сооско с пакетом статора, и по измеренной разности диаметров судят о неравномерности воздушного зазора.
На чертеже показана принципиальная схема установки для реализации данного способа.
Проверяемая электрическая машина, содержащая станину / с пакетом статора 2, цилиндрические элементы крепления 3 подшипниковых щитов 4, размещенных на станине /, и ротор 5 с валом 6, снабженным щейкой 7, установлена иа опорах 8 измерительной установки. Индикаторы 9 установлены с возможностью контакта с няружной цилиндрической поверхностью элементов крепления 3, выполненной с одной установки с расточками под щиты 4 относительно поверхности пакета статора 2, обращенной к пакету ротора 5.
Возросшие требования к качеству э.ектрических машин приводят к необходимости отработки (хонингования) внутренней поверхности пакета статора 2 с базой от3
носительно расточки под замки станины I с точностью радиального биения до сотых долей миллиметра.
Для реализации описываемого способа в электрической машине предварительн; протачивают наружную поверхность элементов крепления 3 подшипниковых щитов 4 с одной установки с расточками под щиты 4, в связи с чем обеспечивается концентричность с высокой точностью контрольных поверхностей элементов креплепия 3 и внутренней поверхности пакета и статора 2. В то же время допуски на геометрическую неравномерность поверхностей щеек вала, а также несоосность указанных поверхностей относительно активной поверхности пакета ротора 5 на порядок ниже контролируемой неравномерности зазора.
Способ осущертрляется следующим образом. ..-
электрическую машину в сборе. 6 3в нтиляхора устанавливают на опорь S измерйт УнЬй установки. Закрепляют индикаторь. Р на контрольных поверхностях элементов крепления 3подшипникрвых щитов 4. Далее проворачивают станину / вместе с пакетом статора 2 относительно индикатора 9 и по максимальному и минимальному биению определяют величину неравномерности воздушного зазора.
Фиксация неравномерности воздушного зазора путем замера разности диаметра шейки вала ротора и диаметра контрольной проточки на станине позволяют упростить процесс контроля в закрытой электрической машине. Предлагаемый способ позволяет определить следующие состав4
ляюидие неравномерности воздушного зазора: несоосность замка подшипникового щита и отверстия в ступнице под подшипнпк, несоосность посадочной поверхности и беговой дорожки наружного кольца подшипника.
Формула изобретения
Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, содержащей станину с пакетом статора, цилиндрические элементы крепления подшипниковых щитов, размещенные на станине, и ротор с валом, заключающийся в перемещении измерительного органа по окружности относительно статора и фиксации неравномерности зазора по разности показаний измерительного органа, отличаю щ и и с я тем, что, с целью упрощения фиксации несоосности установки пакета ротора с валом относительно статора в закрытой электрической машине, измеряют разность диаметра шейки вала, соосной с
пакетом ротора, и диаметра наружной поверхности элементов крепления подшипниковых щитов, выполненной соосно с пакетом статора, и по измеренной разности диаметров судят о неравномерности воздушного зазора.
Источники информации, принятые со внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 48768, кл. 21 d, 32, 1936.
2. Гамке Р. Г. Неисправности электрических машин. М.-Л., Госэнергоиздат, 1960, с. 193-195.i,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения основных потерь в стали ротора и тарировочный электродвигатель для его осуществления | 1988 |
|
SU1617543A1 |
Способ контроля воздушных зазоров между якорем и полюсами в электрических машинах при сборке | 2018 |
|
RU2695096C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МИКРОМАШИНА ВЕТОХИНА (ЭММВ) | 1992 |
|
RU2041545C1 |
Электродвигатель | 1988 |
|
SU1690113A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
Способ изготовления электрической машины | 1986 |
|
SU1422315A1 |
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2020 |
|
RU2740792C1 |
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2021 |
|
RU2770909C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ | 1938 |
|
SU55267A1 |
СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ВЕТОХИНА "ЭМВ" | 1992 |
|
RU2006140C1 |
Авторы
Даты
1979-07-30—Публикация
1977-08-01—Подача