Изобретение относится к области машиностроения и предназначено дяя использования в приводных системах, например, радиотелескопов, к предъявляеться требование отсутствия люфта. Известен привод, содержаш1Ш зубчатое колесо, двигатель и параллельно присоединенные к нему два редуктора, (щвв из кскгорых связан с валом двигателя , в другой - посредством торсвона. На ведомом валу каждого редуктс а устанселена шестерня, ваходж1аяся в зацепnetiBH с зубчатым колесам i . Недостатком этого привода являются вго большие га бариты, обуслойлевные тем. что вся мощность передается одним приводным модулем. Известен также привод, содержащий двигатель н две пр}юоединенные к нему волновые зубчатые передачи, ведомые валы расположены соосно, а генё-iраторы волн связаны торсноном (2 . Орг нако такой привод не может быть непо срёдственно использован в качестве привода безлюфтового враи1ения платформы. Наиболее близким к наобретеншо по технической сущности и достигаемому результату является привод-для безлю тового вращения платформы, содержеиий закрепляемое на ней зубчатое-колесо, не подвижную раму и установленные на ней приводные модули, каждый из которых включает двигатель и пару соосно устанселенных, взаимодействующих с зубчатым колесом платформы шестерен, однв из которых жестко связана с валом двигателя, а другая - с последним посредством упругого элемента з. Недостатком указанного привода являются его большие габаритные размеры .и масса, что делает в ряде случаев затруднительным р змёшение такого привода на объекте. Цепью Изобретения является уменьшение габаритных размеров и массы привода.
Указанная цель достигав test тем, что каждый приводной модуль сиайжен двумн призоединеЕовыми к двигателю и tio мэщенными в один Koptiyc вол11«юыми зубчатыми передачаь1и , валы расположены соосно и несут шёстсрот/ а упругий йкШШ в виде торсиона, связываюшего генератсчзывапн волновых передач.
На фнг. 1 изображен ойаий вид привода; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1,
Прврвод содержит зубчатое колесо 1, закрепляемое на поворотной платформе 2 телескопа, не менее двух приводlaJx модулей 3, установленных на неподвижную раму 4 Телескопа. Колесо 1 и при ограниченном угле поворота телесКотта выполнено в виде сектора, вместе с тем оно может быть выполнено цевочным.
Каждый приводной модуль содержит две волновые передачи 5 и В (см. фиг.2 с сййнакЬвымй пёрёдаточныйй отношениями, помеще1гаые в общий цилиндретеский 7, в котором жестко укрепле а 1 два жестких колеса 8 и 9. Внутри корпуса на подшипнтжах 10 и 11 устанйвлены ведомые валь 12 и 13 вШ1#й1ых передач с закрепленными на них гибкими колёсами 14 и 15. Ведущий вал16, общий для обеих передач, проходит внутри рейуктЬра Через отверстия в ведомых валах и устанавливается в подшипниках 17, 18 и 19. Вал. 16 сам или является торсйоном, или включает специальное торсионное устройсггво 20, расположенное в полости одного из гибких колес, например колеса 15. Генератор волн 21 волновой передачи 5 установлен на валу 16 жесйгко, а генератор 22 волновой передачи 6 связан с этим валом посредством устройства 23 для закручивания Торсиона, расположенного на конце вала 16, овыходжцем из одного торца корпуса 7. Другой конец вала 16 соединен с валом апектродвигателя 24, корпус которого закреплен на другом торце корпуса 7 редуктора. На койсошзных Kptmaix ведомых валов 12 и 13 уст-аНоБлены одинаковые шестерни 25 и 26, Находящиеся в зацеп леняи с колесом 1, которое входит внутр корпуса 7 через иМёющеесй S йёМ окно.
При монтаже приводных модулей шестерни 25 и 6 в) в зёцетйение с колесом 1/ поеле Чего при помощи устройства 23 торснон 20 и вал 16 закру.чивактзя до требуемой величины крутящего момента. При атом выбирается люфт как в зацеплении колеса 1 с шестернями
25 И 26, так и в зацеплениях волновых передач 5 и 6, т.е. обеспечивается безлюфтовая работа привода при вращении в любую сторону и при любом направлении внешней нагрузки.
При наличии в приводе нескольких приводных модулей 3 (см. фиг. 1) закрутка торсионов половины модулей мо- жет осуществляться в одну сторону, а йторой полсжины - в противоположную сторону, что позволяет намного уМень- щить величину закрутки.
Электродвигатель 24 при необходимости может UJTb соединен с валом 16 через дополнительный редуктор, который может быть размещен в полости гибкого колеса 14.
Использование в качестве редукторов безлюфтового привода платформы волновы передач., позволяет разместить их соосно в ойцем корпусе, что дает эффект уменьшения суммарной массы редукторов и уменьшает их габаритюае размеры. Последнее в свою очередь т озволяет расположить приводные модули более компактно, а следовательно, сократить угловой размер, массу зубчатого сектора.
.Формула изобретения.
Привод для безлюфтового вращения платформы, содержащий закрепляемое на ней зубчатое ксшесо, неподвижную раму и установленные на ней приводные модули, из которых включает двигатель и пару соосно установленных, взаимодействукшгих с зубчатым колесом платфсфмы шестерен, одна из которых жестко связана с валом двигателя, а другая - с последним посредством упругого Элемента, отличающийся Тем, что, с целью уменьшения габаритных размеров и массы, каждый приводной модуль снаёжен двумя присоединенными к двигателю и помешенными в один корпус волновыми зубчатыми передачами, ведомые валы которых расположены соосно и несут шестерни, а упругий элемент выполнен в виде торсиона, связывающего генераторы войн вопнозых передач.
Источники информации, принятые во внимание ирй йсспертизе
1.Авторское свидетельство СССР К9.199616, кл. F 16 И 57/02, 4-966.
2,Колков Д, П., Крайнев А. Ф., Жи-i дяев А. И, Волновые передачи и их при57279196
менение в строительных и дорожных ма-3. Авторсксе свидетельство СССР по
шинах. Обзор. М,, инИИТЭстррймаш, 1970, с. 32, рис. 11,в.
заявке К 2466769/25-28. кл. F 16 Н 55/18 (тфототнп).
/ X
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод безлюфтового вращения | 1989 |
|
SU1789041A3 |
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ | 2014 |
|
RU2547669C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕЗЛЮФТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА | 2006 |
|
RU2325571C2 |
Планетарный прецессионный редуктор | 1991 |
|
SU1825914A1 |
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ | 2018 |
|
RU2678397C1 |
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ | 2018 |
|
RU2789364C1 |
Безлюфтовая зубчатая передача | 2020 |
|
RU2749925C1 |
Поворотный механизм тяжелогрузной платформы | 1977 |
|
SU767438A1 |
ПОВОРОТНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2188350C1 |
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2106508C1 |
Авторы
Даты
1980-04-15—Публикация
1977-12-29—Подача