1
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности прицепным, и касается конструкции устройства для соединения тягача с прицепом.
Известны устройства для соединения тягача с прицепом, содержащие шарнирный буксирный прибор с направляюпдим аппаратом и фиксатором, дышло со сцепной головкой и размеш:енный между дышлом и буксирным прибором гибкий элемент, один конец которого закреплен на барабане лебедки. Однако в известных устройствах лебедка и гибкий элемент не входят в конструкцию буксирного прибора, являются съемными приспособлениями и позволяют лишь частично ориентировать сцепные органы во время сцепных работ, но не в процессе движения.
Цель изобретения - сокрашение времени и облегчение производства сцепных работ.
Это достигается тем, что барабан лебедки размешен на тягаче и связан через передаточный механизм с двигателем. Буксирный прибор выполнен в виде двух соединенных крестовиной вилок, на одной из которых, обращенной в направлении прицепа, размеш,ен направляющий аппарат, причем оси вилок, крестовина и направляющий аппарат выполнены с центральным продольным отверстием для размещения либкого элемента, свободный конец которого снабжен наконечником, а сцепная головка дышла выполнена цилиндрической с наружной радиусной проточкой, взаимодействующей с фиксатором и осевым фасонным пазом для размещения наконечника гибкого элемента.
Кроме того, направляющий аппарат может быть выполнен в виде корпуса, во внутренней полости которого размещен фиксатор в виде поворотных подпружиненных защелок, снабженных силовыми пневмокамерами.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - шарнирная головка, вид сбоку; на фиг. 3 - сцепная головка дышла; на фиг. 4 - направляющий
аппарат; на фиг. 5 - сцепная головка дышла со штуцером тормозной магистрали; на фиг. 6 - вид по стрелке А на фиг. 3; на фиг. 7 - крестовина и демпферный механизм Б разрезе; на фиг. 8 - амортизационно-поглощающий механизм в разрезе.
Устройство для соединения тягача / с прицепом состоит из шарнирного буксирного прибора, дышла 2 со сцепной головкой 3, лебедки 4, гибкого элемента 5 и аморт1изационнопоглощающего механизма 6. Буксирный прибор выполнен в виде двух вилок 7 и 8, шарнирно соединенных посредством крестовины 9. Вилка 8 выполнена заодно с направляющим аппаратом в виде корпуса 10, во внутренней
полости которого на осях 11 установлены две подпружиненные защелки 12, входящие в отверстие 13, имеющее на боковой стенке окно 14, а на торцовой - упругую шайбу 15. Защелки 12 связаны с диафрагменными пневмокамерами 16 тягами 17 и снабжены пружииами 18. На фланце корпуса 10 установлен выполненный из плотной резины манжет 19, в полость которого входит отверстие штуцера 20. На пере вилки 8 установлен демпферный механизм, состояпдий из корпуса 21 и плоской спиральной пружины 22, один конец которой закреплен на корпусе 21, а другой - на ступице фрикционного диска 23, сидящего на шлицевом участке шипа крестовины 9. Фрикционный диск 24, сидящий на цилиндрическом участке того же шипа, прижимается к диску 23 тарельчатой пружиной 25, сила давления которой регулируется винтом 26. Диск 24 имеет четыре цилиндрических кольца 27, проходящих через соответствующие сверления в тарельчатой пружине 25 и крыщке 28. На усилительных ребрах вилки 7 установлена подпружиненная защелка 29, взаимодействующая с отверстием 30 в приливе корпуса 10. Ось 31 вилки 7 является одновременно осью амортизационно-поглощающего механизма, корпус 32 которого закреплен на раме тягача /. На средней части 33 оси 31 неподвижно закреплена ступенчатая втулка 34, опирающаяся своими торцами на упругие элементы 35, и две конические пружины 36, закрепленные на корпусе 32 и на втулке 34. В оси 31, крестовине 9 и корпусе 10 выполнены центральные продольные отверстия, через которые проходит гибкий элемент-трос 5 сцепки, закрепленный одним концом на барабане лебедки 4. Привод лебедки осуществляется от двигателя тягача через муфту свободного хода барабана и муфту предельного момента, отрегулированную на передачу усилия, близкого к предельной прочност1И троса 5. Второй конец троса 5 имеет наконечник 37, на оси 38 которого установлена подпружиненная рукоять 39, имеющая на своей передней части выемку 40 и выступы 41. Сцепная головка дышла 5 выполнена цилиндрической с радиусной проточкой 42, отверстием 43 и фасонным пазом 44, в котором находится рычаг 45, сидящий на оси рукояти 46. На сцепной головке дышла 3 установлена муфта 47 тормозной магистрали, представляющая собой съемный фланец с фасонной выточкой, в которую выходит отверстие штуцера 48. Пневмокамеры 16 и штуцер 20 соединены с соответствующими магистралями тягача гибкими шлангами 49 и 50. В разъеме тормозяой магистрали предусмотрены автоматические клапаны, препятствующие утечке воздуха при расцепленном положении сцепки. Сцепщик, удерживая наконечник 37 за рукоять 39 и разматывая трос 5 с барабана лебедки, вставляет наконечник в отверстие 43 сцепной головки дышла 3. Отпущенная ру39 под действием пружины поворачивается на оси 38, и выступы 41 входят в соответствующие выемки фасонного паза 44. Благодаря тому, что плоскость оси 38 лежит ниже плоскости запирания, обеспечивается надежная фиксация наконечника 37 в сцепной головке дышла 3. Водитель тягача включает лебедку 4, и трос 5, наматываясь на барабан, подтягивает прицеп к тягачу. При этом жесткие элементы сцепки ориентируются относительно друг друга. Сцепная головка дышла 3, войдя в отверстие 13 корпуса 10, поворачивает защелки 12 на осях //. При этом пружины 18 растягиваются. После того, как манжет 19 входит в проточку муфты 47, а передняя часть сцепной головки доходит до упора с шайбой 15, защелки 12 под действием пружин 18 возвращаются в исходное положение, войдя в радиусную проточку 42, обеспечив надежное соединение жестких элементов сцепки и тормозной магистрали. Расцепление устройства производится поднятием рукоятки 46. Рычаг 45, сидящий на ее оси, своим передним концом нажимает на рукоять 39 снизу, она поднимается, и выступы 41 выходят из фасонного паза 44. Водитель тягача включает диафрагменные пневмокаме. ры 16, которые через тяги 17 поворачивают защелки 12 на осях //, освобождая сцепную головку дышла, и она при движении тягача вперед выходит из отверстия 13. Упругая шайба 15, воздействуя на торец наконечника 37, сдвигает его в осевом направлении. При этом выемка 40 поднятой рукояти 39 надвигается на кромку окна 14, зафиксировав наконечник 37 в корпусе 10. При движении тягача без прицепа амортизационно-поглощающий механизм препятствует самопроизвольному повороту буксирного прибора за счет того, что крутящие усилия конических пружин 36 направлены в противоположные стороны. Корпус 10 удерживается в горизонтальном положении плоской спиральной пружиной 22 демпферного механизма. Свободному перемещению корпуса 10 препятствуют фрикционные диски 24. Диск 23 неподвижен, а диск 24 связан пальцами 27 с крышкой 28 и поворачивается вместе с ней относительно диска 23 с усилием, величина которого зависит от натяжения тарельчатой пружины 25. Переход с жесткого буксира на гибкий в случае движения по пересеченной местности производится водителем, который включает диафрагменные пневмокамеры, освобождая сцепную головку дышла. При движении трос 5 разматывается. Тормозная магистраль автоматически отцепляется. После выполнения маневра включается лебедка 4, и осуществляется автоматическая сцепка жестких элементов устройства. Предмет изобретения 1. Устройство для соединения тягача с прицепом, содержащее шарнирный буксирный
прибор с направляющим аппаратом и фиксатором, дышло со сцепной головкой и размещенный между буксирным прибором и дыщлом гибкий элемент, один конец которого закреплен на барабане лебедки, отличающееся тем, что, с целью сокращения времени и облегчения производства сцепных работ, барабан лебедки размещен на тягаче и связан через передаточный механизм с двигателем, буксирный прибор выполнен в виде двух соединенных крестовиной вилок, на одной из которых, обращенной к прицепу, размещен направляющий аппарат, причем оси вилок, крестовина и направляющий аппарат выполнены с центральным продольным отверстием для размещения гибкого элемента, свободный конец которого снабжен наконечником, а сцепная головка дыщла выполнена цилиндрической с нарул ной радиусной проточкой, взаимодействующей с фиксатором и осевым фасонным пазом для размещения наконечника гибкого элемента, 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем,
что направляющий ацпарат выполнен в виде корпуса, во внутренней полости которого размещен фиксатор в виде поворотных подпружиненных защелок, снабженных силовыми пневмокамерами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА | 1965 |
|
SU171276A1 |
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 1993 |
|
RU2083380C1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА | 2006 |
|
RU2309055C1 |
Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления | 1980 |
|
SU965397A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА | 2007 |
|
RU2330764C1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1982 |
|
SU1065248A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов (его варианты) | 1985 |
|
SU1253856A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИЦЕПОВ К ПОЛЕВОЙ УБОРОЧНОЙ МАШИНЕ | 1991 |
|
RU2010477C1 |
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2810832C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЦЕПКИ ТЯГАЧА С МАШИНОЙ | 1997 |
|
RU2112664C1 |
J/
Jff
о
3 38
4-5
8
8
2
Ф(/г 3
Л Ш
//
J7
/7
В
5
г 6
21 22
Фиг 7
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация