1
Изобретение относится к приборостроению, а именно к устройствам для определения технического ресурса тяговотранспортных машин, например автомобиле в процессе эксплуатации, и может быть использовано в качестве автономного устройства, встраиваемого в диагностическую систему при определении технического состояния двигателя.
Известно устройство для определения технического ресурса транспортных машпп, учнтывающих пробег или моточасы, содержащее датчики по числу учитываемых параметров и счетчики 1.
Недостаток устройства заключается в низкой его точности.
Наиболее близким ио технической сущности к изобретению является устройство для учета ресурса машин, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, генератор импульсов постоянной частоты, компаратор, делитель частоты, блок умножения и последовательно соединенные усилитель, шаговый двигатель и механическщ счетчик 2.
К недостатку этого устройства относится низкая его точность.
Цель изобретения - повышение точности устройства.
Это доетигается тем, что в ycTpoiicTBO, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, делитель частоты, геиератор постоянной частоты и последовательно соединенные усилитель, шаговый двигатель и счетчик, введены датчнк загрузки двигателя, генератор перемепной частоты, блок умножения и реверсивный счетчик. Датчик загрузки двигателя подключен к первому входу генератора неременноГ частоты, вы.ход которого соединен с первым входом делителя частоты, второй вход делителя частоты - к датчику оборотов колеса, а выход - к первому входу блока умиоженпя, второй вход которого соединен с датчиком оборотов вала двигателя, а третий вход подключен к одному из выходов блока управлеиия. Другие выходы блока уиравления соединены с вторым входом генератора переменной частоты, с третьим входом делителя частоты и с первым входом реверсивного счетчика, второй вход которого подключен к выходу блока умножения. Третий вход реверсивного счетчика соединен с генератором постоянной частоты, а выход - с входом уснлителя.
За счет этого устройства более точно учптывается технический ресурс автомобиля при различных режимах нагружения.
Величина ресурса деталей определяется формулой
L(A) 2 «уР
t Q«кол
где к - коэффициент пропорциональности; р - показатель загрузки двигателя;
Лдв - число боротов двигателя;
«кол - число оборотов ВЫХОДНОГО вала
коробки передач.
На чертеже дана структурная схема устройства.
Она содержит датчик 1 загрузки двигателя, датчики 2 и 3 оборотов колеса и вала двигателя соответственно. Синхронность работы датчиков осуществляется блоком 4 управления. Для преобразования выходного aпpяжeния с датчика загрузки двигателя подключен генератор 5 переменной частоты. Число импульсов с генератора неременной частоты делится на число оборотов колеса с помощью делителя 6 частоты, выходной сигнал которого умножается в блоке 7 умножения на число оборотов двигателя. Переменный режим работы автомобиля функционально связан с реверсивным счетчиком 8. Постоянный коэффициент пропорциональности прибора определяется генератором 9 постоянной частоты. Для регистрации числа предусмотрен счетчик 10 с приводом от шагового двигателя 11 через усилитель 12 сигнала.
Устройство работает следующим образом.
При движении автомобиля датчик 1 загрузки двигателя выдает электрический сигнал, который с помощью генератора 5 переменной частоты преобразуется в частоту, ироиорциональную загрузке двигателя, и поступает на переменный делитель 6 частоты. Деление производится на число оборотов колеса, связанного через трос спидометра с датчиком 2. Выходной сигнал делителя 6 умножается в блоке 7 на величину частоты вращения вала двигателя, соединенного через вал прерывателя-распределителя с датчиком 3. Выходной сигнал с блока умножения, пропорциональный величине Р , поступает на реверсивный, счет«кол
чик 8, который фиксирует переменную скорость поступления сигналов иропорционально внешней нагрузке автомобиля.
При движении автомобиля накатом сигнал поступает от датчика 2 оборотов колеса через делитель 6 переменной частоты, блок 4 управления на реверсивный счетчик 8, вход которого соединен с генератором 9 постоянной частоты, выражая коэффициент пропорциональности К. Выходной сигнал с
реверсивного счетчика 8 независимо от вида движения автомобиля усиливается в усилителе 12. От каждого поступающего сигнала якорь шагового двигателя поворачивается на определенный угол, приводя в движение счетчик 10. Синхронность работы делителя 6 частоты и датчиков 2 и 3 осуществляется блоком 4 управления, который дает сигнал на запуск работы блоков 6 и 7. Использование изобретения позволит учитывать пробег автомобиля при различных нагрузочных условиях, оказывающих влияния на технический ресурс агрегатов. По показаниям счетчика можно своевременно проводить техническое обслуживание независимо от категории дорог, так как скорость вращения шагового двигателя зависит от степени нагружения автомобиля, с изменением которой изменяется частота поступления импульсов с датчиков 1, 2 и 3. Практика показывает, что своевременность проведения технического обслуживания обеспечивает повышение надежности автомобиля на 80%.
Формула изобретения
Устройство для учета ресурса транспортных машин, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, делитель частоты, генератор постоянной частоты и последовательно соединенные усилитель, шаговый двигатель и счетчик, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены датчик загрузки двигателя, генератор переменной частоты,, блок умножения и реверсивный счетчик, датчик загрузки двигателя подключен к первому входу генератора переменной частоты, выход которого соединен с первым входом делителя частоты, второй вход которого подключен к датчику оборотов колеса, а выход - к первому входу блока умножения, второй вход которого соединен с датчиком оборотов вала двигателя, а третий вход подключен к одному из выходов блока управления, другие выходы которого соединены с вторым входом геиератора переменной частоты, с третьим входом делителя частоты и с первым входом реверсивного счетчика, второй вход которого подключен к выходу блока умножения, третий вход реверсивного счетчика соединен с генератором постоянной частоты, а выход - с входом усилителя.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 114811, кл. G 07С 3/10, 24.07.57.
2.Патент Франции № 2230023, кл. G 07С 3/10, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАСХОДОМЕР ТОПЛИВА | 1992 |
|
RU2014569C1 |
Устройство управления механизмом раскладки намоточного станка | 1982 |
|
SU1095254A1 |
Устройство для регистрации времени работы транспортного средства в разных режимах | 1986 |
|
SU1376112A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЧЕТА РЕСУРСА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2075781C1 |
Цифровой преобразователь линейных перемещений | 1991 |
|
SU1796882A1 |
Устройство для управления станком для обработки косозубых изделий | 1978 |
|
SU833174A3 |
Устройство для измерения среднего индикаторного давления двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1283559A1 |
Устройство для поперечного разделения полотна на отрезки заданной длины в соответствии с нанесенными на полотно печатными метками | 1986 |
|
SU1802836A3 |
Устройство для измерения среднего индикаторного давления двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU979926A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЛЬТРАЦИИ ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2094090C1 |
Авторы
Даты
1979-09-30—Публикация
1978-02-22—Подача