Тренажер оператора систем управ-лЕНия Советский патент 1981 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU822231A2

1 ; .

Изобретение относится к техничес КИМ средствс№ обучения и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по эксзплуатации оборудования (средств связи, радиолокационной техники и т.п.), проверки профессиональных навыков и контроля установленных нормативов по выполнению профилактических (регламентных) работ.

По основному авт.св. 73291А известен тренажер оператора систем управления, содержгиций блок ввЁюд ответов, соединенный с датчиком временных интервалов и с одним входом блока сравнения, к другому входу которого подключен блок памяти, а к выходу - блок оценки, соединенный с. табло оценок и с датчиком временных ин тервалов, подключенный к блоку памяти и к блоку Зсщания программ обучения, который соедннен с блоком памяти, подключенным к табло предъявления информации, блок моделирования признаков неисправностей систем,блок ввода неисправностей систем и блок ввода программы и масштаба време| и, подключенный к датчику временных интервалов и к блоку задания программы

обучения, соединенному с блоком моделирования признаков неисправностей систем, который подключен к табло предъявления информации, датчику временных интервалов и блсжу ввода неисправностей систем, соединенному с третьим входе блока сравнения fj .

Недостатками указанного тренажера являются отсутствие у обучаемого ин0формации о допущенных в процессе выполнения операций ошибках, необходимость участия обучающегося в обеспечении вспомогательной информации (особенно на первых этапах обучения)

5 обучаемого в виде ответов на вопросы, напоминания численных значений параметров, названия инструментов и др.

Цель изобретения - повышение точности обучения путем введения допол0нительной обратной связи тренажеробучаемый в виде автоматической регистрации и выдачи обучаемому информации о допущенных сишбках;обеспечения автоматической выдачи обучаемому вспомогательной (справочйой) информации.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер введены формирователь сигнгшов обращения к справочной ин0формации, подключенный к выход блока ввода програм№л и масштаба времени и ко входам блока памяти и блока оценки, регистратор справочной инфор мации, соединенный с блоком памяти, и регистратор ошибок, подключенный к блоку сравнения. На чертеже схематически изображен ,предлагаемый тренажер. Тренажер содержит блок 1 моделиро вания признаков неисправностей систем, блок 2 ввода неисправности систем, блок 3 задания программы обучения, блок 4 ввода программы и масштаба времени, датчик 5 временных интервалов, блок 6 памяти, блок 7 ввода ответов, блок 8 сравнения,блок 9 оценки, табло 10 предъявления информации, табло 11 оценок, регистратор 12 ошибок, формирователь 13 сигналов обращения к справочной информации и регистратор 14 справочной информации. Тренажер предназначен для обучения процессом выполнения регламентных (профилактических) работ, составляющих основу планово-предупредительной системы технического обслуживания оборудования (например средств связи, радиолокационной тех ники и др .) . Каждый из регламентов представля ет собой совокупность операций, выполняемых в стрЪгоГ; (регламентированной) последовательности. Для про ведения каждой операции (в зависимос ти от профессиональной квалификации оператора и объема операции) отводи ся определенное время. При выполнении каждой из операций используются определенные измерительные приборы, инструмент, материалы, производятся измерения определенных технических характеристик (параметров) обслуживаемых средств. Моделирование процесса .проведени регламентных работ осуществляется в предлагаемом тренажере с помсяцью бл ков 1-4, датчика 5, табло 10, форми рователя 13, и регистратора 14. Блок 2 представляет собой наборное устройство (например клавишное) в котором каждому органу управления (или его положению ) соответствует определенная неисправность и номер неисправного блока. На наборном пол блока 2 размещаются названия типовы неисправностей, которые могут быть обнаружены в процессе проведения pe ламентных работ. Блок 1 представляет собой решающее устройство, которое каждой типо вой неисправности и номеру неисправ ного блока сутавит в однозначное соответствие совокупность признаков н исправностей: отклонение от нормы определенных параметров, нарушение температурного режима блоков; состояние сигнализации, целостность пр охранителей, величины токов и напряений в определенных точках схемы. Кроме того, блок 1 определяет врея, предоставляемое обучаемому на отыскание неисправности, производит корректировку работы блока 3. Блок 4 ввода программы масштаба времени является наборным устройством, устанавливающим номер программы (номер регламента), по которой будет работать блок 3, и масштаб времени, обеспечиваемый датчиком 5 временных интервалов. Кроме того, с блока 4 как с пульта управления обучающего выдается разрешение в формирователь 13 на обращение обучаемого к блоку 6 памяти за справочной информацией. Блок 3 по выбранному номеру программы (регламента) определяет порядок выдачи информации блоком 6 памяти и время, отводимое датчиком 5 временных интервалов на выполнение каждой операции. В блоке 6 памяти хранится информация по содержанию всех операций регламента: наименование операцииJ перечень технических параметров,подлежащих контролю-в процессе проведе-. ния операции, пределы изменения величины параметров, соответствующие исправному оборудованию; состав измерительных приборов/ перечень инструмента, перечень материала и нормы их расхода. В порядке, определяемом блоком 3, блок 6 памяти выдает на табло наименование операции, а на блок 8 - перечень технических параметров, состав измерительных приборов, перечень инструмента и материалов. Датчик 5 определяет моменты выдачи информации на табло 10 и блок 8 и время, отводимое на выполнение операции. Блок 8 предназначен для сравненияинформации, поступающей отблока 6 и блока 2 с информацией,поступающей из блока 7 ввода ответов. Блок 7 вв.ода ответов представляет собой наборное устройство, в котором в монотонном порядке расположены ответы по перечню технических параметров, составу измерительных приборов, перечню инструмента и материалов в полном объеме всех регламентов (например шести регламентов, принятых для средств связи). В блоке 7 в монотонном порядке расположены ответы по определению неисправностей (наименование неисправностей и номера блоков) . Блок 9 оценки определяет частные (выполнение каждой операции регламента и отыскание неисправности) и обобщенную (выполнение всего регламента) оценки в соответствии с заданными весовыми коэффициентами правильных и неправильных ответов. При вычислении оценки блоком 9 учитывается обращение обучаемого к блоку 6 памяти з справочной информацией. Формирователь 13 служит для обра щения обучаемого к блоку б памяти з справочной информацией, которая выдается на регистратор 14. Разрешени на справку вьщается обучающим с бло 4. В случае отсутствия разрешения н запрос каждое обращение к регистрат ру -14 с помощью формирователя 13 ве дет к снижению частной и соответств но обобщенной оценок, вьщаваемых бл ком оценки 9 . Регистратор 12 в соответствии с результатами сравнения ответов обучаемого с правильными ответами, хра нящимися в блоке 6 памяти, предъявля ет обучаемому ошибки, допущенные им по каждой операции. Табло 11 выдает обучаемому част.ные и обобщенную оценки. Устройство работает следующим об{;азом. Обучающий устанавливает органы управления блока 4 -в положения,соответствующие требуемому номеру регламента и масштабу времени. При этом информация о номере регламента поступает в блок 3 и о масштабе времени - в датчик -5 временных интервалов . Блок 3 в соответствии с номером регламента определяет очередность операций, а датчик 5, управляемый блоком 3, моменты выдачи информации по операциям блоком б памяти, который выдает информацию: на табло 10 наименование операции регламента, на блок 8 - перечень технических параметров, подлежащих измерению, состав измерительных приборов, перечень инструмента и материалов. Обучаемый, получив на табло 10 наименование операций, выбирает из числа размещенных на блоке 7 ответов правильных (по его мнению) .и вводит их в блок 8. Момент окончания ответа определяется самим обучаемым (например нажатием кнопки). Информация о времени окончания ответа поступает в датчик 5, где величина времени затраченного обучаемым на выполнение операции, сравнивается с нормативной а разница величин поступает в блок 9. В блоке 8 информация, поступившая из блока 7, сравнивается с информа-цйей по содержанию операции, поступившей из блока б. Результаты сравнения поступают в блок 9 и регистратор 12. Вычисление оценки блоком 9 производится по методу весовых коэффициентов с учетом следующих показателей: правильность ответовi врема, затраченное обучаемым на выполнение операции , получение обучаемым справочной информации через блок запроса На регистратор 12 обучаемому вьада ются ошибки, допущенные им в процессе выполнения операции. В случае, если обучаемому требуются (особенно в начальный период обучения) справочные данные (например допустимые пределы измеряемого параметра, наименование инструмента, расход материала), он обращается с помощью формирогателя 13 к блоку б памяти и получает информацию на регистраторе 14. Если разрешение на запрос справочной информации от обучающего получено (с блока 4), то информация о запросе не поступает с выхода формирователя 13 в блок 9 оценки, а оценка обучаемому не снижается . В случае отсутствия разрешения на запрос (например при контроле выполнения квалификационных нормативов) информация о запросе поступает в блок 9 оценки и производится снижение оценки в соответствии с весовыми козффициентами, присвоенньлми каждому вопросу. Результаты вычисления частной оценки за выполнение операции выдаются блоком 9 на табло 11 и хранятся в блоке 9 до окончания выполнения. всего регламента. По окончании регламента блоком 9 вычисляется обобщенная оценка за выполнение совокупности всех операций регламента. Моменты выдачи информации блоком б памяти определяются датчиком 5 временных интервалов, работающим следующим образом. Если величина времени, затраченная обучаемым, оказалась меньше нормы, то командой для выдачи информации по очередной операции служит окончание предыдущей операции (например нажатие кнопки обучаемым). Если обучаемый не справился с заданием в установленное время, ему предоставляется дополнительное время. Размер дополнительного .времени определяется обучающим (например 1,5 величины нормативного времени). Если по истечении дополнительного времени от блока 7 Н- поступит информация о выполнении задания, то датчик 5 временных интервалов выдаст команду на смену операции, а задание по предыдущей операции считается невыполненным. При необходимости усложнения задания обучающий устанавливает органы Управления блока 2 в соответствующие положения. Информация о неисправности поступает на вхэд блока 1, а о неисправности и номере неисправного блока - на вход блока 8. Блок 1 из исла записанных в его памяти призна-ов неисправностей выбирает соответтвующие введенной информации,, осуествляет привязку неисправности к пределенной операции регламента, в роцессе выполнения которой должна ыть обнаружена эта неисправность,и станавливает время ее устранения.Соокупность признаков неисправностей оступает из блока 1 на табло10.

Обучаемый , анализируя эту совокупность признаков типовой неисправности, должен определить саму неисправность и номер неисправного блока путем выбора правильного (по мнению обучаемого) ответа из числа всех возможных ответов блоков, расположенных в монотонном порядке в блоке 7 ввода ответов. Ответы обучаемого сравниваются в блоке 8 сравнения с информацией, поступающей из блока 2, а результаты сравнения поступают в блок 9 оценки и на регистратор 12. Информация о привязке введенной неисправности к определенной операции и о требуемом времени устранения поступает в блок 3, который корректирует работу датчика 5, вводя поправку на время выполнения операции с учетом времени устранения неисправности. Момент окончания проведения операции и устранения неисправности определяется обучаемым (например нажатием кнопки), о чем сигнал поступает из блока 7 в датчик 5 и на вход блока 1. Под воздействием указанного сигнала происходит смена признаков неисправностей и наименования операции регламента на табло 10. Оценка правильности определения неисправности с учетом затраченного на ее устранение времени производится аналогично оценке правильности выполнения операции регламента.

Предлагаемое устройство может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по техническому обслуживанию оборудования (например, средств связи, радиолокационной техники и т.п.) и для контроля уровня профессионгшьной подготовки технического персонала.

Использование предлагаемо-о изобретения обеспечивает сокращение времени подготовки и сроков освоения новой техники с повышенной точностью подготовки операторов.

Формула изобретения

Тренажер оператора систем управления по авт. св. 732974, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обучения, он содержит формирователь сигналов обращения к справочной информации, подключенный, к выходу блока ввода программы и масштаба времени и ко входам блока памяти и блока оценки, регистратор справочной информации, соединенный с блоком памяти, и регистратор сяиибок, подключенный к блоку сравнения.

источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 732974, кл. G 09 В 9/00,1977 (прототип) . S.

Похожие патенты SU822231A2

название год авторы номер документа
Тренажер оператора систем управления 1977
  • Курозин Валентин Константинович
  • Рязановский Владимир Серафимович
  • Ливитчук Петр Ефремович
  • Захаров Виленин Васильевич
SU732974A1
Тренажер для обучения операторов систем управления 1973
  • Гаркин Владимир Иванович
  • Демидов Анатолий Андреевич
  • Завгородний Юрий Васильевич
  • Комиссаров Вячеслав Александрович
  • Непочатов Григорий Дмитриевич
SU449364A1
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры 1984
  • Тоценко Виталий Георгиевич
  • Зелтиньш Владимир Фрицевич
  • Глушко Олег Викторович
  • Горбенко Владимир Иванович
SU1164766A1
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1989
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Романов Анатолий Николаевич
  • Козлов Петр Николаевич
  • Тарасов Николай Михайлович
SU1658193A1
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1988
  • Забелин Владимир Александрович
  • Козлов Петр Николаевич
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Багрецов Сергей Алексеевич
SU1524084A1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ИЗОТОПОВ УРАНА ЦЕНТРОБЕЖНЫМ МЕТОДОМ В ШТАТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2003
  • Власов В.А.
  • Орлов А.А.
  • Шубин А.Н.
  • Филимонов С.В.
  • Колпаков Г.А.
RU2250509C2
Тренажер для обучения операторов подвижного состава 1985
  • Шевандин Михаил Алексеевич
  • Анненков Анатолий Митрофанович
  • Волков Андрей Владимирович
  • Крупеник Андрей Валентинович
SU1359792A1
"Устройство для обучения и контроля знаний учащихся "Квант" 1989
  • Пудовкин Виктор Константинович
  • Ежов Виктор Семенович
  • Финошкин Иван Дмитриевич
SU1633441A2
Устройство для формирования учебной информации 1986
  • Тимошенко Анатолий Тарасович
  • Макаров Владимир Александрович
SU1396154A1
Тренажер водителя транспортного средства 1981
  • Кутепов Борис Прокопьевич
  • Иванова Валентина Николаевна
  • Фриденталь Михаил Саулович
SU980120A1

Иллюстрации к изобретению SU 822 231 A2

Реферат патента 1981 года Тренажер оператора систем управ-лЕНия

Формула изобретения SU 822 231 A2

SU 822 231 A2

Авторы

Курозин Валентин Константинович

Голубков Геннадий Дмитриевич

Ливитчук Петр Ефремович

Рязановский Владимир Серафимович

Ульянов Николай Романович

Даты

1981-04-15Публикация

1978-07-31Подача