Изобретение относится к машинострое нию и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, гце требуется применение защиты от перегрузок в ввде предохранительной муфты. Известна предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, соед ненную подпружиненными фрикционньгми дисками с втулкой, взаимодействующей с ведомой полумуфтой посредством зубчатой конической передачи jlj . Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности явпяеися предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту и ведомый вал, соединенные с помощью подпружиненных фрикционных дисков и зубчатой передачи, колесо которой связано с ведущей долу. муфтой, а также регулировочные элемен- ть), выполненные в виде втулки с вивтам радиально установленными в ней и закрепляющими ее на валу 2 , Указанные муфты при определенных параметрах зубчатых передач, входяпдих в их конструкцию, обфпечивают пон№жение относительной скорости вращения фрикционных поверхностей в предохранительном режиме. Однако значительно снизить относительную скорость вращения фрикдионных поверхностей данные конструкций не позволяют небольщого числа зубчатой передачи, установленной между ведущими и ведомыми элементами муфт. Б связи с этим в случае длительной par. боты известных муфт в предохранительном режиме, особенно в высокооборотных сту пенях механизмов, их долговечность резко сокращается и&-за бьютрого износа фрикционных дисков. Креме того, высокая ртносительная скорость вращения фрикц онных поверхностей ведет к интенсивному нагреву конструкции, который также ускоряет взнос муфты и изменяет характеристики упругого элемента, понижая тем стабильность передаваемого муфтой момента. Увеличение же передаточного числа зубчатой передачи от ведущего вала к
727893 ведомому в перечисленных вьгше муфтах Ведет к увепиченйю количества ступе ней передачи, что в свою очередь приводит :к повышению веса и габаритов муфТо -. . Цель изобретения - повышение надежности и долговечности фрикционной муфты и уменьшение габаритов Для достижения этой цели в предлагав мой муфте фрикционные диски выполнены в Виде стаканов, имеющих внутренние зубчатые венцы и расположенных концентрично друг к другу, при этом один из фрикционных дисков жестко связан с ведомым валом, другой установлен на не с возможностью осевого перемещения, а зубчатое колесо смонтировано на ведущей полумуфте эксцентрично ее оси вращения И с возможностью взаимодействия с внутренними зубчатыми венцами фрикци рнных дисков.. .Ведомый вал может быть выполнен полым, а регулировочные элементы выполнены в виде подпружиненной резьбе-. вой пары, помещенной в ведомом валу На чертеже изображена предлагаемая муфта, продольный разрез. Муфта содержит ведущую полумуфту 1, выполненную в виде стакана с зубчат венцом 2 на внешней цилиндрической поверхности, и ведомый вал 3, на котором, на подшипниках 4 установлена ведущая полумуфта 1. Между пoдщипн№, ками 4 расположены распорные втулки 5 Внутри ведущей полумуфты 1 на валу 3 установлены фрикционные диски -6 и 7, выйблнённые в Виде стаканов, ра;сположенных концентрично друг к другу,. при этом диск 6 жёстко связан с валом 3, а диск 7 устшоВлёН на нем с возможностью осевого перемещения. Зубчатые венцы 8 и 9, расположенные н Вй ггрённих цилиндрических поверхностях фрикционных дисков 6 и 7, взаимодейст BjTOT с зубчатым колесом 10, установленным на подшипнике 11 на ведущей полумуфте 1 эксцентрично ее оси вращений. Для обеспечения собираемости наружный диск 7 выполнен составньт Внутри , ведомого вала 3 расположен винт 12, закрепленный от поворота относительно вала 3, и пружина 13, иэторбя поджимается гайкой 14, ;устан6впенной на винте 12. Гайка 14 застопорена шайбой 15, жестко соединенной с ведомым валом 3. Усилие сжатия пружины 13 передается через гайку 14 на винт Ч12, голо BKci которого контактирует с
:;SiiSaS«S ПОДВИЖНЫМ фрикционным диском 7, обеспечивая дополнительную поверхность трения, и прижимает его к диску 6, неподвижно установленному на ведомом валу Зо , . . , :, ., V Муфта работает следующим образом. В случае, если передаваемый муфтой крутящий момент меньше момента срабатывания муфты, вращение от ведущей полумуфты 1 передается через зубчатое колесо 10 и фри1сционные диски 6 и 7 на. ведомый вал 3, при этом угловьге скорости указанных элементов одинаковы Боли передаваемый через муфту- крутящий момент равен или больще момента срабатывания муфты, зубчатое колесд Ю, связанное с ведомым валом 3 фрикционным диском б, начинает прецессвро- вать на эксцентрике ведущей полумуфты 1, Наличие разницы в один - два зуба на зубчатых венцах 8 и 9 фрикционных дисков 6 и 7 обеспечивает низкую относ.ительную скорость их вращения , ко-торая в десятки и сотни раз меньше, в зависимости от числа зубьев на венцах 8 и 9 фрикционных дисков 6 и 7, скорости вращения ведущей полумуфты 1 относительно ведомого вала 3 в предохраните льном режиме. Величина момента срабатывания зависит от степени поджатия фрикционньпс дисков 6 и 7 друг к Другу с помощью пружины 13, регулируемой положением гайки 14 на винте 12. Такое вь полНение предлагаемой предохранительной фрикционной муфты позволяет при уменьшении осевых габаритов значительно повысить ее надежность и долговечность, что улучшает характеристики механизма, в котором она используется. Формула изобретени.я 1„ Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту и ведомый вал, соединенные с помощью подпружиненных фрикционных дисков и зубчатой передачи, колесо которой связано с ведущей полумуфтой, а также регулировочные элементы, отличающаяся тем, что, с Целью повышения надежности, Долговечности и уменьшения габаритов, фрикционные диски выполнены в виде стаканов, имеющих внутренние зубчатые венцы и расположенных кoнцёнтpш но друг к другу, при этом один из фрикционных дисков жестко связан с ведомым вапом, другой установлен на нем с возможностью осевого перемещения, а зубчатое колесо смонтировано на ведущей нолумуфте эксцентрично ее оси вращения с возможностью взаимодействия с внутренними зубчатыми венцами ({риыдаонных дисков.
2. Предохранительная муфта по п. 1, отличающаяся тем, что
ведомый вал выполнен полым, а petynfr. ровочные элементы выполнены в виде подпружиненной резьбовой пары, помещенной в ведомом валу Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство №504897, кл, F 16 1) 43/20, 1974.
.2. Патент № 3662570, кл, 64-30, 1972 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU823692A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU765547A1 |
Предохранительная муфта с устройством для отключения электродвигателя | 1974 |
|
SU513187A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1747750A1 |
Предохранительное устройство | 1977 |
|
SU710698A1 |
Стенд для испытания муфт | 1990 |
|
SU1763925A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1980 |
|
SU912967A1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2331003C1 |
Двухрежимная электромагнитная муфта | 2022 |
|
RU2788143C1 |
Авторы
Даты
1980-04-15—Публикация
1977-09-21—Подача