Изобретение относится к маиииностроению и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна муфта сцепления, содержащая две кулачк5)вые полумуфты,взаимодействующие при включении через цилиндрические синхронизаторы скоростей Недостатком муфты является низкая надежность , так как включение полумуфт не зависит от скорости их вращения и возможно соударение зубьев.
Наиболее близкой к предлагаемой является муфта сцепления, содержащая ведомую полумуфту с торцовыми зубьями, шарнирно связанные с ней инерционные массы, смонтированные с возможностью перемещения в радиальном направлении, ведущую полумуфту с торцовыми зубьями и установленный на ней с возможностью осевого перемещения стакан, подпружиненный к инерционным массам 2.
Недостатком данной муфты является низкая долговечность из-за узкого диапазона безударного включения полумуфт.
Цель изобретения - повышение долговечности путем расширения диапазона безударного включения полумуфт.
Поставленная цель достигается тем, что муфта сцепления, содержащая ведомую полумуфТу с торцовыми зубьями, шарнирно связанные с ней инерционные массы, смонтированные с возможностью радиального перемещения, ведущую полумуфту с торцовыми.зубьями и установленный на ней с возможностью осевого перемещения стакан, подпру10жиненный к инерционным массам, снабжена диаметрально расположенными и подпружиненными одна к другой дополнительными инерционными массами,смонтиро:ванными на ведущей полумуфте с
15 .возможностью радиального перемещения, и нажимным кольцом, установленнь1м на ведующей полумуфте с возможностью взаимодействия со стаканом и с дополнительными инерционными массгили,
20 при этом обращенные одна к другой поверхно |:ти нажимного кольца и дополнительных инерционных масс выполнены скснаенными.
На фиг. 1 представлена предлагае25мая муфта в момент включения; на фиг. 2 - то же, после включения.
Муфта состоит из неподвижной ведущей полумуфты 1 с торцовыми зубцами, жестко соединенндй с валом 2,
30 ведомой полумуфты 3 с торцовыми зубц ми, размещенной с возможностью осевого перемещения в осевом направлении штока 4 , а шток 4 разметен с возможность осевого перемещения в осевом отверстии вала 5. Шток 4 имеет два фиксированных положения, соответствующих включенному состоянию, муфты (крайнее правое положение) и состоянию во вре мя и после включения муфты (крайнее левое положение). Ведомая полумуфта 3 подпружинена в осевом направлении в сторону от ведущей полумуфты 1 пру жиной 6. Полумуфта 3 расположена в отверстии 7 штока 4, а на штоке 4 расположен жестко связанный с ним кронштейн 8 с радиальными пазами 9, В пазах 9 с возможностью радиального перемещения расположены инерционньзе массы в виде ползунов 10. Ползуны 10 выполнены с кли ювыми скосами 11 и основаниями 12, параллельными оси муфты. Шток 4 также снабжён -двуплечими рычагами 13, закрепленными на опорах 14, На концах рычагов 13 выполненыпродольн1,е пазы 15 и 16, в которых размещены опоры 17 и 18, связывающие соответственно ползуны 10 и полу муфту 3. На наружной поверхности полумуфты 1, с возможностью осевого перемещения, расположен стакан 19 конической формы и предусмотрен бурТНК 20, Стакан 19 подпружинен в сторону буртика 20 пружиной 21. В полумуфте 1 также предусмотрены диаметральные пазы 22, в которых размещены дополнительные инерционные массы 23, подпружиненные навстречу друг ДРУГу, с клиновыми скосами 24, Между клиновыми скосами 24 и торцом пружины 21 установлено нажимное кольцо 25, Устройство работает:следующим Образом, В, выключенном состоянии шток 4 на ходится в крайнем правом положении(н показано), При этом конический стака 19 упирается в буртик 20 полумуфты 1 торец полумуфты 3 - в торец отверсти 7, а между скосами 11 ползунов 10 и концом стакана 19 есть гарантированный зазор, . При включении муфты шток 4 переводится в крайнее левое положение. При этом конец стакана 19.упирается в скосы 11 ползунов 10. Одновременно с этим происходит деформация пружины 21, За счет фрикционных сил, во никающих в месте контакта стакана 19 и ползунов 10, начинается раскручива ние полумуфты 3. За счет центробежных сил инерционны массы ползунов 10 будут стремиться как можно дальше разойтись от центра вращения. При достижении ведомой полумуфтой скорос ти вращения ведущей полумуфты (относительные скорости равны нулю) инер ционные массы ползунов 10 выходят за пределы стакана 19. При этом посредством рычагов 13 полумуфта 3 переме- . дается в сторону полумуфты 1 и происходит сцепление торцовых зубцов.Ста-, как 19, упираясь в основания 12 ползунов 10, надежно фиксирует муфту в включенном .положении. Величина выступания ползунов 10 за торец кронштейна 8 выбирается такой, чтобы после сцепления между стаканом 19 и торцом кронштейна 8 присутствовал з-азор (для исключения осевых нагрузок на опоры вала) Выключение муфты осуществляется переводом штока 4 в крайнее правое положение. При различных скоростях вращения ведущей полумуфты 1. под действием центробежных сил, дополнительные инерционные массы 23 будут передвигаться в радиальном направлений на различную величину, тем самым изменяя посредством осевого передвижения нажимного, кольца 25 величину деформации, пружины 21. При увеличении скорости вращения ведущей полумуфты 1 массы 23 переместятся в радиальном направлении на большую величину, при этом нажимное кольцо 25 сильнее деформирует прухшну 21, т,е. для включения муфты ведомая полумуфта должна приобрести большую угловую скорость, и, наоборот. Предлагаемая муфта за счет автоматического изменения жесткости пружины, воздействующей на подвижный стакан,при изменении угловой скорости ведущей полумуфты позволяет расширить диапазон рабочих скоростей муфты, что повышает ее эксплуатационные возможности. Формула изобретения Муфта сцепления, содержащая ведомую полумуфту с торцовыми зубьями, шарнирно связанные с ней инерционные массы, смонтированные с возможностью перемещения в радиальном направлении, ведущую полумуфту с торцовыми зубьями и установленный на ней с возможностью осевого перемещения стакан, подпружиненный к инерционным массам, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения безударного включения, она снабжена диаметрально расположенными и подпружиненными одна к другой дополнительными инерционными массами, смонтированными на ведущей полумуфте с возможностью радиального перемещения, и нажимным кольцом, установленным на ведущей полумуфте с возможностью взаимодействия со стаканом и с дополнительными инерционными массами, при этом обращенные одна к другой пЪверхности нажимного кольца и дополнительных инерционных масс выполнены сксн71енными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
свидетельство СССР 16 D 11/04, 1977.
свидетельство СССР 16 D 11/05, 1978
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1978 |
|
SU727896A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU879090A1 |
Кулачковая сцепная муфта | 1974 |
|
SU618586A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Муфта включения | 1986 |
|
SU1434173A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА | 2016 |
|
RU2636449C1 |
БЕЗУДАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1966 |
|
SU178626A1 |
Муфта сцепления | 1977 |
|
SU715845A1 |
Муфта включения привода колеса транспортного средства | 1988 |
|
SU1588576A1 |
Центробежная муфта М.П.Шишкарева | 1982 |
|
SU1038649A1 |
4f 5
Авторы
Даты
1982-07-30—Публикация
1979-12-07—Подача