1
Изобретение относится к машиностроению.
Известны кулачковые муфты сцепления содержащие две полумуфты с,торцовыми кулачками, одна из которых подвижна в осевом направлении l(.
Недостатки этих муфт - большой кулачков и невозможность включения на ходу при большой разности скороетей ведущего и ведомого валов.
Известна также муфта сцепления, содержащая ведущую и подвижную в осевом направлении ведомую полумуфты с,торцовыми кулачками, а также .упругие эле- мент И .
Недостатком этой муфты является то, что ведомая полумуфта не успевает раэгюняться до угловой скорости ведущей полумуфты, и&-за чего изнашиваются
кулачки. Кроме того, во включенной муфте имеют место большие нагрузки на валы и опоры, что ограничивает срок ее службы.,
С целью повышения срока службы предлагаемая муфта снабжена подвижным в осевом направлении щтоком с радиальными направляющими, двуплечими рычагами и инерционными массами, при этом ведомая полумуфта размещена в штоке f:H соединена шарнирно с одним плечом рычагов, инерционные массы установлены в радиальньк направляющих и соединены шарнирно с другим плечом рычагов, а упругий элемент выполнен в ввде установленного на ведущей полумуфте и подпружиненного относителыно ее стакана, торец которого контактирует с инерционными массами.
На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта в момент включения; на фиг. 2 - то же после включения,Муфта сортоит из неподвижной ведущей прлумуфты 1с кулачками а, жестко соединённой с валом 2, и подвижной ведомой долумуфты. 3 с кулачками б. Шток 4 размещен с возможностью осевого перемещения в отверстии вала 5. Шток 4
имеет два фиксированных положения, соответствующих вы.ключенному состо -; нию муфты (крайнее правое положение) и состоянию Во время и после включения муфты (крайнее левое положение). Подвижная полумуфта 3 подпружинена в осе &OU направлении в cTqpony от неподвижной полумуфТы 1 пружиной 6. Полуму4 та 3 размещедга с возкюжвостью осевого перемещенияв отверстии 7 штока 4, На штоке 4 расположен жестко связанный с ним кронштейн 8 с радиальнь ми направлякщими пазами 9, В пазах 9 установлены инерйнопные массы в виде ползунов 10. Ползуны ныполнены.со скосами 11 и параллельными оси муфты участками 12. Шток 4 таКже снабжен двуплечими рычагами 13, закрепленными на нем осями 14. На плечах рычагов 13 Выполнены продольные пазы 15 и. 16,. в которых размещены оси 17 и 18, связывающие рычаги с ползунами 10 и подвижной полумуфтой 3 соответственно.
На наружной поверхности полумуфты 1 с возможностью осевого перемещения расположен упругий атемент в виде стакана 19 конической формы.. Стакан 19 подпружинен к буртику 20 пружиной 21, поджимаемой регулировочной гайкой 22. На стакане 19 выполнен борт 2.3.
Работает устройство следующим образом.-
В выЮтюченном состоянии шток 4 находится в крайнем правом положении (на фигурах не показано). При этом стакан 19 упирается в буртик 2О полумуфты 1, торец полумуфты 3 в Tojpeu отверстия 7, а между скосами 11 ползунов и бортом.3 стакана 19 имеет место гарантированный зазор.
При включении муфты шток 4 переводится в крайнее левое положение. При ,. этом борт 23 стакана 19 упирается в скосы 11 ползунов. Одноврёмё1анЬ с эти прот сходит сжатие пружины 21,
Засчетсил трений, возникающих в месте контакта стакана 19 и ползунов 10, начинается раскручивание полумуфты 3. За счет центробежных сил инерци-. рнные массы (ползуны 10) будут стремиться разойтись от центра вра1аен йя. При достижении ведокюй полумуфтой скорости вращения ведутлей полумуфты (от- носительные скорости равны нулю) инерционные массы выходят за пределы стакана 19. При этом посредством рычагов
13 полумуфта 3 перемещается в сторону полумуфты 1 и происходит сцепление кулачков а с кулачками б. Борт 23 стакана 19, упираясь в участки 12 ползунов, фиксирует муфту во включенном состоянии.
Величина выступания поЛзунов, 10 за торец кронштейна 8 выбирается такой, чтобы после сцепления между стаканом 19 и торцом кронштейна 8 был зазор (для исключения осевых нагрузок На опоры вала).
Выключение муфты осуществляется переводом штока 4 в крайнее правое йоложениео
Настройку муфты на включение при заданном .числе оборотов ведомой полумуфты осуществляют вращением регулировочной гайки 22, при этом стакан 19 воздействует на ползуны 10 с различными усилиями.
Изобретение позволяет производить безударное включение муфты, из-за чего уменьшается износ кулачков и повышаетс срок ее службы. Исключается также осевая нагрузка на опоры валов..
Формула изобретения
Муфта сцепления, содержащая ведушую и подвижную в осевом направлении ведомую полумуфты с торцовымикулачками, а также упругий элемент, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения срока службы, она снабжена подвижным в осевом направлении штоком с радиальными направляющими, двуплечими рычагами и инерционными массами, при этом ведомая полумуфта размещена в щтоке и соединена шарнирно с пйечбм рычагов, инерционные массы уста новлены в радиальных направляющих и соединены шарнирно. с другим плечом рычагов, а упругий элемент ввшолнен в виде установленного на ведущей полумуфте и подпружиненного относительно Нее стакана, торец которого контактируе с инерционными массами. : . . i - Источники информации, приня ь1ё7во внимание при экспертизе
1. Поляков В. С,, Барбаш И. Д. Муфты. Л, Машиностроение, 1973, с. 139, рис. 104а.
2 Авторское свидетельство СССР № 533770, кл„ F 16 D 11/04, 1976..
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU947503A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU879090A1 |
Центробежная муфта | 1981 |
|
SU1008532A1 |
МУФТА | 2007 |
|
RU2357127C1 |
МУФТА | 2008 |
|
RU2357128C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2018736C1 |
СИСТЕМА ЗАРЯЖАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 2003 |
|
RU2231728C1 |
Автоматическая муфта-тормоз | 1986 |
|
SU1401184A1 |
Механизм сцепления | 1980 |
|
SU985507A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU724832A1 |
Авторы
Даты
1980-04-15—Публикация
1978-07-31—Подача