Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может-быть использовано при организации процесса контроля знаний в различных учебных заведениях. Известно устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода вопроса и ответа, блок поиска информации, блок определения оценки, блок анализа сложности, блок индикации и регистрации, блок предъявления информации, блок формирования вопроса и блок формирования oTBeTaL- J Известно устройство для контроля знаний учащихся, в котором в качестве носителя учебной и управляющей инфогилации, используется кинопленка и которое содержит блок случайной выборки кадра блок представления информации, блок ответа, фотоэлектрические преобразователи, }гэтл определения оценки, .блок индикации и печати оценки, блок выдержки времени для ограничения времени на обдумывание и ответ,а также узлы управлени 2 Недостатками известных устройств являются низкая техническая надежность из-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков, большое время обращения при поиске информации, зависящее от длины носителя и скорости его перемещения, ограниченные дидактические возможности. Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответа, выходы которого подключены к блоку выборки задания, логическому блоку и блоку времени, соединенному через блок оценки с входом блока предъявления заданий и индикации результатов контроля, вход которого подключен к выходу блока памяти, соединенного с выходом блока выборки задания и вторым входом.логического блока, выход которого соединен с входом блока оценки, блок динамического формирования билетов, входы которого подключены к выходу блока ввода ответа и логического блока, блок управления последовательностью выдачи ответов, выходы которого соединены с входом логического блока и блока предъявления информации Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения
контролирующей программы и предоставить обучаемым одинаковые по трудности контрольные задания. Однако при оценке знаний эффективность такого устройства снижается, так как при неодинаковых информационном, смысловом и структурном содержаниях кЪнтрольных вопросов устройство учитывает только количество правильных ответов.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет учета параметров структурных единиц контролируемого курса при формировании оценки.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный через блок управления и через последовательно включенные первый регистр и блок памяти заданий к блоку контроля ответов, соединенному непосредственно через блок оценки с блоком индикации, блок логической обработки информации, подключенный непосредственно и через второй регистр к блоку ввода ответов, а также непосредственно - к блоку памяти понятий, введены последовательно включенные блок памяти сигналов связности понятий, третий регистр, блок памяти параметров .контроля и счетчик, соединенный с блоком оценки, и последовательно включенные четвертый регистр, блок фиксации нулевого кода, блок памяти номеров неусвоенных понятий, блок памяти понятий и генератор тестов, соединенный с четвертым регистром, блоком памяти заданий и блоком индикации, подключенным к блоку памяти понятий, блок фиксации нулевого кода соединен с блоком управления, блок логической обработки подключен к блоку памяти номеров неусвоенных понятий и блоку .памяти сигналов связности понятий, соединенному с четвертым регистром.
На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства, для контроля знаний учащихся.
Устройство содержит блок 1 ввода ответов г выходы которого подключены к блоку 2 управления, первому 3 и второму 4 регистрам, а вход соединен с блоком 5 логической обработки информации. Выходы блока 2 подсоединены к блоку б контроля ответов и блоку 7 фиксации нулевого кода, который связан с регистром 8, а выходы - с блоком 9 памяти номеров неусвоенных понятий игенератором 10 тестов, вход которого подключен к четвертому регистру 8, а выходы к блоку памяти 11 заданий и блоку 1 индикации. Ко второму входу блока 11 подключен регистр 3, а выходы блока 11 связаны с блоками 5 и 6. Блок 5 связан своим входом с регистром 4, первым выходом - с блоком 13
памяти сигналов связности понятий, а ВТОРЫМ - с блоками 9 и 13. Выходы блока 13 подключены к регистру 8 и третьему регистру 14. Выход регистра 14 подсоединен к блоку 15 памяти „ параметров контроля, связанному своим выходом со счетчиком 16, выход которого подключен к первому входу блока 17 оценки, второй вход которого подключен к блоку 6, связанному своим выходом с блоком 12, второй вход которого соединен- с блоком 17, а выход - с блоком 18 памяти понятий, связанным входом с блоком 9 и двухсторонней связью с генератором 10.
5 Контролируемый курс разбивается на определенные дозы информации понятия, имеющие определенный заложенный смысл или аналитическое выражение. Каждому выделенному понятию
Q присваивается номер и устанавливается, какие понятия необходимо усвоить обучаемому, для того чтобы усвоить данные понятия, т.е. выявляются все цепочки номеров понятий, связанс ных по смыслу.
Перед началом занятий из блока ввода учебной информации (на чертеже не показан) в устройство вво. дится информация, обеспечивающая его работу, а именно: в блок 11 записываются номера тестов, включенные в данное задание, правильные ответы на них и номера понятий курса, контролируемые данными тестами; в блок 13 заносятся номера понятий
5 курса таким образом, что при обращении к данному блоку по номеру понятия в нем инициируется ячейка, в которой записаны номера понятий, связанные по смыслу с данным; в
0 блок 18 заносится содержание контролируемого курса, поделенное на понятия; в блок 15 заносятся величины параметров, характеризующих каждое понятие курса; в блок 17 заносится критерий формирования
оценки за усвоение определенного значения параметра.
Устройство работает следующим образом.
Q С блока 1 обучаемый вводит в
устройство текущий номер теста (вопроса) и ответ на него в регистры 3 и 4 соответственно. После этого блок 1 блокируется до момента окончания сравнения введенного ответа с эталонным, которое приводится в блоке 5. Сигнал об окончании этого сравнения поступает в блок 1 и снимает запрет на ввод информации в регистры 3 и 4. Для провеб дения операции сравнения информация с регистров 3 и 4 считывается в блоки 11 и 5 соответственно. По номеру контролируемого теста из блока 11 в .блок 5 поступает инфорS мадия, содержащая правильный ответ и номер понятия, на который генерировался вопрос. Если введенный ответ совпадает с эталонным, то номер понятия, на которое генерировался контролируемый тест, поступает из блока 5 в блок 13, структура которого представляет собой запоминающее устройство адресного типа. По номеру понятия из блока 13 считывается цепочка номеров понятий, связанная с ним по смыслу и используемая для формирования контролируемого понятия. Считанная цепочка номеров понятий и исходный номер понятия записываются в регистр 14 и из него номера понятий последовател но поступают в блок 15, По номеру понятия из блока 15 вызывается параметр, характеризующий данное понятие, например его объем, и его значение поступает в счетчик 16, в результате считывания всей цепочки номеров понятий, записанных в регистре 14, на счетчике 16 накапливается величина парс1метра, характеризующая весь контролируемый тест в целом. Если введенный ответ отличается от эталонного, то номер понятия, к которому генерировался тест, из блока 5 записывается в блок 9, а также поступает в блок 13 по шине, которая обеспечивает обнаружение номера понятия, записанного первым в цепочке номеров понятий, связанных с данным по смыслу. Этот номер понятия поступает в регистр 8, Таким образом, в ходе контроля знаний устройство, накапливает информацию: в счетчике 16 - величину параметра, характеризующую правильно усвоенный материал курса; в бло ке 9 - номера понятий, контролируе мых тестами, на которые был дан не верный ответ; в регистре 8 - номера понятий, являющихся первыми в цепоч ке связности с неусвоенным понятием Устройство повторяет описанную выше процедуру до момента поступления из блока 1 сигнала завершения задания. Этот сигнал поступает в блок который запускает блок 6, Блок 6 проверяет все ли тесты, входящие в контрольное задание и находящиеся к началу контроля в блоке 11, выполнены. Если не все, то блок б тывает эти задания и выдает их обу чаемому через блок 12, Если же в б ке 11 больше нет тестов, то блок 6 запускает блок 17/ который считыва ет значение параметра, характеризу щего объем усвоенного материала со счетчика 16 и сравнивает с величиной параметра, характеризующего вс задание. Результат сравнения сопоставляется с введенным заранее кри терием, по которому определяется оценка знаний обучаемого по данному контролируемому курсу. Полученная оценка предъявляется обучаемому с помощью.блока 12, Если обучаемый согласен с оценкой, то с блока 1 в блок 2 поступает сигнал , прекращающий работу устройства. Если обучаемый не согласен с оценкой своих знаний, то соответствующий сигнал посылается с блока 1 в блок 2, который запускает блок 7,Последний определяет состояние регистра 8, в котором содержатся номера понятий, потенциально не усвоенные обучаемым, но не контролируемые непосредственно тестами контрольного задания. Если содержимое регистра 8 не равно нулю, то блок 7 запускает генератор 10, который по номерам понятий, содержащихся в регистре 8, вызывает из блока 18 содержание понятия и генерирует тест, контролирующий данное понятие. Из блока 10 сгенерированные понятия поступают в блок 12 и предъявляются обучаемому, а в блок 11 поступает информация о номере теста, правильном ответе на него и номере контролируемого понятия. Обучаемому предлагается ответить на дополнительное задание, .и устройство повторяет описанные выше операции до момента, когда либо обучаемый не согласится с оценкой его знаний, либо дополнительные задания не отразят все понятия в цепочке связанных по смыслу понятий, т,е, пока в регистре 8 не будет зафиксировано нулевое состояние. Тогда, при несогласии обучаемого с оценкой, запускается блок 7, который обеспечивает запуск блока 9, Из данного блока номера неусвоенных понятий последовательно поступают в блок 18, где инициируют соответствующие понятия курса, выводимые обучаемому через блок 12 для ознакомления обучаемого с неусвоенным им материалом курса. После выполнения данной операции устройство заканчивает цикл своей работы. Предлагаемое устройство для конт-: роля знаний учащихся позволяет расширить дидактические влзможности машинного контроля знаний и повысить его точность за счет учета структу- , ры контролируемого материала при {юрмйровании оценки. Кроме того, данное устройство обеспечивает условия для сравнения машинной оценки знаний, выставленной за выполненное задание, и реальных знаний, усвоен-i ных каждым обучаемым, а также определяет с точностью до параметра неусвоенный материал и выдает его обучаемому, что в целом повышает объективность и качество контроля знаний. Формула изобретения Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный через блок управления и через последовательно включенные первый регистр и блок памяти заданий к блоку контроля ответов, соединенному непосредственно через блок оценки с блоком индикации, блок логической обработки информации, подключенный непосредственно и через второй регистр к блоку ввода ответов, а; также непосредственно -к блоку памяти понятий, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит последовательно включенные блок памяти сигналов связности понятий, третий регистр, блок памяти параметров контроля и счетчик, соединенный с блоком оценки , и последовательно включенные четвертый регистр, блок фиксации нулевого кода, блок памяти номеров неусвоенных понятий, блок памяти
понятий и генератор тестов, соединенный с четвертым регистром, блоком памяти заданий и блоком индикации, подключенным к блоку памяти понятий, блок фиkcaции нулевого кода соединен с блоком управления, блок логической обработки подключен к блоку памяти номеров неусвоенных понятий и блоку памяти сигналов свяности понятий, соединенному с четветым регистром.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 488246, кл. G 09 В 7/02, 1975.
2.Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. G 09 В 7/02, 1969.
3.Авторское свидетельство СССР ; 579653, кл. G 09 В 7/06, 1976 прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU752454A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU963063A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU842924A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU732972A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1982 |
|
SU1035633A1 |
Устройство для обучения | 1980 |
|
SU985814A1 |
Устройство для обучения | 1977 |
|
SU674078A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU873263A1 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-10-23—Подача