Устройство для контроля знаний учащихся Советский патент 1980 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU732972A1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в качестве устройства для контроля знаний в учебных заведениях по различным дисциплинам. Одно из известных устройств для обучекия использует в качестве учебной и управляющей информации кинопленку и содержит блок случайной выборки кадра, блок представления информации и блок ввода ответов, фотоэлектрические преобразователи, узлы определения оценки, блок индикации и печати оценки, блок предварительного анализа ответа для выявления типа ошибки, блок выдержки времени для ограничения времени на обдумывание и ответ, а также узлы управления 1. Недостатками этого устройства являются низкая техническая надежность из-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков и т. д.), больщое время обращения при поиске информации, зависящее от длины кинопленки (объема хранимой информации) и скорости ее перемещения, ограниченные дидактические возможности. Известно также обучающее устройство, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода информации, блок динамического формирования билетов, блок управления последовательной выдачи ответов, логический блок, блок предъявления информации, блок оценки и индикации. Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролирующей программы 2. Однако ответы на каждый вопрос идут в определенной последовательности, что создает условия для запоминания при многократном прохождении и отсюда - снижение дидактической эффективности; все вопросы и ответы к ним составляются преподавателем предварительно ручным способом, что предполагает больщие затраты труда и времени высококвалифицированного специалиста - преподавателя. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является устройство, содержащее блок ввода исходных данных, соединенный с блоком памяти, к которому через щифратор подключен блок управления, соединенный с выходом счетчика количества циклов, вход которого подключен к выходу блока ввода исходных данных, и с входом блока выдачи учебной информации 3. Устройство позволяет генерировать тесты для контроля знаний, но его дидактические воз1можности ограничиваются из-за отсутствия автоматического формирования равноценных контрольных билетов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет автоматического формирования равноценных, но определенным параметрам, билетов для контроля знаний учащихся. Цель достигается тем, что в устройство содержащее блок ввода исходных данных, соединенный с блоком памяти учебной информации, который через шифратор подключен к блоку управления, соединенному со счетчиком количества циклов, подключенным к блоку предъявления у.чебной информации и блоку ввода исходных данных, введены вычислитель, блок сравнения, блок совпадения, формирователь адресов и регистры, один из которых соединен с выходами блока памяти учебной информации и блока управления и со входом блока совпадения, который через второй регистр подключен к блоку предъявления учебной информации, через третий регистр - к блоку сравнения и непосредственно - к вычислителю и блоку сравнения, соединенному с вычислителем, который через четвертый регистр подключен к блоку ввода исходных данных и непосредственно - к блоку памяти учебной информации, соединенному с формирователем адресов, который подключен к выходам блока управления и блока ввода исходных данных и ко входам блока управления, счетчика количества циклов, шифратора и блока сравнения. На чертеже изображена блок-схема устройства для контроля знаний учащихся. Устройство содержит блок 1 ввода исходных данных, соединенный с блоком 2 памяти учебной информации, который через шифратор 3 подключен к блоку 4 управления, соединенному с выходом счетчика 5 количества циклов, вход которого подключен к выходу блока I ввода исходных данных, а выход - к входу блока 6 предъявления учебной информации, формирователь адресов 7, связанный через блок 8 сравнения непосредственно и через вычислитель 9 - с блоком 10 совпадения, подключенным к выходу регистра 11 но.меров тестов текущего билета и входу регистра 12 минимальной разницы, соединенного с блоком 8 сравнения, и регистром 13 номеров тестов опти.мального текущего билета, подключенного к блоку 6; регистр 14 эталона, подсоединенный к выходу блока 1 ввода исходных данных и связанный через вычислитель 9, блок 2 па.мяти с регистром 11 номеров тестов текущего билета, а через него - с блоКОМ 4 управления, который i; 1:осредственно и через счетчик 5 коли-..-г ;;,j циклов подключен к формирователи . адресов, связанному дополнительно с в:)ходом 1 блока ввод; исходных данных, иходами блока 2 iiav- -I, шифратора 3. На основе учебного материала, по которому будет производиться контроль знаний, составляют тесты, каждый из которых может характеризоваться такими параметрами, как: уровень {1-й, 2-й, 3-й) проверяемых знаний, трудоемкость получения правильного ответа, объем контролируемого материала, сложность номер теста. Параметры всех тестов, за исключением уровня, записываются в блок 2 памяти с помопдью блока 1 ввода исходных данных. Элементарной адресуемой единицей памяти является тот объем, который необходим для хранения параметров одного теста. На базе этого банка тестов необходимо сформировать равноценные приведенным параметрам экзаменационные билеты. Для этого параметры текущих сгенерированных билетов сравниваются с эталонными, записанными в регистре 14 эталона и среди таких билетов выбирается тот, у которого отклонение от эталонного минимальное. Величина «К задается счетчиком количества циклов 5 работы устройства. Адреса считываемых из блока 2 памяти тестов с их параметрами формируются случайным образом с помощью щифратора 3 и формирователя 7 адресов, содержит генераторы случайных чисел , счетчики количества тестов в каждом билете, а также узел управления (на чертеже не показаны). С помощью блока 1 ввода исходных данных производится первоначальная запись параметров тестов в блок 2 памяти с сортировкой тестов по уровням. В связи с этим память разделена на три зоны, в каждой из которых записываются параметры тестов 1.-го, 2-го, 3-го уровней соответственно, при этом для каждой зоны памяти начальный (базовый) адрес известен и в процессе работы устройства формируется шифратором 3; задание количества тестов соответственно 1-го, 2-го, 3-го уровней в каждом билете, которое записывается затем в соответствующие счетчики 7 формирователя адресов; задание диапазона генерирования случайных чисел соответственно для 1-й, 2-й, 3-й зон памяти в блоке 2 (количество заполненных ячеек в i-й зоне памяти); запись параметров эталонного контрольного билета в регистре 14 эталона; задание количества циклов «К работы устройства (среди какого количества сформированных билетов выбирается максимально близкий к эталонному) и запись его в счетчик количества циклов 5. Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом. Во время одиогч) цикла работы оно форMnpsfT один контрольный билет, т. е. из блока 2 памяти, случайным образом считываются ti | тестов 1-го уровня следующим образом: из блока 4 управления в шифратор 3 поступает сигнал, который шифруется и задает начальный адрес первой зоны в блоке 2 памяти, затем по каждому тактовому импульсу из блока 4 управления соответствуюш,им генератором случайных чисел в формирователе 7 адресов задается число, которое путем сложения с числом, сформированным шифратором 3, дает адрес теста 1-го уровня, считываемого из блока 2 памяти. После считывания П| тестов 1-го уровня формирователь 7 переходит к формированию адресов тестов из второй зоны блока памяти (nj тестов) и т. д. Во время каждого такта работы устройства из блока 2 считываются параметры одного теста, которые накапливаются в сумматоре вычислителя 9, а их номера поступают на регистр 11 номеров тестов текуш,его билета, сдвигаясь после каждого тактового импульса. По окончании считывания ni+n + n тестов с выхода формирователя 7 поступает сигнал на счетчик 5 количества циклов, что приводит к уменьшению его содержимого на единицу, и на блок 4 управления, приостанавливая подачу тактовых импульсов. Таким образом, после каждого цикла работы устройства в сумматоре вычислителя 9 получаем суммарные значения отдельных параметров всего билета, а в регистре 11 - состав сформированного билета (номера составляющих его тестов). Содержимое сумматора вычитается из содержимого регистра 14 эталона в блоке 9 и формируется разница AL , которая сравнивается с хранящейся в регистре 13 минимальной разницей Д-т.1п.. Если Д Amin то срабатывает блок 10 совпадения и происходит запись в блок 13 новой минимальной разности, а в блок 12 заносятся номера тестов билета с новой минимальной разницей. Сравнение текущей с минимальной разностью происходит в конце каждого цикла по сигналу с выхода счетчика, задающего количество тестов 3-го уровня, в формирователе 7. После окончания данного полного цикла формирования билета блоком 4 управления задается новый цикл, пока счетчик 5 количества циклов не перейдет в нулевое состояние. Затем по сигналу с выхода этого счетчика происходит выдача результатов формирования билетов блоко.м 6. Предлагаемое устройство для контроля знаний учащихся позволяет автоматизировать процесс составления равноценных контрольных билетов, что приводит к экономии труда и времени зысококвалифицированного специалиста - преподавателя на выполнение этого вида деятельности. -Кроме TOI-Q, устройство обладает более широкими д.чдактически.ми возможностями за счет предостав-ления всем учапдимся равноценных билетов и формирования каждого варианта случайным образом, что исключает возможность получения одинакового набора тестов. Формула изобретения Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода исходных данных, соединенный с блоком па.мяти учебной информации, который через щифратор подключен к блоку управления, соединенному со счетчиком количества циклов, подключенным к блоку предъявления учебной информации и блоку ввода исходных данных, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет автоматического формирования равноценных билетов, оно содержит вычислитель, блок сравнения, блок совпадения, формирователь адресов и регистры, один из которых соединен с выхода.ми блока памяти учебной информации и блока управления и со входом блока совпадения, который через второй регистр подключен к блоку предъявления учебной информации, через третий регистр к блоку сравнения и непосредственно ™ к вычислителю и блоку сравнения, соединенному с вычислителем, который через четвертый регистр подключен к блоку ввода исходных данных и непосредственно - к блоку памяти учебной информации, соединенному с формирователем адресов, который подключен к выходам блока управления и блока ввода исходных данных и ко входам блока управления, счетчика количества циклов, шифратора и блока сравнения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. G 09 В 7/00, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2115127/18-24, кл. G 09 В 7/02 1976. 3.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2439836/18-24, кл. G 09 В 7/02, 10.01.77 (.прототип).

Ц

Похожие патенты SU732972A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Саюк Евгений Куприянович
  • Тодорова Маргарита Кръстева
  • Тодоров Георги Стоянов
SU746691A1
Обучающее устройство 1982
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1024964A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1982
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
SU1065869A1
Обучающее устройство 1980
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Новиков Владимир Андреевич
  • Федотов Николай Дмитриевич
SU875434A1
Обучающее устройство 1984
  • Галиев Анвар Лутфрахманович
  • Гольдфельд Лев Наумович
SU1246126A1
Устройство для обучения и контроля знаний 1981
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1005153A2
Устройство для обучения 1977
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Ескенази Аврам Моис
  • Саюк Евгений Куприянович
  • Тодорова Маргарита Кръстева
  • Тодоров Георги Стоянов
SU674078A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
SU943809A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Палий Ольга Алексеевна
  • Рожен Галина Александровна
  • Тимченко Виктор Васильевич
SU765864A1
Устройство для контроля знанийОбучАЕМыХ 1979
  • Хватиков Александр Николаевич
  • Сулименко Ольга Борисовна
  • Мартынов Александр Николаевич
SU842923A1

Иллюстрации к изобретению SU 732 972 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для контроля знаний учащихся

Формула изобретения SU 732 972 A1

а

/2

г

SU 732 972 A1

Авторы

Корнейчук Виктор Иванович

Сороко Владимир Николаевич

Саюк Евгений Куприянович

Тодорова Маргарита Кръстева

Тодоров Георги Стоянов

Даты

1980-05-05Публикация

1977-10-28Подача