(54) СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Твердая смазка | 1980 |
|
SU929699A1 |
СРЕДНЕТЕМПЕРАТУРНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2202601C2 |
СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2443765C1 |
Смазка для опор шарошечных долот | 1981 |
|
SU996432A1 |
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2708882C1 |
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ | 2015 |
|
RU2599005C2 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2635100C2 |
ТВЕРДАЯ СМАЗКА | 1973 |
|
SU372249A1 |
ТВЕРДАЯ СМАЗКА | 1973 |
|
SU368295A1 |
Твердая смазка и способ ее получения | 1980 |
|
SU891761A1 |
Изобретение относится к антифрикционным материалам, в частности к созданию и эксплуатации твердых и полутвердых смазочнь1х составов на основе высокомолекулярнь1х соединений Известны смазки на основе низкомолекулярных углеводородов, в частности парафина 1 , а также высокомолекулярных связующих, в том числе конструкционных полимеров 2 . Для улучшения эксплуата1шонных свойств в смазочные составы вводят противоизносные и противозадирные присадки, в качестве которых используют . окислы свинца, цинка и др. |зЗД43 . Такие смазки характеризуются высоко стоимостью, содержат дефицитные ком поненты, переработка которых отличает ся значительной трудоемкостью и энер затратами. Известна смазка, содержащая, вес.%: длсульфид молибдена 5О, поли- амиа lO, парафин 1О {5. Ее недостатки обусловлриы невысокой адгезие К стали, а также значительным расходом дефицитного и дорогостоящего антифрикционного наполнителя - дисульфида молибдена, обладающего коррозионной активнсютью. Цель изобретения заключается в создании высокоэффективной смазки, содержащей в качестве компонептов дешевые материалы, преимущественно отходы производства с повышегтыми адгезионными и антикоррозионными свойствами, а также смазки, обеспечивающие снижение трения и износа. Для достижения цели смазка на основе полиамида, парафи 1а и наполнителя в качестве последнего содержит продукт возгонки шлаков СШНЦОГЮЙ плавш при следующем содержании компонентов, вес.%: Парафин8-12 Продукт возгонки шлаков свинцовой плавки 3()-Г)() ПолиамидДо ()()
В дальнейшем этот продукт назван ьюмИНГ-окись, так как получается при .юмингoвaпии расплавленного шлака.
Фьюминг-окись содержит окислы ледующих элементов, вес.%:
Цинк56-58
Свинец15-17
Сурьма0,18-0,26
Мышьяк 1.1 -1,5
Железо0,10-0,12
Хлор0,14-0,38
Продукт представляет собой тонкоисперсный порошок светлосерого цвеа, имеющий характеристики, приведеные ниже.
Средний размер частиц,
2,28 мкм
Удельная поверхность, г/м
5180 72,7
Пористость, % Насыпная масса, г/см 0,96 Плотность, г/см 5,О8 Содержание водораствори0-2,3 . мых солей, % НейтРеакция водной вытяжки ральная
Предлагаемую смазку готовят путем механического смешивания компонентов с последующим сплавлением при 220°С.
В табл. 1 представлен состав предлагаемых смазок.
Таблица 1
О,1 15,5
0,035 15
О,О2617,5
0,02516,5
0,О2515,0
Продолжение табл. 1
Для сравнения берут образец известной смазки 8 с содержанием компонентов, вес.%: дисульфид молибдена 50, парафин 10, полиамид 4О.
Проводят сравнительные испытания на истираемость и антифрикционные свойства на машине МИ-О1М при скорости 15О об/мин и нагрузке 5О кг/см по схеме вал - частичный кладьпи (сталь ВИ 347). Результаты оценивают, используя характеристики, рекомендованные ГОСТ 11613-65.
Адгезию- к стали оценивают методом нормального отрыва, отделяя цилиндрические образцы смазок от стальной пластинки, предварительно нагре-
той до 18О°С, после ее охлаждения до 20С на воздухе. Скорость коррозии стальных образцов, защищенных пленкой смазки, определяют в 0,1 н. растворе с помощью измерителя скорости коррозии Р 5035. Результаты испытания представлены в табл. 2. Таблица 2
Как видно -из табл. 2, предложенная смазка превосходит известную но истираемости, адгезии к металлическим поверхностям, антифрикционным и антикоррозионным свойствам. Оптимальное содержание фьюмингокиси находится в пределах ЗО-50%. При дальнейшем увеличении степени наполнения эксплуатационные свойства смазки не сколько ухудшаются вследствие уменьшения пластичности связующего.
Увеличение содержания парафина свыше 12% приводит к возрастанию коэф-. фициента трения и уменьшению адгезии- смазки, при содержании парафина менее 8% смазка обладает низкой истираемостью.
Как показывают рентгеновские исследования, при взаимодействии с расплавами полимеров в процессе переработки и эксплуатации смазок фьюмйнгокислы восстанавливаются до металлов, многие из которых более электроотрицательны, чем сталь, являюшаяся осно&ным конструкционным материалом узлов трения. Это обуславливает реализацию катодной защиты деталей трения при эксплуатЕЦШИ в агрессивных средах, поддержание электродных потенциалов . трущейся пары, обеспечивающих сниже- ние трения. По-видимому, увеличение антизадрфных и противоизносных свойств смазок при экстремальных скоростях и нагрузках обусловлено катализирующим влиянием восстанавливающихся металлов на образование полимеров трения из компонентов связующего.
В то же емя, фьюмишокись является активным модификатором связующего, улуч ифощим эксплуатационные характерися-ики антифрикционных полимерных составов.
Формула изобретени
Смазка для узлов трения на основе полиамида, парафина и наполнителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения адгезионных и антикоррозионных свойств, а также снижения трения и износа, смазка в качестве наполнителя содержит продукт возгонки шлаков свинцовой плавки при следующем содержании компонентов, вес.%:
Парафин8-12
Продукт возгонки шлаков свинцовой плавкиЗО-5О Полиамид До 100
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
кл. 23 с, 1/О1 опубл. 1971 (ирототш
Авторы
Даты
1980-03-15—Публикация
1977-07-05—Подача