ПРИБОР ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ К МАГИСТРАЛЬНЫМ ДОРОГАМ Советский патент 1970 года по МПК G01C15/00 

Описание патента на изобретение SU267934A1

Йрибор предназначается для работ с картосхемами размещения транспортной сети, может быть применен в дорожпо-экономических изысканиях, главным образом, титульных, в подготовительный и камеральный периоды.

Характерными задачами по выбору начертания сети местных дорог являются поиск точки примыкания подъездного пути к автомагистрали и направления подъездного пути.

Для ускоренного расчета углов примыкания используют график с нанесенным на него семейством кривых линий - различных отношений стоимости перевозок с отношениями грузооборотов по одной из его координатных осей и со значениями угла примыкания по другой.

Задаче о нахождении углов примыкания родственна задача проектирования дороги, пересекающей существующую. Определив угол примыкания подъездных путей к автомагистралям, привязывают сеть к местности по карте с учетом физических условий, наличия построенных дорог, более удобного обеспечения внутрирайонных связей и ряда других факторов.

Недостатками существующего метода проектирования являются:

ограниченный круг решаемых аналитических задач;

отсутствие наглядности, расчетный характер решения;

необходимость в последующей привязке решения к плану местности с учетом специфических местных факторов (отсутствие возможности ВВОДИТЬ местные факторы в само решение задачи, не усложняя ее).

Предлагаемый прибор для ме.ханизации решения и привязки его к плану местности снабжен имитирующей магистральную дорогу градуированной направляющей, по которой могут

перемещаться указатели, снабн енные лимбами с градусными делениями.

Данный прибор реализует приемы способа нахождения точек с наименьшей суммой расстояний, заключающегося в том, что в фиксированных пунктах топографического плана помещают стойки; многократным разнесением между стойками и указателем закрепленной одним концом нити имитируют заданную линейную функцию, стягивая нить до предела

за свободный конец. Участок магистрали имитируют градуированной - направляющей из шарнирно соединенных звеньев, обеспечивающих возмол ность перемещения по ним градуированных указателей. Градуировка последних

позволяет решать задачи в соответствии с топографическим планом местности (указатели перемещаются припудительно при стягивании нити). На фиг. 1 показан общий вид прибора; па

Указатель 1 в виде втулки с наружиыми кольцевыми канавками перемещается по направляющей 2, имитирующей существующую или проектируемую трассу 3. С направляющей 2 соединены направляющие 4 стоек 5. Стойки могут перемещаться и закрепляться на направляющих 4 в требуемых местах и несут на себе вертикальные направляющие 6 с каретками 7. Раздвижные звенья 8 соединяют их с указателем 1. Между указателем, стойками 5 и концевыми стойками 9 разносится нить 10, имитирующая заданную согласно коэффициентам, соответствующим произведениям грузооборотов на стоимости транспортировки между пунктами, линейную функцию расстояний. Углы примыкания участков нити к трассе 3 считывают по лимбу 11 на указателе /. Для определения оптимальных углов примыкания подъездного пути к прямолинейному участку магистрали прибор собирают из одной направляющей 2, указателя / с лимбом 11, двух концевых стоек 9 и направляющей 4 со стойкой 5, несущей соединительное звено 8 и вертикальную направляющую 6 с кареткой 7. Когда произведения грузооборотов на стоимости транспортировки в противоположных направлениях магистрали соотносятся с соответствующим коэффициентом для периферийного пункта как нецелые числа, концевые стойки 9 выполняют по типу стоек 5 - с раздвижными соединительными звеньями и вертикальными направляющими с каретками. Такое выполнение концевых стоек расщиряет диапазон рещаемых на приборе задач.

Для проектирования подъездных путей в тех случаях, когда магистраль имеет повороты, прибор дополнен звеньями 12, состоящими из двух щарнирно соединенных участков направляющей. Звено 12 имеет щкалу разворота 13 и может закрепляться на соответствующий повороту трассы угол. Концы звена соединены в торец с концами направляющих 2. Количество используемых щарнирных звеньев и прямолинейных участков направляющей 2 соответствует числу поворотов и прямолинейных участков того района магистрали, для которого проектируют подъездной путь. Нить, разносимая между указателем и стойками, должна при этом иметь участки, повторяющие направление магистрали. Для такого натяжения нити на сочленениях в звеньях 12 ставят гибкие съемные направляющие пластинки 14.

Для случаев проектирования дорог между двумя периферийными пунктами, которые пересекают заданную магистраль, комплект прибора дополнен вторым указателем / с лимбом //, второй направляющей 4 и комплектом стойки 5 с вертикальной направляющей 6, кареткой 7 и соединительным звеном 5. Направляющие 2 и 4 представляют собой линейки с плоским основанием и фигурным пазом по всей их, длине. Боковые кромки направляющей 2 отградуированы в расстояниях от основания концевой стойки Я а боковые кромки

направляющей 4 - в расстояниях от оси направляющей 2.

На ось 15 стойки (фиг. 2) насажена втулка 16 с наружными кольцевыми канавками для

разнесения в них щлагов нити 10 для случая с целочисленными коэффициентами или вертикальная направляющая 6 стойки 5 для случая с нецелочисленными коэффициентами. Стойка 5 содержит направляющий стержень

17 для подъема и опускания каретки 7 на определенный угол, считываемый по указателю 18. Стержень 17 выполнен телескопически раздвигаемым. Чтобы найти точку примыкания подъездного пути, имитируют нитью 10 на приборе линейную функцию расстояний:

(1)

Р2Г2 + рзГз,

где Г1 и Га - расстояния по трассе магистрали от какой-либо ее точки (в которой находится указатель) до концевых стоек 9;

Гз - расстояние от этой точки до периферийного пункта С;

PJ Qjic SAB - произведения грузообоРз - QAC SAB I рота, например в тоннах, на стоимость перевозки по магистрали;

Л (Рлс + Свс)5со- произведение общего

грузооборота на стоимость перевозки по подъездному пути.

При проектировании дороги, пересекающей магистраль, используя дополнительные указатель и стойку с направляющей, имитируют функцию вида:

(И)

Р1Г± + р2Г2- -р4.Г4.+Р&Г5,

где Гь Г2, г, Г5 - расстояния между указателями и стойками, а также между указателями гз (по трассе магистрали);

р1 (QAB + QAD) SAB, Р2 (QAD + QCD + QBD) SCD, РЗ ( + QCD + QBD) SAB,

+ QBC + QcD}-ScD;

P5 (QBC + QBD) SAB,

где

QAC, QAD, QBC, QBD, QCD - соответствующие грузообороты, a SAB и SCD- стоимости перевозки по магистрали и проектируемой дороге.

Задачу можно усложнить, приняв стоимости транспортировки различными в разных направлениях или различными для частей одного и того же грузооборота. Для рещения задач на приборе важны не абсолютные значения

величины коэффициентов, а их соотношение. Поэтому составленную из реальных произведений грузооборотов на стоимости линейную функцию расстояний упрощают сокращением слагаемых на общий множитель. Наименьединицу. Если имитируется целочисленный коэффициент, число участков нити стойка-указатель должно быть равно коэффициенту piЭти участки параллельны плоскости плана. При имитации нецелочисленных коэффициентов направление участков нити указателькаретка под углом di к плоскости плана разносительно введению перед расстоянием г множителя. При числе таких участков cof имитируется коэффициент pi : этому в соответствии со значениями нецелочисленных коэффициентов устанавливают требуемые углы наклона направляющих 17 по шкалам указателей разворота и закрепляют их фиксаторами. из углов определяетпричем числом участся как 0:1 arccosков нити СО; МОЖНО задаваться, исходя из наибольшего удобства имитации коэффициента. Разнесенная по кольцевым канавкам втулок нить 10 закреплена одним концом, а другой ее конец является ходовым. При этом в зависимости от кратностей целочисленных коэффициентов и выбора СО; участков нити при неце 10численных коэффициентах неходовой конец нити закрепляют на одной из стоек или указателе. Кольцевые канавки на втулках 16 для разнесения нити выбирают так, чтобы получить наименьшую погрешность от непараллельности участков нити плоскости плана (при имитации целочисленных коэффициентов) и наклонным направляющим 17 (для нецелочисленных и имитируемых таким путем целочисленных коэффициентов). При проектировании дороги, пересекающей заданную, основной и дополнительный указатели соединяют участки нити, параллельные плоскости плана. Поэтому имитируемый коэффициент линейной функции (П) рз следует выбирать целочисленным. Разнесение нити между дополнительным указателем и двумя его стойками происходит так же, но перед этим ходовой конец нити после разнесения между первым указателем и соответствующими ему периферийной и концевой стойками должен быть подан на первый указатель, а с него - на второй. При четком р последний шлаг нити .между указателями делают с подачей ее со второго указателя на первый после разнесения между вторым указателем и его стойками. Установив прибор на топографическом плане так, чтобы оси направляющих 2 и поворотные звенья 12 совпали с магистралью, а стойки 5 - с периферийными пунктами, от которых проектируют подъездные пути, закрепляют его струбцинами. В подготовленном таким образом приборе обтягивают пить 10 за ее ходовой конец. При этом указатель / (или оба указателя) под действием стягиваемой нити перемещается по направляющей 2 в положение, соответствующее искомой точке примыкания подъездного пути (или двум точкам выхода на магистраль проектируемой дороги). Если перемещение указателя захватывает поворот магистрали, то при прохождении им сочленения звена 12 пластинки 14 вынимают из щелей, пропускают указатель, а затем снова вставляют. Чтобы определить величину угла примыкания, на лимбе 11 по положению стержня соединительного звена 8 считывают значение искомого угла. Пепосредственно по плану определяют, допустим ли найденный подъездной путь, исходя из физических условий на местности. Если он оказывается неприемлем пз-за рельефных и контурных препятствий, перемещением указателя / прп протравливании нити 10 выбирают вариант, наиболее близкий к минимальному. Предмет изобретения Прибор для проектирования подъездных путей к магистральным дорогам, содержащий указатель в виде втулки с наружными кольцевыми канавкамп, стойки с вертикальными направляющими с каретками и соединительны.ми звеньями, несущими закрепляемые на них под углом наклонные направляющие кареток, нить и направляющие стоек, отличающийся тем, что, с целью механизации решения и привязки его к плану местности, он снабжен имитирующей магистральную дорогу градуированной направляющей обеспечивающей возможность перемещения по ней указателей, которые снабжены лимбами с градусными делениями.

уг./

иг.2

Похожие патенты SU267934A1

название год авторы номер документа
ПРИБОР ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ТОЧЕК С НАИМЕНЬШЕЙ СУММОЙ РАССТОЯНИЙ 1969
SU236778A1
ПАТЕНТНО- -j^^ ТУХ.МЯ'!Р.Си'АЯ ^^ БИБЛИОТЕКАiО. Я. Серов 1966
SU181304A1
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ МНОГОФОКУСНЫХ КРИВЫХ С ФОКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ ПОСТОЯНСТВА СУММЫ РАССТОЯНИЙ 1966
  • Серов О.Я.
SU214823A1
СПОСОБ НАХОЖДЕНИЯ ТОЧЕК С НАИМЕНЬШЕЙ СУММОЙРАССТОЯНИЙ 1971
SU308048A1
Устройство для решения систем уравнений и неравенств 1977
  • Серов Олег Яковлевич
SU752385A1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Брежнев В.А.
  • Гусев Б.В.
  • Лужков Ю.М.
  • Никольский Б.В.
  • Селиванов Н.П.
RU2135670C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Бельская Р.И.
  • Жаров В.А.
  • Истомин В.С.
  • Каверин В.А.
  • Каспаров В.А.
  • Коротков Ю.В.
  • Корсак А.Б.
  • Кузьмин А.В.
  • Лукьянов Н.В.
  • Муравин Г.И.
  • Павлов Н.В.
  • Панкина С.Ф.
  • Пешков А.С.
  • Паламарчук Г.А.
  • Росляк Ю.В.
  • Самохвалова О.И.
  • Самсонов А.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Чуверина С.Г.
RU2140480C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
Прибор для обучения проектированию дорог 1980
  • Гайдукевич Виталий Анатольевич
  • Полищук Владимир Петрович
SU943821A1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Кобзев Г.Н.
  • Монов Б.Н.
  • Никифоров А.С.
  • Полишук Н.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Телегин В.М.
  • Шварцман В.Л.
  • Шмидт В.И.
  • Юмашев В.М.
RU2136802C1

Иллюстрации к изобретению SU 267 934 A1

Реферат патента 1970 года ПРИБОР ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ К МАГИСТРАЛЬНЫМ ДОРОГАМ

Формула изобретения SU 267 934 A1

SU 267 934 A1

Даты

1970-01-01Публикация