(54) КАРКАС ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ Изобретение относится к строительств а именно к несущим каркасам промышлен ных зданий, оборудованных мостовыми кранами. Известен каркас промьпипенного здани включающий колонны, опертые на фундаменты и являющиеся, в свою очередь, опорами для несущих конструкций покрытия i. Известен также каркас промышленного здания, состоящий из поперечной и продольной конструкции. В поперечную конст рукцию входят колонны и ригели покрытий в продольную конструкцию входят колонны, входящие в поперечную конструкцию, подкрановые балки, подстропильные фермы и вертикальные связи {2, Недостатк «ми известного технического решения являются установка с эксцентриситетом по отношению к оси колонны подкрановых балок, вследствие чего от их вертикального давления возникают сосредоточенные моменты, на которые рассчитываотся рама, большой расход материалов, связанный с изготовлением колонн, а также недостаточная стойкость и выносливсють конструкций каркаса к различного рода ударным и динамическим воздействиям от мостовых кранов и другого оборудования. Целью изобретения является снижение расхода материалов за счет улучшения статической схемы. Это достигается тем, что в известном каркасе прсмышленного здания, включающем установленные по продольным и поперечным осям колонны, опертые на них ригели покрытий, подкрановые балки, подстропильные фермы и вертикальные связи между колоннами, каркас по поперечным осям выполнен в виде многопролетных рам с шарн1фами в местах сопряжения надкрановой части колонны с ригелем покрытия и подкрановой частью, причем надкрановая часть колонны в местах шарнирного сопрЯ5кения снабжена траверсами с проушинами, соединенными в плоскости рамы с замкнутыми тЯжами амортиооторов системы предварительного натяжений, при этом на нижних траверсах копонн уо танов лены подкрановые , в продольном напра вЛенин которых йадкрановая часть колонны снабжена дополнитепьйыми траверсами с проушинами системы предварительного Натяжения. . Амортизаторы системы предварительного натяжения надкрановой части копонны установлены в. уровне подкрановых ба лок, а подкрановой части- в уровне верха фундамента. Надкрановая часть колонны крайнего рйда в плоскости рамы закреплена на ниж ней траверсе с эксцентриситетом относиуельно оси подкрановой части колонны, а один из ее тяжей с аь-тортйзатером со сто роны здания установлен по оси последней. Смежные концы подкрановых балок в уровне их псясов. снабжены гнездами с установленными в них амфтизаторами, ко торые соединены соосно cтяжныJv болтом. На фиг. 1 изображен каркас, попереч ный разрез; на фиг. 2 - колонна среднего ряда на фиг. Ij на фиг. 3 - колонна крайнего ряда на фиг. Ij на фиг. 4 - продолЕг ный разрез каркаса по среднему ряду; на фиг. 5 - то же, по крайнему рйду; на фиг. 6 - колонна ср еднего ряда с дополнительными траверсами, расподажемньвли в продольном направлении каркаса на . фиг. 4« на фиг. 7 - колонна крайнего ряда на фиг. 5; на фиг. 8 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 9 - разрез Б-Б на фиг. 8; на фиг. 10 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 11 - разрез Г-Г на фиг. 10; на фиг, 12 сечение Д-Д на фиг. 6; на фиг. 13 - разрез Б-Е на фиг. 12; на фиг. 14 - сечение на фиг.7; на фиг. 15 - разрез на фиг.14j на фиг. 16 - сечение И-И на фиг.6; на фиг. 17 - разрез К-К на фиг.16; на фиг. 18 - сечение Л-Л на фиг.6; на фиг. 19 - разрез М-М на фиго18 на фиг. 20 - разрез Н-Н на фиг. 18. --Х,, ..-- -.V,,-.:.,.-.,,:v -г--: Каркас прсмьгшлённбго здания состоит из гюпфечных многопролетных рам 1 (см. фиг. 1), содержащих колонны 2 (см, фиг. 1-7) и опертые на них ригели покры тия 3 (см. фиг. 1, 4, 5). Рама 1 в местах сопряжения надкрановой части 4 (фиг, 1-15, 18, 19, 2О) колонны 2 с pWenlsM покрьггйЯ 3 и подкрановой ее частью 5 (см. фиг. 1-7, 9, 11, 13, 15, 16, 17) соединена шарнирами 6 (см. . 1-7, 19, 2О) и 7 (см. фиг. 1-6, 9 11, 13, 15). Кониы надкрановой части
735722 4 колонны 2 в плоскости рамы 1 снабжены Бфхней 8 (см, фиг. 2, 3, 6, 7, IS20) и нижней 9 (фиг. 2, .3, 6-15) траверсами. Верхняя траверса 8 закреплена к опорной части ригеля покрытия 3 (на чертежах не показано). Концы траверс 8 и 9 снабжены проушинами Ю (см. фиг., 2, 3, б, 7, 9-13, 18-20). Проушины 1О траверс 8 и 9 соединены замкнутыми тяжами 11 с помощью пальцев 12 (см. фиг. 2, 3, 6-17, 19, 20) с проушинами 13 (см. фиг. 2, 3, 6, 7, 16, i7) амортиаатфов 14, установленных в вфхней части фундамента 15 колонны 2. Амортизаторы 16 (см, фиг. 8-15) за1феплены Б проушинах 10 верхней части траверсы 9. Штоки амортизаторов 16 соединены звеньями 17 с помсйью пальцев 1-2 с замкнутыми тяжами 11 надкрановой части 4 колонны 2. На концах нижних траверс 9 установлены подкрановые балки 18 (см. фиг. 1-14). Смежные концы подкр анфвых балок 18 в- уровне их поясов снабжены гнездами, в которых установлены амортизаторы 19 (см. фиг. 2, 3, 6-8, 12-14), соединенные соосно посредством стяжного болта 20 (см. фиг. 8-14), Для обеспечения устойчивости несущих элементов каркаса и пО фытия верхний и нижний концы, надтфановой части 4 колонн в направлении подкрановых балок 18 через 50-90 м снабжены дополнительными траверсами 21 (см. фиг: 6, 7, 18, 20) и 22 (. фиг. б, 7, 12-15) с проушинами системы предварительного натяжения., . Каркас включают в работу следующим образом. На сопрягаемые элементы шарнира 7 колонны 2, каждый из которых выполнен с кольцевым пазом 23, устанавливают разъемный хомут 24 из двух полу кольцевых частей. Полукольцевая часть хомута .24 с внутренней стороны снабжена выступами, выполненными по форме паза 23, и проушинами по концам. Проушины хомута 24 соединяют болтами. Подготовленные таким образом колонны 2 с псжющью монтажного крана (на чертежах не показан) устанавливают основанием подкрановой части 5 на фундамент 15 и закрепляют айкфными болтами. Затем проушины 10 верхней 8 и нижней 9 траверс колонн соединяют замкнутыми тяжами 11 из высокопрочной полосы с помощью пальцев 12 с амортизаторами 16 и 14. Регулируемым натяжением тяжей 11 в каждой gg колонн создают напряжение эксплуатадаонного уровня загружения. После этого на (шжино траверсы распопоженйые в плоскости рам J, устанавливают под крановые бапки 18 и закрепляют их. В гнезда смежных концов подкрановых бапок 18 устанавливают амортизаторы 19, которые соединяют стяжным болтом 20. После этого с колонн снимают ксмуты 2 На верхние траверсы .8 копонн устанавли вают и закрепляют опорные части ригелей покрытия 3 (на чертежах не показано). Смонтированный хфкас промышленного здания-готов к восприятию эксплуатационных нагрузок. Экономический эффект от вне/рения каркаса может быть достигнут за счет снижения расхода матфиапов вследствие исключения из конструкции колонны соединительной решетки и замены двух ее ветвей на единый предварительно напряженный трубобетонный стержень. Формула изобретения 1. Каркас промышленного здания, включающий установленные по продольным и поперечным осям колонны, опертые на них ригели покрытий, подкрановые балки, похютропильные фермы и вертикальные связи между колонными, отлич аю щ и и с я тем, что, с целью снижения расхода материалов за счет улучшения статической схемы, каркас по поперечным осям выполнен в виде мяогопролетных рам с шарнирами в местах сопряжения надкрановой части колонны с ригелем по рытия и подкрановой частью, причем над -крановая часть колонны в местах шарнир КОГО сопряжения снабжена траверсами с проушинами, соединенными в плоскос-га рамы с замкнутыми тяжами амортизаторов системы предварительного натяжения, при этом на нижних траверсах копонн установлены подкрановые балки, в продольном направлении которых надкрановаЗя часть колонны снабжена дополнительными траверсами с проушинами системы предварительного натяжения. -2. Каркас по п. 1, отличающийся тем, что амфтизатсры системы предварительного натяжения надкрановой части колонны установлены в уровне подкрановых балок, а подкрановой части - в уровне верха фундамента. 3.Каркас по п. 1, отли.чаю-щ и и с я тем, что надкрановая часть колонны крайнего ряда в плоскости рамы закреплена на нижней траверсе с эксцентриситетом относительно оси подкрановой части колонны, а один из ее тяжей с амортизатором со стороны здания установЛён по оси последней. 4.Каркас по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что смежные концы подкрановых балок в уровне их поясов снабжены гнездами с установленными в них амортизаторами, которые соединены соосно стяжным болтом. Источники инффмации, принятые во внимание при экспфтизе 1.Попов А. Н. Конструкции промьпиленнык зданий.-М., Издательство литературы по строительству, 1972, с. 42. 2,Мельников Н. П. Металлические конструкции.-М., Стройиздат, 1975, ч. 2, с. , р. 3.1 (прототип).
/жхрж J
/
jL.4
7/ 5
5Л
//
7777
7
,
I
фиг.
Л68
JL.LL
ж1
2 Ъ77/
IB
дг
rfJi j I l iJ tJJL8 ill I I
-TZl.
r M31
7
т
б
12 1Ь
.го
Т
г-.г
f7,
ч
A:LI
//
Ш
«ШЛЕПНИ
.lUUEt
l43dZl
ШЛШШ
ШПШЛ
/
/7
|-F - -l-LiJ-aCDl.
mm m
Ш.
rs.
op
uuuuu
чгпш
п.
fff.
. I
i
Л7
f
г
7
Фиг.1
ж-ж
h 22
Фиг,. /4
Фиг. Ш
.-i --;-- f i. - -- .-.-45- -i-. .
.
735722 Л- Л
М , -Uj
-т
фиг 18
Н-Н
иг.1в
Авторы
Даты
1980-05-25—Публикация
1978-01-13—Подача