Изобретение относится к стопорным устройствам для тросов и обеспечивает автоматическое стопорение и расстопорение троса в соответствующий момент. Устройство может быть применено, например, при буксировке несамоходных судов и в лесосплаве в самоходной установке для бухтовки сплавного такелажа - выносов, лежней. Известен тросовый стопор, содержащий два барабана, установленные на параллельно расположен ных осях и связанных огибающим их тросом, тормозное устройство (1 . Оси барабанов расположены в прорезях корпуса и могут перемещаться при помощи тяг, соединенных к шайбе, имеющей рукоятку. Тормозное устройство выполнено в виде неподвижно закрепленных к корпусу тормозных колодок. Наиболее близким техническим решением явля ется устройство для стопорения тросов, содержаia/ee два барабана, установленных на параллельно расположенных валах, и взаимосвязанных между собой тросом, огибающим оба барабана петлей в виде восьмерки, и тормозное устройство 2. Недостатком данного устройства являются его большие габариты и ненадежность тормозов из-за состояния труищхся поверхностей. Целью изобретения является уменьшение габаритов устройства и повышение надежности в работе. Указанная цель достигается тем, что тормозное устройство содержит цепную передачу, звездочки которой жестко посажены на валах барабанов и храповой механизм, причем храповое колесо жестко установлено на валу одного из барабанов, а собачка, шарнирно закреплена на барабане. Устройство поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображено устройство для стопорения тросов, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - самоходная установка, в которой для бухтовки сплавного такелажа применено устройство для стопорения тросов. Устройство для стопорения тросов включает барабаны 1 и 2, установленные на параллельно расположенных валах 3 и 4 и связанных огибающим их тросом 5, наматываемым на барабан 6 лебедки и тормозное устройство. Тросовая связь между барабанами 1 и 2 выполнена перекрестной, и, если одного витка троса 5 вокруг барабанов 1 и 2 будет достаточно для создания оптимальных условий работы устройства, то барабаны 1и 2 могут быть выполнены в виде блоков. Тормозное устройство выполнено в ввде цепной передачи, звездочки 7 и 8 которой жестко устаиовлены на валах 3 и 4 барабанов 1 и 2 и храпового механизма, собачка 9 которого шарнирно соединена с барабаном 2, а храповое колесо 10 жестко связано с валом 4, причем, барабан 2посажен на вал 4 свободно. Устройство может быть смонтировано на самоходной установке 11. Работа устройства для стонорения тросов поясняется при использовании его в самоходной установке для бухтовки сплавного такелажа. Для осуществления выборки троса 5 (направление стрелки А на фиг. 1), его конец закрепляют на барабане 6 лебедки, пропускают через барабаны 1 и 2 и вращением барабана 6 ебедки осуществляют намотку. При намотке троса 5 барабан 1 (фиг. 1) вращается по часовой стрелке. В этом же направлении вращается и связанный с ним цепной передачей вал 4 барабана 2, с которым жестко связано храповое колесо, а так как тросовая связь между барабанами 1 и 2 перекрестная, то барабан 2, свободно посаженный на вал 4, вращается против часовой стрелки. Вследствие вышеизложенного, собачка 9 шаршрно соединенная с барабаном 2, скользит по зубцам-храпового колеса 10 и не препятствует вращению. В случае, когда тягового усилия на барабане 6 будет недостаточно, (трос замыт, зацеплен) дл выборки троса используют тяговые способности самоходной установки. С этой целью она передви гается вперед. При этом рабочий конец троса 5 под натяжением стремится к стравлива1гаю (направление стрелки Б на фиг. 1). При стремлении троса 5 переместиться в направлении стрелки Б, барабан 1 проворачивается против часовой стрелки, а барабан 2 - по часовой стрелке и собачка 9 входит в зацепление с храповым колесом 10. результате этого барабаны 1 и 2 кроме тросовой связи будут иметь связь и через цепную передачу. Эти связи создают крутящие моменты, стрем щиеся направить вращение каждого из них во взаимно противоположньк направлениях, что исключает водмождость вращения последних. Таким образом, происходит надежное стопорение троса 5 н при дальнейшем движении самоходной становки нагрузка от троса 5 воспринимается ормозным устройством к трос вытаскивается пока не освободится от зацепления. Тормозная арактеристика неподвижных барабанов при этом выражается формулой s Pгде S - тормозная характеристика неподвижных арабанов; Р - усилие, развиваемое барабаном лебедки; f - козффициент трения троса о барабаны 1 и 2; cf - суммарный угол обхвата барабанов 1 и 2 тросом 5. Дальнейщая намотка троса 5 осуществляется вышеописанным образом. При необходимости стравливания троса 5 с барабана 6 лебедки co6d4Ky 9 фиксируют в нерабочем положении или снимают трос 5 с одного из барабанов 1 или 2. Изобретение позволяет автоматизировать про- цесс работы устройства, т. е. автоматически производить стопорение при появлении нагрузки на свободном конце троса и расстопорекие при снятии нагрузки, обеспечивает надежное стопорение гроса, позволяет уменьигать габаритные параметры, у1фощает контроль за состоянием элементов устройства, создает удобства в работе. Формула изобретения . Устройство для .стопорения тросов, содержащее два барабана, установленных на параллельно расположенных валах и взаимосвязанных между собой тросом огибаюцдам оба барабана петлей в виде восьмерки, и тормозное устройство, отличающее с я тем, что, с целью уменьщения габаритов устройства и повышения надежности в работе, тормозное устройство содержит цепную передачу звездочки которой жестко посажены на валах барабанов и храповой механизм, причем храповое колесо жестко установлено на валу одного из барабанов, а собачка шарнирно закреплена на барабаие. Источтоси информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 309866, кл. В 63 В 21/08, 1969. 2.Авторское свидетельство СССР N 501004, кл. В 63 В 21/08. 1970.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для намотки кабеля | 1979 |
|
SU855821A1 |
Конвейер | 1981 |
|
SU956380A1 |
ДВУХБАРАБАННАЯ ЛЕБЕДКА МЕХАНИЗМА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА | 2005 |
|
RU2297973C1 |
ТРОСОВЫЙ ПРИВОД С УСТРОЙСТВОМ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2505474C1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭВАКУАТОР | 2006 |
|
RU2326807C2 |
УСТРОЙСТВО для АВАРИЙНОГО СТОПОРЕНИЯ СХОДЯЩЕГО С ЛЕБЕДКИ ГРУЗОВОГО ТРОСА | 1973 |
|
SU391049A1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2193517C2 |
РУЧНАЯ ЛЕБЕДКА | 1991 |
|
RU2020124C1 |
Тросозаглубитель плавсредства | 1988 |
|
SU1504154A1 |
Устройство для аварийного стопорения сходящего с лебедки грузового троса | 1977 |
|
SU683973A2 |
Авторы
Даты
1979-09-05—Публикация
1977-07-18—Подача