(54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1354237A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336087A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1273975A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Устройство для облучения радиотелеграфистов | 1987 |
|
SU1545237A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU943815A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU888178A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1305759A2 |
Изобретение относится к автоматИ-; ке и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при оснгицении специализированных учебных кабинетов для подготовки и проффесионального отбора операторов слуховой радиосвязи.
Известен тренажер, предназначенный для обучения навыкам работы и контроля достоверности радиосигналов отрабатываемых радиотелеграфистом, и содержащий блок памяти, вход которого связан со световым табло Задание, а выход - с блоком сравнения, другой вход которого соединен с блоком клавиатуры, выход блока сравнения подсоединен к блоку учета результатов работы, связанного, в свою очередь, с датчиком звуковых сигналов кода Морзе {jQ .
Однако тренажер имеет жесткую программу ограниченной длины, что привсздит к низкой эффективности процесса обучения иэ-за повторной отработки одной и той же программы.
Известен также тренажер, предназначенный для обучения навыкам работы на клавишных приборах и содержащий олок считывания, соединенный с одной из групп входов блока коммутации и схемой занесения, к Которой подключена первая схема запрета и регистр памяти, связанный с другой группой входов блока коммутации, счетчиком импульсов и собирательной схемой, выход которого подключен к первой схеме запрета и к одному из входов схемы совпгщения, выход которой подключен к триггеру управления, соединенному с блоком коммутации и второй схелюй запрета, выход которой соединен с лентопротяжным механизмом и счетчиком импульсов, связанным со схемой сравнения, которая подключена к первой схеме запрета, блоку коммутации и табло индикации .
Недостатком тренажеров является их ограниченность в возможности обучения, так как в их основу заложен принцип проб и ошибок, а кроме того они обладают сравнительно низкой автоматизацией и отличаются низкой эффективностью при обучении.
Наиболее близким к предлагаемому является тренажер, содержащий последовательно соединенные датчик случайных чисел, блок программ и шифратор, последовательно соединенные датчик кода и головные телефоны, а также блок сравнения, один выход которого подключен ко входу блока регулировки с-корости и, объединенные по входу, фиксатор ошибок, счетчик ошибок и блок ответов, формирователь корреляционных знаков и последовательно соединенные микрофон, выпрямитель, пороговый блок и переключатель прием-передачаСЗ1. Однако такой тренажер позволяет при обучении лишь воспринимать/мелодию сигнала кода Морзе с последующим . их повтором, но не позволяет контро-лировать знание обучаемыми самого ко да Морзе, правильность приема сигна лов кода Морзе в виде букв и цифр, а также правильность передачи букв и цифр сигналами кода Морзе. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей и повышение точности тренажера за счет воспроизведения реальных условий работы оператора слуховой радиосвязи. Поставленная цель достигается тем что в известный тренажер, содержащий блоки ввода ответов, последовательно включенные датчик случайных сигналов, блок задания программы обу чения, шифратор,, переключатель, датчик кодов и блок предъявления учебной информации и последовательно сое диненные блок сравнения и блок регулирования скорости предъявления информации, соединенные с шифратором, подключенным к блоку сравнения, введены /енератор импульсов, формирователь кодов Морзе, блок памяти и последовательно включенные дополнительный блок предъявления учебной информации и формирователь команд, соединенный через переключатель с шифратором, датчик случайных сигналов под ключен к блоку сравнения и блоку памяти, соединенному с блоком задания программы обучения и блоком сравнения, который через переключатель под ключен к генератору импульсов и формирователю кодов Морзе, соединенным с соответствующими блоками ввода отв тов.На чертеже изображен-предлагаемый тренажер. Тренажер радиотелеграфиста содержит датчик 1 случайных сигналов, бло 2 задания программы обучения, блок 3 памяти, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления (учебной информации, формирователь б команд (дополнительный),-блок 7 предъявления учебной информации, датчик 8 кодов, блок 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блок 11 ввод ответов, генератор 12 импульсов, бло 13 ввода ответов, формирователь 14 кодов Морзе и группы контактов переключателя 15.. Тренажер радиотелеграфиста работат следующим образом. При включении тренажера датчик 1 ырабатывает случайным образом целое исло в пределах от 1 до 43, являкхцеея номером программы для блока 2. Одновременно происходит запись данного лучайного числа в блок 3. Выходные сигналы блока 2, являющиеся кодовым обозначением букв или цифр, поступат на шифратор 4, где преобразуются в сигналы кода Морзе и через группу контакторов переключателя 15 приемпередача поступают либо на формирователь б, либо на датчик 8. Одновременно с выхода шифратора 4 сигналы кода Морзе поступают на первый вход блока 10 сравнения. В режиме Передача сигналы кода Морзе через другую группу контактов переключателя 15 прием-передача поступают на формирователь 16 (например , диодный дешифратор), который по управляющим цепям вызывает высвечивание информации на табло блока 7 (например, планшете из набора светодиодов) в виде букв или цифр. Эталонные сигналы с шифратора 4 сравниваются в блоке 10 с сигналами генератора 12, которые вырабатываются в соответствии с действиями оператора с помощью блока 11 (например, телеграфного ключа) при передаче кодом Морзе предъявленных букв (цифр). При не совпадении сигналов высвеченная информация на табло блока 7 не изменяется, так как с блока 10 не поступает команда на запуск датчика 1. При совпадении сигналов с выхода положительных результатов П блока 10 дается команда на очередной запуск датчика 1, который выдает новое случайное число, что приводит к изменению номера программы блока 2 и вызывает выдачу через шифратор 4 новых сигналов кода Морзе., что в свою очередь приводит к изменению информации на табло блока 7. В режиме Прием оператор по ритмичному рисунку (мелодии) предъявляемого сигнала черезголовные телефоны блока 9, опеределяет букву (цифру) и посредством блока 13 (например, набора тумблеров, клавиатурного блока) фиксирует ее прием. При этом формирователь 14 вырабатывает соответ ствующую структуру электрических импульсов , которые через первую группу контактов переключателя 15 прием-передача сравниваются с эталонными сигналами в блоке 10. При не совпадении сигналов с выхода отрицательных результатов О блока 10 поступает сигнал запуска блока 3 (например, набора триггерных ячеек), посредством которого повторно выбирается та же программа блока 2, что приводит к повторению сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 5. При совпадеНИИ сигналов - с выхода положительных результатов П блока 10 поступает команда на очередной запуск датчика 1, что приводит к появлению нового сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 9, Кроме этого, при правильных действиях оператора в режиме Прием блок 10 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результатов, изменяет скорость предъявления информации.
Предлагаемый тренажёр позволит расширить дидактические возможности и повысить эффективность профессиональной подготовки. Опыт подготовки операторов слуховой ргщиосвязи экспериментальной группы показал, что время подготовки может быть сокращено на 50%, о
Формула изобретения
Тренажер радиотелеграфиста, содержащий блоки ввода ответов, последовательно включенные датчик случайных сигналов, блок задания программы обучения-, шифратор, переключатель, датчик кодов и блок предъявления учебной информации и последовательно
соединенные блок сравнения и блок регулирования скорости предъявления информации, соединенные с шифратором, подключенным к блоку сравнения, о тличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей и повышения точности тренажера, он содержит генератор импульсов, формирователь кодов Морзе, блок памяти и последовательно включенные дополнительный блок предъявления учеб0ной информации и формирователь ко- манд, соединенный через переключатель с шифратором, датчик случайных сигналов подключен к блоку сравнения и блоку памяти, соединенному с блоком
5 задания программы обучения и блоком сравнения, который через переключатель подключен к генератору импульсов и формирователю кодов Морзе, соединенным с соответствующими блока0ми ввода ответов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
5 № 287425, кл. G 09 В 7/00, 1969.
Авторы
Даты
1981-04-23—Публикация
1979-06-25—Подача