Опора вала турбохолодильника Советский патент 1980 года по МПК F01D25/16 F16C33/58 F25B11/00 

Описание патента на изобретение SU714027A1

I

Изобретение относится к области холодильной техники, в частности к опорам валов турбохолодильников систем кондиционирования воздуха.

Известна опора вала, солержайая радиально-упорные шарикоподшипники с наружным и внутренним кольцами,tto крайней мере одно из которых контактирует по двум onopHbiM кольцевым пояскам, разделенным проточкой Г1Г.

Недостаток известной опоры вала зак.лючается в том, что упругая характеристика кольца подгиипника, прогибающегося под действием нагрузки как балка, закрепленная на двух концах, близка к линейной, и IB случаях про хождения через критические числа оборотов вала турбохолодильника или роста величины дисбаланса в процессе эксплуатации, а также действия значительных нагрузок при эволюциях объектов, могут возникать значительные прогибы кольца подшипника. Это приводит не только к увеличению амплитуды колебания вала, что значительно ухудшает работу лабиринт.ных уплотнений турбохолодильника, а В некоторых случаях приводит и к .: их разрушению в результате касаний.

но и к-увеличению нагрузок на подшипники вьаае допустимых, что снижает надежность и долговечность опоры вала турбохолодильника. ,

Целью настоящего изобретения Является уменьшение колебания ва.па, повышение йадёжности и увеличение долговечности.

Это достигается тем, что проточ0ка расположена со смещением относительно плоскости, проходящей через центр шарикоподшипника на Величину, составляющую 0,05-0,3 диаметра шарика.

5

На фиг. 1 изображен продольный разрез турбохолодильника; на фиг. 2 продольный разрез радиально-упорного шарикоподшипника с посадочными поверхностями корпуса и вала, на0пример, на которых выполнены проточки со смещением относительно плоскости, проходящей через центр шарикоподшипника; на фиг. 3 - схема деформации нольца радиально-упорного ша5рикоподшипника при возрастании нагрузки на шарик.

Турбохолодильник имеет вал 1/ установленный В корпусе 2 на радиальноупорных шарикоподшипниках 3 и 4,

0 включающи наружные 5 и внутренние 6 кольца, имеющие желоба 7 и 8 под шарики 9, и опорные пояски 10 и 11 контактирующие с ответными посадочными поверхностями 12 и 13 корпуса 2 и вала 1 и разделенные соответственно проточками 14 и 15, выполнен.ными например, в корпусе 2 и на валу 1. Проточки 14 и 15 могут быть выполнены на наружных 5 и внутренних б Кольцах шарикоподшипников 3 и 4. Проточки 14 и 15 расположены со смеЩенией Ь -мосительно плоскости 16, проходящей через центр 17 шарикоподшипника на величину, составляющую 0705-0,3 диаметра шарика 9. Проточки 14 и 15, как правило, выполняются со смещением доответствейно в сто рону плоскостей 18 и 19, проходящих через трчки контакта 20 и21 шариков 9 с желобами 7 и 8 поД углом Кон тактауз .. . ;. . ./ . : . При работе турбохолодильника нагрузка; со стороны вала 1 пёредаетсЯ череа посадочную поверхность 13 на опорные кольцевые пояски 11 внутреннего кольца 6 и желоб 8 на шарики .9. и дайёё через; жеЗюб 7 наружнбго -., кольца 6 на его опорные кольцевые по яски 10, крнта:ктирующие с посадочной поверхностью12 корпуса 2. В результате воздействия нагрузки происходит одновременная деформация Как внутреннего кольца б, -так и наружного 5. При этом каждое кольцо, имею щеё соответственно два опорных кольцевых поясКа 10 и 11, разделенных проточками 14 .и 15, вьтолнённыгли, на пример, в ко зпусе 2 и на валу 1 илина обоих -кольцах 5 и 6, изгиба етсй в поперечном сечении двухопорная балка, закрепленная на концах, благодаря чему соседние шарики начинают, воспринимать на себя часть нагрузки, Уменьшая контактные напряжения под наиболее нагруясейный шариком 9. В связи с тем, что диапазон применяе№1х УГЛОВ кон актов уб Находится в пределах 5-36, проточки 14 и 15 смещают соответственно иа величину, составляющую 0,05-0,3 диаметра шарика 9. Приработе турбохойодйльника на расчетных режимах приНаличии смещенных проточек 14 и 15 шарики 9 контактируют с желЬбами 7 и 8. соответственно в точках 20 и 21, расположенных в плоскостях 18 и 19, проходящих одновременно через центр проточек 14 и 15. По мере увеличения радиальной нагрузки R угол контактау5„ .шарика 9 с желобами 7 к 8 начинает уменьшаться,и точки контакта 20 и 21 шарика 9 смещаются к центру желобов 7 и 8, благодаря чему увеличивающаяся нагрузка R на двухопорную балку смещается от ее центра к одной из опор, Вследствие этого при значительном увеличении радиальной нагрузки R на подшипник прогиб его желобов 7 и 8 возрастает незначительно, .. ..: .. , : Наличие смещенной проточки позволяет автоматически предотвращать увеличение амплитуды колебания вала при повышенных режимах работы в процессе Эк сплуа1тамии, исключить связанное с этим дополнительное увеличение йаг рувки на подаиипники и выход из CTfori различных радиальных лабиринтных уплотнений вала и рабочих кОлес, устанавливаемых обычно с минимальными Для снижения потерь рабочего воздуха и повышения к.п.д., а также значительно расширить рабочий диапазой скоростей вращён.ия ротора, повысить надежность и увеличить долговечность турбохолодильника. . Формула изобретения Опора вала турбохолодильника, содержащая радиально-упорные шарикоподйипники с наружным и вйутреннйм кольцами, по крайней мере одно из которых имеет кОйтакт с; двумя бпорньп кольцейШи поясками, разделенными проточкой, о т л и ч а ю.щ а я с я тем, ЧТО, е целью;уменьшения колебаний, вала, побышенйя надежности и увеяйчёнйя долговечности, проточка расЛолоЖен. .со.; смещейием относительно плос грсти, п 1Охойящей через ; центр шарикоподайпййка на величйну, CQCт авляюйукз О ,05-0, 3 диаметра шарика. Источники информации, принятые вовнимайие при экспертизе 1. Патё.нт .СШ № 3512855, кл. 308-184, опублик. 1972.

Похожие патенты SU714027A1

название год авторы номер документа
Радиально-упорный шарикоподшипник с нелинейным демпфером 1974
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Баранов Виктор Георгиевич
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Барышникова Алла Михайловна
  • Домашев Олег Михайлович
SU561023A1
Радиально-упорный шарикоподшипник с нелинейным демпфером 1974
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Баранов Виктор Георгиевич
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Барышникова Алла Михайловна
  • Домашев Олег Михайлович
SU561022A1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬ 1997
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров И.Д.
RU2128774C1
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Ковалев Л.Г.
  • Ковалев П.Л.
RU2033543C1
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ ОТКЛОНЕНИЯ УГЛА КОНТАКТА ОТ НОМИНАЛЬНОГО 2002
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
RU2232310C2
Система смазки подшипников турбохолодильника 1982
  • Серебряков Георгий Петрович
  • Френк Муня Цалевич
  • Хомутов Глеб Васильевич
SU1078215A1
Шпиндель металлорежущего станка 1974
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Кошель Владимир Митрофанович
  • Заболоцкий Александр Николаевич
SU1386416A1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Мозоров С.Д.
RU2182241C2
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО ДОПУСКА УГЛА КОНТАКТА В ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2001
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2244857C2
Шпиндель станка 1979
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Леванцевич Михаил Александрович
SU850364A1

Иллюстрации к изобретению SU 714 027 A1

Реферат патента 1980 года Опора вала турбохолодильника

Формула изобретения SU 714 027 A1

SU 714 027 A1

Авторы

Морозов Георгий Владимирович

Баранов Виктор Георгиевич

Иванников Валентин Григорьевич

Даты

1980-02-05Публикация

1977-05-26Подача