Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах с вертикально-подвижными уравновешенными узлами, в частности в станкостроении. Известны предохранительные устройства про тивовеса подвижного узла, металлорежущего станка, оснащенные рычагом, который прижат к корпусу силой натяжения каната и перемещается в случае обрыва каната предварительно сжатой пружиной до соприкосновения С зуб -цами, выполненными на стойке станка 1. Однако для обеспечения прочности зубьев при значительных перемещаемых массах и скоростях требуется значительное увеличение габаритов муфты, что конструктивно трудно реа лизовать и нецелесообразно. Известно также устройство для уравновеши вания вертикально перемещающегося рабочего органа, в котором в цепи привода с несамо тормозящимся ходовым винтом установлена обгонная муфта, наружный диск которой расположен между внутренними кольцами конических подшипников, натянутых посредством пружин 2. В известном устройстве в момент останова узла повышается вибрация и шум, а ролнки обгонных муфт сильно деформируются в результате значительных нагрузок. Цель изобретения - повышение на;;ежносто устройства при аварийном нарушении уравновешивания вертикально-подвижного узла со значительной инерщюнной массой. Для этого тормозная муфта выполнена в виде размещенного в гидроцилиндре зажимного фрикционно-дискового механизма, установленного с возможностью воздействия на ходовой винт, а рабочая полость гидроцилиндра связана со сливом через управляющий клапан, снабженный штоком, взаимодействующим с механизмом уравновешивания. В корпусе вертикально-подвижного узла размещен подлружиненный шток, связанный через гибкий злемент с противовесом и взаимодействующий при обрыве гибкого элемента под действием пружины со штоком управляющего гидравлического клапана. На чертеже дана принципиальная схема описываемого устройства. Вертикально-подвижной узел 1 станка может перемещаться посредстеом привода 2 с несамотормозящимся ходовым винтом 3 по вертикальным направляющим. На ходовом винте 3 установлена тормозная муфта 4, выполненная в виде зажимного фрикциоино-дискового механизма, содержащего, например, набор фрикцион ных дисков 5. Муфта зажимается пружиной 6, а разжимается гидроцнлиндром 7 с рабочей полостью А, которая размещена в корпусе гид роп:илиндра соосно ходовому винту 3. Между поршнем 8 и корпусом гидроциливдра 7 размещен концевой выключатель 9, связанный электрически с электродвигателем привода 2. В кррпусе гидроцилиндра 7 выполнены каналы для подвода 10 и слива 11 масла., Последний связан гидравлически с управляющим клапаном 12, имеющим подпружиненный шток 13, взаим действующий с механизмом уравновешивания. При нарушении уравновешивания рабочая полость гидроцилиндра включена на слив, а ходовой винт 3 под воздействием пружины 6 зажат фрикционными дисками 5 муфты 4. При уравновешивании вертикально-подвижного узла, например, противовесом 14, которы связан с узлом 1 через гибкий элемент 15 и блок 16 качения, в корпусе подвижного узла 1 размещен подпружиненный шток 17, взаимодействующий при обрыве гибкого элемента 15 со штоком 13 управляющего клапана 12. При обрыве гибкого элемента 15 подпружиненный шток 17 опускается и воздействует на шток 13 управляющего клапана 12, который открывает канал слива масла. Давление масла рабочей полости А гидроцилиндра 7 падает и поршень 8 под воздействием пружины 6 сжимает фрикционные диски 5, останавливая винт 3 и, следовательно, узел 1. Одновременно поршень 8, воздействуя на концевой выключатель 9, включающий вращение приводного двигателя с одновременным включением электрического торможения, что сократит время торможения и остановки вертикально-подвижного узла. Предлагаемое предохранительное устройство налогичным образом работает и при уравноешивании вертикально-подвижного узла, наример, гидроцилиндром подпора. В этом слуае рабочая полость гидроцилиндра подпора идравлически связана с рабочей полостью гидоцилиндра 7 разжима муфты. При нарушении идравлической связи давление в полости А идроцилиндра 7 упадет и ходовый винт 3 а.жмется муфтой 4. Таким образом, в аварийных ситуавдях при тсутствии давления в гидросистеме и обестоивании ходовой винт 3 будет зажат муфтой 4. Формула изобретения 1. Предохранительное устройство механизма уравновешивания вертикально-подвижного узла, например станка, перемещаемого посредством Привода с несамотормозящим ходовым винтом, содержащее тормозную муфту, установленную на ходовом винте, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы при аварийном нарушении уравновешивания, тормозная муфта выполнена в виде размещенного в гидроцилиндре зажимного фрикционно-дис- кового механизма, установленного с возможностью воздействия на ходовой винт, а рабочая полость гидроцилиндра связана со сливом через управляющий клапан, снабженный штоком, взаимодействующим с механизмом уравновешивания. 2. Устройство, отличающееся тем, что в корпусе вертикально-подвижного узла размещен подпружиненный шток, связанный через гибкий элемент с противовесом и взаимодействующий при обрыве гибкого элемента под действием пружины со штоком управляющего гидравлического клапана. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 275647 кл. В 23 В 47/00, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР № 554951, кл. В 23 В 47/26, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство уравновешивания вертикально-подвижного узла металлорежущего станка | 1983 |
|
SU1117143A1 |
Устройство для уравновешивания вертикально подвижного узла | 1982 |
|
SU1060340A1 |
Предохранительное устройство механизма уравновешивания вертикально-подвижного узла | 1983 |
|
SU1085699A1 |
Привод поступательного движения | 1980 |
|
SU906663A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯУРАВНОВЕШИВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ УЗЛОВМЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ | 1971 |
|
SU420408A1 |
Устройство для фиксации подвижного органа станка | 1982 |
|
SU1161317A1 |
Установка для сборки и сварки секций трубопроводов | 1980 |
|
SU929382A1 |
Станок для намотки проволоки | 1975 |
|
SU586947A1 |
Устройство для уравновешивания вертикально перемещаемых узлов металлорежущих станков | 1980 |
|
SU918018A1 |
Привод скважинной штанговой насосной установки | 1980 |
|
SU989139A1 |
Авторы
Даты
1980-01-15—Публикация
1978-08-17—Подача