Изобретение относится к fpaHcnopT ному машиностроению, а именно к жалюзи для кабин транспортных средств, защищающим кабину от солнечной радиации . Известны жалюзи, устанавливаемые снаружи кабины и содержащие закрепленные на ней пластины, расположенные с переменным углом наклона по ра диусам окружности с центром внутри кабины в зоне глазводителя ЦJ. Эти жалюз.и защищают кабину как от перегрева, так и обеспечивают достаточную обзорность из кабины, особенно в условиях значительной солнечной радиации., Однако при работе в сумерках, ноч или в условиях ограниченной видимост эти жалюзи, не давая теплотехнического эффекта, ухуд1аают обзорность из кабинй. Наиболее близким техническим решением, являются жалюзи для кабины транспортного средства, содержащие затенякицие пластины, соединенные меж собой замкнутой гибкой связью, пропущенной через отверстия в пластинах и проходящей через блоки, упор, расположенный под нижней пластиной, направляющее устройство и фиксатор 2 Эта конструкция позволяет при необходимости поднять пластины и освободить от них окно. Однако она не обеспечивает расположение пластин жалюзи с переменным углом наклона по радиусам окружности с центром внутри кабины и в зоне глаз водителя, а значит и не обеспечивает достаточной обзорности, что;исключает возможность их использования на транспортном средстве. Другим недостатком этого устройства является то, что при воздействии ветра, толчков и т. п. происходит колебание пластин, соединенных между собой гибкой связью, что еще более уг.удшает обзорность из кабины транспортного средства. Цель изобретения - улучшение обзорности из I кабины путем устранения перекры1ия просматриваемой зоны рабочем положении жалюзи и устранения колебаний пласУгин. Указанная цель достигается благодаря тому, что жалюзи снабжены кронштейнами, связанными с кабиной и и еющими полки, расположенные по радиусам окружности cYueHTpoM внутри кабины и выполненные с пазами, а концы каждой пластины имеют опорные выступы, опирающиеся на соответствующйе полки, при этом ширина опорных выступов больше ширины пазов соот-, ВетсТвующей полки, но меньше ширины пазов каждой из выше расположенных полок кронштейнов. Кроме того, направляющее устройство может состоять из выполненных в ка5кдЬй пластине конусных отверстий и закрепленных на гибкой связи шариков, увеличивающихся по высоте жалюзи диаметров для сопряжения в рабочем положении пластин с их конусными отверстиями, при этом диаметр каждого из шарикЪв больше диаметра конусного отверстия соответствующей пластины, но .меньше диа метра отверстия каждой вышерасположенной пластины. В свою очередь, каждая пластина может быть снабжена расположенной соосно конусному отверстию втулкой, внутри которой установлена подпружиненная относительно плас тины обойма, причем диаметр отверст в последней не меньше диаметра конусного отверстия в соответствующей пластине. На фиг. 1 .показан общий вид жалюзи, установленных на кабине транс портного средства; на фиг. 2 - несколько пластин жалюзи, сЪёдиненных гибкой связью, в аксонометрии; на фиг.3 TQ же, в разрезе. Жалюзи .установлены на окне 1 кабины 2 транспортного средства. Он содержат затеняющие пластины 3, сое динённые между собой гибкой свяэью тросом 4, пропущенным черезотверст а в пластинах. Для перемещения пластин по высоте .жалюзи снабжены НодъёМньвдустройством. На кабине 2 жестко закреплены кронштейны 5. Пол ки 6 кронштейнов 5 расположены с переменным углом наклона по радиусам окружности с центром в точке О, находящимся в кабине в зоне расположения глаз водителя. -.,..,,, Полки б кронштейнов 5 выполнены пазами б, а концы пластин 3 с опорными выступами 7. Ширина опор ного выступа 7 больше ширины паза сООтветствутащёй полки кронштейна, н мёййше ширины паза полки каждогора положенного над ним кронштейна 5. На каждой пластине 3 установлена втулка 8, расположенйая соосно отвер стию а . Внутри каждой ус нЬвлёны предварительно сжатая пружи йа 9 и обойма 10 с конусным отвёрст ем в . диаметр которого не меньше диаметра конусного отверстия а соответствующей пластины. На гибкой связи - тросе 4 Закреплены шарики. 11, -12, 13 различных диа метров, увеличивакяцихся по высоте жалюзи. Шарики закреплены на рассто нии, равном приблизительно расстоянию между соответствующими пластинамй 3 жалюэи 7 каждог 6 ша рйка ,больше диаметра конусного отверстия соответствующей пластины, но меньше диаметра конусного отверстия каждой расположенной над ним пластины. Трос 4 перекинут через блоки 14, 15, 16, 17 и проходит в кабину, образуя замкнутый контур. На задней стенке кабины установлены фиксаторы 18 и 19, например, типа лягушка , а на тросе 4 закреплен упор 20. При работе машины в солнечную погоду затеняющие пластины 3 жалюзи опущены и 31атеняют окно 1 кабины 2. Указанное положение изображено на чертежах сплошными линиями. При этом трос 4натягивается и фиксируется с помощью упора 20 и фиксаторов 18, 19. В этом случае опорные выст.упы 7 концов пластин 3 жалюзи проскальзывают через пазы .б в полках кронштейнов 5 и задерживаются на полках соответствуквдих кронштейнов. Шарики. 12, 13, закрепленные на тросе 4, проходят через конусные отверстия ниже расположенных обойм и пластин 4 и задерживаются в конусном отверстии обоймы соответствующей втулки. Каждая втулка 8 через пружину 9 воздействует на пластину 3 и плотно прижимает ее к полке 6 соответствующего кронштейна 5. Это обеспечивает расположение пластин жалюзи с переменным углом наклона по радиусам окружности с центром в кабине, в зоне глаз водителя.В пасмурную погоду затеняющие пластины жалюзи поднимаются в положение, изображенное на фигурах пунктирными динрями. Для этого трос 4 перемещается вверх, упор 20 нажимает на нижнюю затеняющую пластину 3 Жс(люзи и поднимает ее, а вместе с ней и все расположенныевыше пластины до контакта верхней пластины с. неподвижным упором 21. Шарики 13, 12 при этом свободно проскальзывают через конусные отверстия выше расположенных обойм и пластин. Освобождение окна 1 кабины 2 от затеняющих пластин 3 жалюзи улучшает обзорность из кабины. в условиях ограниченной видимости. Формула изобретения 1. Калюзи для кабины транспорт- ного средС|Тва, содержащие затеняющие пластины, соединенные между собой замкнутой гибкой связью, пропущенной через отверстия в пластинах и проходящей через блоки, упор, расположенный под нийсней пластиной, направляющее устройство и фиксатор, отличающиеря тем,что, с цёлью улучшения обзорности из кабины путем устранения перекрытия просматриваемой зоны в рабочем положении жалюзи и устранения колебаний пластин, они снабжены кронштейнами, связанньми с кабиной и. имеющими полки, расположенные по радиусам окружности с центром внутри кабины и выполненные с пазами, а концы каждой пластины имеют опорные выступы, опирающиеся на соответствующие полки, при этом ширина опорных выступов боль ше ширины пазов соответствующей полки, но меньше ширины пазов каждой из выше расположенных полок кронштейнов ,
2. Жалюзи по п. 1, о т Л и ч а ющ и е с я тем, что направляющее устройство состоит из выполненных в каждой пластине конусных отверстий и закрепленных на гибкой связи шариков, увеличивающихся по высоте жалюзи диаметров для сопряжения в рабочем положении пластин с их конусными отверстиями, при этом диаметр каждого из шариков больше диаметра
f
17
конусного отверстия соответствующей пластины, но меньше диаметра конусного отверстия каждой выше расположенной пластины.
3, Жалюзи по п. 1, отличащ и ее я. тем, что каждая пластина снабжена расположенной соосно конусному отверстию втулкой, внутри которой установлена подпр жиненная относительно пластины обойма, причем диаметр отверстия впоследней не меньше диаметра конусного отверстия в соответствующей пластине. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 330994, кл. В 62 D 33/06, 1969.
2.Авторское свидетельство СССР N 371336, кл. Е 06 В 9/26,. 1971 (прототип).
.1
Авторы
Даты
1980-04-15—Публикация
1974-05-05—Подача