(54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ АЭРОДИНАМИКЕ
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано как учебное пособие.
Известен учебный прибор по практической аэродинамике содержащий планшет с криволинейной направляющей прорезью и помещенную в ней модель летательного аппарата с градуированным диском и стрелки возоушной и абсолютной скорости fl,
Недостатком известного устройства является малая наглядность при изучении явлений входа летательного аппарата в восходящий поток.
Цель изобретения - обеспечение наглядности при демонстрации движения летательного аппарата при входе в восходящий поток.
Поставленная цель достигается тем, что прибор имеет расположенные один нар другим по/1зуны с пазами, в которых установлен планшет, стрелку скорости, восходящего потока, нерастяжилчяе нитевидные элементы, натянутые нл ползуны, каретку жестко прикрепленную на плaншete, полую щтангу со втулкой свободно установленную в ней, при этом стрелки воздушной и абсолютной скоростей выполнены из двух частей, установленных с возможностью продольного перемещения одна относительно другой, причем концы всех стрелок соединены посредством щарниров, а шарниры расположенные на стрелке скорости восходящего потока имеют сквозные отверстия, через которые проходят нити, причем щтанга укреплена на каретку,
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор; на фиг, 2 - узел связи векторного треугольника скоростей и модели с кареткой и планшетом.
Прибор включает планшет 1 с криволинейной направляющей - прорезью. На тыльной стороне прикреплена криволинейная направляющая 2, на которую опирается кулачок 3, прижимаемый к ней пружиной 4, Кулачок жестко прикреплен к оси 5, На которой также жестко посажены градуированный диск G и модель летатрль72ного лппарата 7. Ось 5 продета по втулку 8, которая свободно посажена в ползунок 9, сочлененный скриволинейной прорезью панели. Втулка 8 жестко прикреплена к втулке 1О, которая сочленена с кареткой 11с возможностью вертикального перемещения. К втулке 8 жестко прикреплена стрелка 12, обозначающая G - силу тяжести. Векторный треугольник скоростей содержит стрелку 13, обоз начаюи1ую / - абсолютную скорость, стрелку 14, обозначающую Vfi - во;; пушную скорость и стрелку 15 - обозначающую И - скорость восходящего потока. Все три стрелки соединены между собой шарнирно и разделены надвое. При этом звенья стрелок 13 и 14 соединены между собой с возможностью продольного перемещения одного звена относительно дру гого, а звенья стрелки 15 соединены шар нирно. Звено стрелки 13 жестко прикреплено к ползунку 9, а звено стрелки 14 сочленено со втулкой 8 щарнирно, при этом оба звена соединены пружиной 16 „ Оси шарниров, соединяющих концы стрелок 14 и 13 со стрелкой 15 имеют диаметральные отверстия, через которые про пущены нити 17, натянутые на ползунки 13 каретки, установленной на планшете с возможностью горизонтального перемещения. К стрекле 14 жестко присоединены стрелки 19 аэродинамической силы R. и стрелка 2О подъемной силы У. К панп- ли жестко прикреплен спуск 21, который удерживает стрелку 13 в положение, ког оп модули и направление векторов VoL н VP равны. Прибор работает следующим образом, В исходном положении (перед границей входа в восходящий поток) детали пр бора расположены следующим образом. Каретка установлена так, чтобь стр€,лка 14 опиралась на спуск - 21, тем самым обеспечивается сложение векторного треугольника скоростей, т.е. стрелка 14 ;}акрывает собой стрелки 13 и 15. При этом пружтш 16, соединяющая стрелку 13 с жестко соединенными между собой стрелками 14, 19 и 2О, оказывается во взведенном состоянии, т.е. растянута стрелками 13 и 2О. 12, обоз(а чающая силу тяжести G жестко прикре ленная к втулке 8, которая также жестк соединена с втулкой 9, насаженной на штангу 22 каретки и занимает вертикаль ное положонив. Это положение стрелка 12 сохраняет и при движении каретк, так как штанга 22 выставлена повертитсалн 4 одель сакюлетя 7, жестко пГПкреплеЕпьтя оси 5, пропущопной Ч1;ро гсгулку 8, вытавлена в положении, соответствующем улевому приращению подъемной , то обеспечивается подпором к направлящей 2 посредством пружины 4 кулачкя э жестко прикреплешюго к оси 5, Перемещением каретки 11 па ось 5 ерез щтангу 22 и втулки 10 н 8 передается усилие, заставляющее смещаться Горизонтально ось 5 и прикрепленную к ней модель, которые под воздействием ползунка 9 перемещаются и вертикально, так как ползунок 9 следует по щеп и панели 1„ При этом втулка 10 скользит по щтанге 22. На границе восходящего потока стрелка 14 под действием пружины 16 соскакивает со спуска 21. Стрелки 14, 19 и 20 поворачиваются на угол, определенный длиной стрелки 15, обозначающей скорость восходящего потока U При этом оси щарнтфов, соединяющих концы стрелок 13, 14 и 15, направляются посредством своих отверстий, выполнепньсх вдоль из диа метров и нитей 17 по направлению этих нитей, заставляя раздвигаться стрелки 13 и 14. При дальнейшем перемещении каретки кулачок 3, следуя по направляющей 2,заставляет вращаться ось 5, а следоватехгоно, и модель самолета 7, к которой прикреплен градуированный писк 6, По делениям диска наблюдаются изме} еиия угла атаки и приращения пощ.емной силы Д У. Стрелка 13, жестко соединенная с гюл- зупком 9, направляется им по касаэчз.ть- ной к щели панели 1, заставляя скользить стрелку 15 вдоль нитей 17, которые уцср живают в вертикальном положении ст|) ку 15 и изменяют длину стрелок 13 и 14, по которым наблюдают изменение параметров треугольника скоростей. зобретения о р м у л а Учебный прибор по гграктической аэродинамике, содержащий планшет с криволинейной направляющей прорезью и помгщен- кую н ней модель летательного аппарата с градуированным диском и стрелки возду нной и абсолютной скорости, о т л и чающийся тем, что, с целью обеспечения наглядности при демонстрации движения летатель(ого аппарата при входе в восходящий поток, он имеет расположенные omffl над (jjjyrnsf ползуны с пазами, в которых установлен планшет, стрелку скорости восходящего потока, не- растяжимые нитевидаые элементы натянутые на ползуны, каретку жестко закрепленную на планшете, полую штангу со втулкой свободно установленную в ней, при этом стрелки воздушной и абсолютной скоростей выполнены из двух частей, установленных с -возможностью продольного перемещения одна относительно другой.
причем концы всех стрелок соединены посредством шарниров, а шарниры расположены на стрелке скорости восходящего потока имеют сквозные отверстия, через которые проходят нити, причем штанга жестко укреплена на каретке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Авторское свидетельство СССР М 537375, кл. G 09 В 9/08, 1975.
фиг. 2
Авторы
Даты
1980-03-05—Публикация
1977-02-04—Подача