Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим тормозным устройствам исполнительного Mexasнизма ядерного реактора, и может быть использовано в системах управления и защиты (СУЗ) реакторов.
Известно тормозное устройство, содержащее тормозной стакан, расположенный коаксиально ему шток с надетыми на него двумя коническими шайбами, одна из которых подпружинена относительно дна стакана, а также фрикционный узел и шарики, размещенные между коническими поверхностями шайб .
Назначение тормозного устройства в исполнительном механизме аварийной защиты ядерного реактора состоит в плавном гашении кинетической энергии падающих подвижных частей до полного останова на ограниченной длине тормозного пути, определяемого конструкцией механизма.
Тормозное устройство после поглощения энергии должно обеспечивать возврат подвижных частей в положение, предшествующее торможению, при этом подскок стержня должен быть минимальным.
Недостаток известного тормозного устройства заключается в том, что оно не может соответствовать предъявляемым требованиям, так как при поступательном движении фрикционного элемента между шариками и внутренней поверхностью фрикционного элемента также возникает трение, при этом контактные давления в точках соприкосновения шариков, которые не могут вращаться, крайне велики и прак5тически приведут к задиру внутренней поверхности фракционного элемента, что обуславливает нестабильность работы устройства.
0
Цель изобретения - повышение надежности обеспечением равномерности контактных напряжений между элементами устройства. 37 Это достигается том, что в прел/ьчгаемон конструкции тормозной стакан уста- ноплсн с возможностью осевого перемеще ния относительно штока, последний за- кр(М1лен неподвижно, а фрикционный эле- мент выполнен в виде секторных колодок с фрикционными НгГкладками и с кольцевыми канавками, для размещения шариков при этом вторая коническая шайба жестко закреплена на штоке. HQ . 1 изображено предлагаемое тормозное устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же сечение А-А на.фиг, 1. Тормозное устройство, осуществляющее торможение элемента 1, содержит тормозной стакан 2, направляющей для которого служит шток 3 , установленный неподвнжно. На штоке 3 установлена пружина 4, расположенная между дном стакана 2 н торцом конической шайбы 5, подвижно установленной на штоке 3, под которой размещена неподвижно закрепленная шайба 6. Между коническими поверх ностями щ.эйб 5, 6 размещены секторные колодки 7 с фрикционными накладками 8, имеющие кольцевые канавки, в которых установлены шарики 9, взаимодействующи с упомянутыми коническими поверхностями. Тормозное устройство работает следующим образом. Элемент 1 падает на тормозной стака 2, последний, поступательно перемещаясь по штоку 3, сжимает пружину 4, которая передает усилие на коническую шайбу 5 и шарики 9. При этом шарики 9 по коническим поверхностям шайб 5 и 6 перемещаются в радиальном направлении и раз- двигают секторные колодки 7 с фрикцион ными накладками, равномерно прижимая их к внутренней поверхности тормозного стакана 2. Пружгаш 4 обеспечивает воз- врат тормозного стйкана 2 в исходное положение после завершения процесса торможения. При перемещении тормозного стакана 2 сила сжатия пружины 4 увеличивается, и, следовательно, возрастает сила трения ежду поверхностями фрикционных наклаок 8 и стенклми ст-чкана 2. При этом увеличение тормозной силы о мере продвижения стакана создается е только за счет силы сжатия пружины , но и за счет силы трения, возникающей ежду фрикционными Накладками 8 и стенами тормозного стакана 2, в свою очередь, увеличивающей давление между этими элементами. Возникает как бы механическая положительная обратная связь, позволяющая получить более стабильную и жесткую характеристику торможения, а также ограничить тормозной путь. Благодаря тому, что сила, воздействующая на секторные колодки, передается через шарики, давление распределяется на всю фрикционную поверхность равномерно, что повышает надежность торможения и, кроме того, способствует повышению ресурса работы. Формула изобретения Тормозное устройство, содержащее тормозной стакан, расположенный коаксиально ему шток с надетыми на него двумя коническими шайбами, одна из которых подпружинена относительно Дна стаканя, а также фрикционный узел и шарики, размещенные между коническими поверхностями шпйб, отличающеес я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения равномерности контактных напряжений между элементами устройства, тормозной стакан установлен с возможностью осевого перемещения относительно штока, последний закреплен неподвижно, а фрик11ионнь й узел выполнен в виде секторных колодок с фрикционными накладками и с кольцевыми канавками для размещения шариков, при этом вторая коническая шайбя жестко закреплена на штоке. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент СССР № 17939, кл. F 16 F 7/О8, 1929.
J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЗМОМ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2005 |
|
RU2288384C2 |
Тормозное устройство с встроенным в него приводом для транспортных средств большой грузоподъемности | 1984 |
|
SU1190109A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 1993 |
|
RU2091627C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 1992 |
|
RU2039891C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗА С ГИБКИМ ШКИВОМ | 2003 |
|
RU2270943C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2650337C1 |
БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1991 |
|
RU2032116C1 |
Устройство для стабилизации зазора в тормозных системах транспортных средств | 1983 |
|
SU1160155A1 |
Колодочный тормоз | 1978 |
|
SU842290A1 |
Колодка дискового тормоза | 2018 |
|
RU2710132C1 |
Авторы
Даты
1980-01-15—Публикация
1977-04-21—Подача