1 : . --..-: У Изобретение относится к электрическим схемам пита1шя стартера от бортовой сети автомобиля, в частности, к схемал автоматической блокировки электростартера после запуска Двигателя. Известны схемы блокировки зпекгростарт-ера, содержащие аккумулятор, генератор и элек ростартер, включенный через реле блокировки в бортовую сеть 1. Такие схемы обладают низкой надежйостьго при работе с сетью разряженным аккумуляторрм. , . Известны также схемы блокировки элёктро cTajitера для двигателя внутреннего сгорания, содержащие генератор, аккумулятор и стартер, подключешате к бортовой сети через реле блокировки, обмотка которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора электронного коммутатора, управляемого нелинейным измерительным мостом с резисторами и входным транзистором, соёдине1шым с замком зажигания, причем нелинейг ный измерительный мост подключен к специальному датчику-генератору 2. Недостатком указанных схем являются низкая надежность из-за того, что они не оСеспетавают защиты Стартера от включения при работающем двигателе. Целью изобретения является првыше1ше надежности;Поставленная цель достигается тем, что схема дополнительно снабжена реле времени, а один из резисторов включен параллельно плечу нелине1 шого измерительного моста через диод и замок заж1 гания и подключен к цепи, коллектора входного транзистора, база которого соединена с реле времени и замком зажигания. На фиг. 1 дана схема блокировки электро: .стартера согласно изобретению, на фиг. 2 схема замка зажигаш1я в положешш работы двигателя, на фиг. 3 - схема зам1са зажигания в выключенном положении. Схема содержит аккумулятор 1 и генератор 2, подключенгаю к бортовой сети 3, стартер 4, реле 5 блокировки, обмотка 6 которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора 7 электронного коммутатора, состоящую из транзисторов 7, 8, диодов 9, 10 и резисторов 11, 12. К входу транзистора 8 подключен нелинейный мост из резисторов 13, 14, 15, 16, стабилитрона 17 и входного транзистора 18, к базе которого подпслючено реле времени, вьшолнениое на транзисторе 19, резисторах 20, 21, емкости 22, диоде 23. Параллельно резистору 14 через диод 24 и замок 25 зажигания подключен резистор 26, включенный в цепь коллектора транзистора 18. К замку 25 зажигания подключены также реле-регулятор 27 и лампа 28 контроля работы стартера. Реле 5 блокировки имеет силовые контакты 29, включе1гаые в цепь стартера. Схема работает следующим образом. Для пуска двигателя устанавливают замок 25 зажигания в положение, показанное на фиг. При этом через обмотку 6 реле 5 блокировки течет ток от бортовой сети 3 через замок 25 зaжигaния диод 9 и открытый транзистор 7. Реле 5 срабар тает и, замыкая силовые контакты 29, включает стартер 4, который раскручивает двигатель. Когда двигатель достигает заданной скорости вращения и запускается, напр жение бортовой сети 3 повыпается до определенного уровня и происходат пробой стабилитрона 17 нелинейного измерительного моста, транзистор 8 открывается и закрывает выходной транзистор 7. Это приводит к отключению реле 5 блокировки и выключению стартера 4. Благодаря включению в нелинейный мост резистора 26 через диод 24 уровень срабатывания стабилитрона 17 становится ниже уровня напряжения заряженного аккумулятора 1, а также 1шже минимального регулируемого напр жения генератора 2. Реле времени на транзисторе 19 и входной транзистор 18 служат для временной задержки включения резистора 26 в измерительный мост параллельно резистору 14, до момента когда напряжение бортовой сети 3 станет ниже напряжения срабатывания стабилитрона 17. В пр 54 ивном случае могли бы происходить периодические включения и отключения реле 5 блокировки. Таким образом резистор 26 подключается к измерительному мосту только cnyctrt время, которое необходимо для заряда емкости 22 до напряжения отпирания транзистора 19, запирающего транзистора 19. После запуска двигателя замок зажигашя устанавливается в положение, изображешюе на фиг. 2. При выключении двигателя замок зажигания устанавливают в положение, изображенное на фиг. 3, и схема приходит в исходное состояние. Формула изобретения Схема блокировки электростартера для двигателя внутреннего сгорашм, содержащая генератор, аккумулятор и стартер, подключенные к бортовой сети через реле блок1 овки, обмотка которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора электронного коммутатора, управляемого нелинейным измерителып 1м мостом с резисторами и входным транзистором, соединенным с замком зажигания, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, схема дополнительно снабжена реле времени, а один из резисторов включен параллельно плечу нелинейного измерительного моста через диод и замок зажигания и подключен к цепи коллектора входного транзистора, база которого соединена с реле времени и замком зажигания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР N 35063, кл. F 02 N 11/08, 1968. 2.Патент США № 3628041, кл. 290-37, опублик. 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для блокировки электростартера двигателя внутреннего сгорания | 1973 |
|
SU750693A1 |
Схема включения стартера двигателя внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2657470C1 |
Электрическая схема управления стартером | 1986 |
|
SU1397615A1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА | 2010 |
|
RU2447314C1 |
Устройство блокировки электростартера для двигателя внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU717390A2 |
Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1372092A1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1994 |
|
RU2040843C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2007 |
|
RU2350494C1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2715992C1 |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКИ ЗАМКОВ ДВЕРЕЙ | 1992 |
|
RU2067658C1 |
Фиг.2
Фиг.З
Авторы
Даты
1980-02-05—Публикация
1973-01-02—Подача