СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА Российский патент 2008 года по МПК B60D1/14 

Описание патента на изобретение RU2330764C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для сцепления прицепа с тягачом.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый крюк и сцепную петлю. Сцепная петля укладывается в зев тягового крюка и удерживается в нем накидной защелкой. Последняя от проворачивания вокруг оси стопорится замком. Надежность сцепки обеспечивается шплинтом, соединяющим замок и накидную защелку в единое целое. Устойчивому положению защелки способствует пружина (см. Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Конструкция, теория и расчет - Л.: Машгиз, 1961, с.12-13, рис.4).

Недостатками данного тягово-сцепного устройства являются малая износостойкость вследствие больших зазоров в соединении тяговый крюк - сцепная петля, неудобство соединения и рассоединения тягача с прицепным звеном.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению (прототипом) является тягово-сцепное устройство тягача, содержащее прицепную скобу, связанную шарнирно цилиндрическими цапфами с задними шарнирами задних тяг, передние концы которых связаны с рамой тягача, охватывающий прицепную скобу элемент, жестко соединенный с дышлом прицепного звена и взаимодействующий своими поверхностями с упорами скобы. Упоры выполнены в виде сквозной выемки, образованной в скобе взаимно пересекающимися вертикальной плоскостью, перпендикулярной продольной оси симметрии скобы, и симметричными относительно продольной оси скобы цилиндрическими поверхностями с осями, проходящими через точки пересечения с вертикальной плоскостью, и радиусами радиальных сечений, равными длине вертикальной плоскости (см. патент РФ №2214925, М. кл. 7 В60D 1/00).

Основными недостатками тягово-сцепного устройства тягача являются неудобство соединения и рассоединения прицепа с тягачом из-за необходимости большой точности для соединения охватывающего элемента и дышла прицепного звена, недостаточная надежность сцепки за счет наличия разъемных соединений, работающих под несимметричной нагрузкой.

Задачей изобретения является облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом, повышение надежности сцепки.

Поставленная задача достигается тем, что сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, при этом в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

Кроме того, наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

Кроме того, корпус снабжен дренажными отверстиями.

Кроме того, стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.

Облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом обеспечивается за счет того, что в корпусе сцепного устройства выполнено отверстие, в которое входит наконечник дышла прицепного звена с кольцевой проточкой, с возможностью удержания наконечника в корпусе при сведенных фиксаторах и свободного выхода из корпуса при разведении фиксаторов, повышенная надежность сцепки обеспечивается наличием стопора и выемки на торцах фиксаторов.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен главный вид на сцепное устройство тягача; на фиг.2 - вид сбоку фиг.1 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.3 - вид сбоку фиг.1 с фиксаторами в раскрытом состоянии с местным разрезом в вертикальной плоскости; на фиг.4 - вид Б фиг.2 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.5 - сечение А-А фиг.1.

Дополнительно на фиг.1 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.2 пунктирными линиями обозначены невидимые части корпуса, фиксаторов, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия, на фиг.3 пунктирными линиями показаны невидимые части корпуса, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, на фиг.4 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.5 пунктирными линиями показаны невидимые части наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия.

Сцепное устройство тягача содержит охватывающий элемент 1, соединенный с дышлом 2 прицепного звена, снабжено корпусом 3, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса 4, имеющим глухое цилиндрическое отверстие 5 и жестко связанным с охватывающим элементом 1. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена снабжен кольцевой проточкой 7 и размещен в глухом цилиндрическом отверстии 5 корпуса 3. На корпусе 3 шарнирно установлены фиксаторы 8, взаимодействующие через поперечные прорези 9 корпуса 3 с кольцевой проточкой 7 наконечника 6 дышла прицепного звена. Поворотная рамка 10 установлена шарнирно на оси 11 фиксаторов 8. Пружины растяжения 12, соединенные одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой 10, на нижнем фиксаторе выполнены упоры 13, ограничивающие угол поворота поворотной рамки 10. Стопор 14 установлен на поворотной рамке 10 и имеет подвижный стержень 15, снабженный кольцом 16, пружину 17 и штифт 18. Пружина 17 поджимает штифт 18 к выемкам 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8, а кольцо 16 передает усилие для вывода штифта 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8. На корпусе 3 установлена упорная скоба 20, ограничивающая ход фиксаторов 8 при их раскрытии. В корпусе 3 выполнены сквозные отверстия 21 для соединения с охватывающим элементом 1 и дренажные отверстия 22 для возможности очистки глухого цилиндрического отверстия 5 от загрязнений. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и фиксаторы 8 снабжены коническими направляющими частями 23 и 24 соответственно, а стержень 15 имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение для возможности его фиксации либо вдоль, либо поперек выемок 19 на торцах фиксаторов 8.

Сцепное устройство тягача работает следующим образом.

При движении тяговое усилие от тягача передается через отверстия 21 на корпус 3. Далее усилие передается через поперечные прорези 9 корпуса 3 и поверхности фиксаторов 8 на кольцевую проточку 7 наконечника 6 дышла прицепного звена и на дышло 2. При набегании прицепного звена на тягач усилие от прицепного звена передается на дышло 2, далее - на наконечник 6 дышла 2 прицепного звена. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена упирается стенками кольцевой проточки 7 в фиксаторы 8 и передает усилие от набегающего прицепного звена на корпус 3, который в свою очередь через отверстия 21 и охватывающий элемент 1 передает усилие на тягач.

При соединении сцепного устройства тягача с прицепным звеном наконечник 6 дышла прицепного звена направляется открытой частью корпуса 3 в виде усеченного конуса 4 в глухое цилиндрическое отверстие 5 корпуса 3. Наконечник 6 дышла прицепного звена проходит внутрь корпуса 3, взаимодействует своей конической направляющей частью 23 с конической направляющей частью 24 фиксаторов 8 и разжимает фиксаторы 8, стопор 14 предварительно открыт.Фиксаторы 8 под действием поворота поворотной рамки 10 сходятся, захватывают наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и надежно удерживают его в этом положении при вхождении штифта 18 в выемки 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8.

Для рассоединения сцепного устройства тягача с прицепным звеном водитель воздействует на кольцо 16 стопора 14, выводит штифт 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8, при этом поворачивая поворотную рамку 10, которая раздвигает фиксаторы 8, освобождая наконечник 6 дышла 2 прицепного звена.

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает облегчение соединения и рассоединения прицепного звена с тягачом, повышение надежности сцепки.

Похожие патенты RU2330764C1

название год авторы номер документа
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2006
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Радзивил Дмитрий Владимирович
RU2309055C1
Сцепное устройство тягача 1986
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Завацкий Яков Генрихович
  • Орлов Николай Матвеевич
  • Соловейчик Арнольд Альбертович
SU1409477A1
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПОМ 1973
  • Г. А. Старцев А. Т. Урусов
SU382528A1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2002
  • Павлюк А.С.
  • Сгибнев А.В.
  • Павлюк С.А.
RU2214925C2
Сцепное устройство тягача 1985
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Бизяев Сергей Николаевич
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Орлов Николай Матвеевич
  • Диденко Николай Федорович
  • Соловейчик Арнольд Альбертович
  • Завацкий Яков Генрихович
SU1288101A1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2012
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Шенкнехт Юрий Иванович
RU2503552C1
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 1993
  • Ситников В.Р.
  • Мейнцер В.И.
RU2083380C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Цыпцын В.И.
  • Гамаюнов П.П.
  • Подольский Е.А.
  • Алексеев С.А.
  • Цыпцын М.В.
RU2156700C1
Сцепное устройство транспортного средства 1971
  • Колянов Иван Павлович
SU765031A1
Сцепное устройство автопоезда 1987
  • Кудла Евгений Владимирович
SU1572833A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 330 764 C1

Реферат патента 2008 года СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Охватывающий элемент соединен с дышлом прицепного звена. Открытая часть корпуса выполнена в виде усеченного конуса. Корпус имеет глухое цилиндрическое отверстие и жестко связан с охватывающим элементом. Наконечник дышла прицепного звена снабжен кольцевой проточкой и размещен в глухом цилиндрическом отверстии корпуса. На корпусе шарнирно установлены фиксаторы, взаимодействующие через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена. Поворотная рамка установлена шарнирно на оси фиксаторов. Пружины растяжения соединены одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой. На нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки. Стопор установлен на поворотной рамке и имеет подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт. Пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов. Кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов. Упорная скоба установлена на корпусе и ограничивает ход фиксаторов при их раскрытии. В корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом. Существенно облегчается соединение и рассоединение прицепа с тягачом и повышается надежность сцепки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 330 764 C1

1. Сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, отличающееся тем, что оно снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что корпус снабжен дренажными отверстиями.4. Устройство по любому из пп.1 и 2 ,отличающееся тем, что стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2330764C1

СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА 2002
  • Павлюк А.С.
  • Сгибнев А.В.
  • Павлюк С.А.
RU2214925C2
Тягово-сцепное устройство прицепа 1984
  • Денисов Анатолий Александрович
  • Злобин Виктор Федорович
  • Михайличенко Николай Андреевич
SU1220933A1
Тягово-сцепное устройство тран-СпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Гущин Аркадий Александрович
SU806475A1
DE 3333231 A1, 28.03.1985
US 5427399 A, 27.06.1995.

RU 2 330 764 C1

Авторы

Павлюк Александр Сергеевич

Радзивил Дмитрий Владимирович

Даты

2008-08-10Публикация

2007-02-12Подача