Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P7/42 

Описание патента на изобретение SU738087A1

I

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока производственных, механизмов.

Известен тиристорный электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тирис- торный коммутатор в цепи статора, вып- рямительно-инверторный преобразователь в цепиротора, тахогенератор на валу двигателя, выход которого через нульорган соединен со входом логического блока, а два его выхода подключены к реле управления, усилитель постоянного тока, выход которого соединен с блоком задания и с тахогенератором, а его выход подключен ко входу блока фазового управления инвертором и к датчику тока в цепи инвертора./

Недостатком известного устройства является недостаточная надежность в связи с возможностью переключения тиристорного коммутатора без паузы на гашение тока статора в условиях помех.

По своей технической сущности наиболее близким к изобретению является реверсивный тиристорный электропривод переменного тока, в котором управление тирисгорным коммутатором обмотки статора производится от блока фазового регулирования, соединенного со 1эходом

10 логического блока выделения канала управления, выход которого соединен с первыми входами блока динамического торможения, блоками управления коммутаторами Вперед и Назад, узла блокировки

15 и узла управления блоком задания, триггеры, раздельные входы которых соединены с кнопками управления, причем прямые входы триггеров соединены соответственно со вторыми входами и через ло20гический элемент И-НЕ-с третьими входами логических блоков управления коммутаторами, а выходы упомянутых блоков через элементы задержки соединены с

управлярщими узлами тиристорного коммутатора.

Недостатком этого устройства является сложность и недостаточная надежность в связи с включением элементов задержк в каждый канал блоков управления заданного режима работы двигателя.

Целью изобретения является упрощение и повышение надежности устройства. Эта цель достигается тем, что инверсные выходы триггеров соединены со вторыми и третьими входами узла управления блоком задания и узла блокировки, выход котброг о собдинен со вторым входом логического блоТка выделения канайа упр1авления, причем вторые выходы блока динамического торможения, блоков управления коммутаторами Вперед и Назадсоединены со входами логического элемента И, выход которого соединен с четвертыми входами упомянутых блоков управления через элемент задержки.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, 2.

Устройство содержит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, тиристоры 2-5 коммутатора, узлы управления 6-9 тиристорами, узел 10 контроля состояния тиристоров, выпрямитель 11, инвертор 12, тахогенератор 13, выпрямитель 14, блок задания 15, усилитель постоянного тока 16, блок 17 фазового управления инвертором, ключ управления 18, нуль-орган 1 9, логический блок выделения канала управления 2О,кнопки управления Вперед 21, Назад 22, Стоп 23, триггеры 24, 25, блоки управления коммутатором Вперед 26, Назад 27 и динамическим торможением 28, узел 29 управления блоком задания, узел блокировки 30, триггеры 31, 32, 33, 34, логические элементы И-НЕ 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, инвертор 43.

Статор асинхронного двигателя 1 подключен к источнику переменного тока через коммутатор, состоящий из тиристоров 2, 3, 4, 5 с управляющими узлами 6, 7, 8, 9, входы последних подключены ria выход узла контроля состояния тиристора, другие входы узлов 7, 8 и 6, 9 подключены на выход блоков управления Вперед 26 и Назад 27 соответственног а дополнительные входы узлов 8, 9.подключены на выход блока управления динамическим торможением 28, Входы блоков 26 и 27 подключены к выходам .триггера 24 и 25, входы послед-

НИХ через кнопки Вперед 21, Назад 22 подключены на инверсный вход узла задержки времени 44, выход которого соединен со входами блоков 26, 27, 28 а вторые входы триггеров 24. и 25 подключены к кнопкам 22, 23 и 2Г, 23 соответственно.

Выход тахоренератора 13 через выпрямитель 14 и блок задания 15 подключен на входы усилителя 16 и нуль-орган

19,выход усилителя 16 соединен со входом блока фазового управления 17, выход которого соединен с управляющими электродами тиристоров инвертора 12, который через вьшрямитель 11 подключен к роторной цепи двигателя 1. Выход нуль-органа подключен на вход логичес.кого блока выделения канала управления

20,другой вход которого подключен к выходу узла блокировки 30, входы которого подключены к инверсным выходам триггеров 24, 25 и блока 20, а другой вход узла блокировки ЗО подключен к выходу элемента И 45, входы которого подключены к выходам блоков 26, 27, 28.

В исходном состоянии схемы с триггеров выбора направления движения 24, 25 на блоки управления коммутатором Вперед 26 и Назад 27 поступают сигналы О, запрещающие включение каналов. Логический блок 20 сигналом О запрещает включение канала тормозного режима и сигналом разрешает включение канала двигательного режима Вперед и Назад. С выхода узла 44 идет разрешающий сигнал на включение любого канала. На узлы управления тиристорами поступают сигналы запрета О с инверсных выходов блоков управления Вперед 26, Назад 27 и динамического торможения 28. Тиристоры коммутатора закрыты, двигатель обесточен..

На узел управления блоком задания подаются сигналы с инверсных выходов триггеров выбора направления движения 24, 25 и блока 20. Сигнал О с выхода узла управления заданием 29 замыкает ключ 18, и задающее напряжение снимается.

Узел блокировки 30, управляемый сигнал&ми с инверсных выходов триггера 24, 25, подает на блокирующий вход блока 20 сигнал , разрешающий его переключение.

Для пуска двигателя 1 нажимают кнопку, например , Вперед 21. Тригrep 24 перебрасывается .и подает сигнал на блок управления коммутатором Вперед 26, с инверсного выхода которого на узлы управления тиристорами поступает сигн . Тиристоры 3, 4 при наличии разрешающего сигнала 1 с узла контроля состояния тиристоров открываются. На статор двигателя 1 подается напряжение. Одновременно при изменении состояния триггера 24 узел управления заданием 29 размыкает ключ 18 и подает задание на усилитель 16 выпрямительно-инверторного преобразователя.

При наличии перерегулировки скорости при разгоне двигателя 1 происходит смена полярности сигнала на входе нульоргана 19 и блок 20 переключается,

- подготавливая включение канала динами/ческого торможения и отключая канал Вперед. При этом узел блокировки ЗО

. подает запрет на переключение блока 20 и начинается отсчет выдержки времени, по окончании которого узел 44 включает канал динамического торможения, после чеГо снимается Рокировка с блока 2О. На статор двигателя подается постоянный ток через однонаправленные тиристоры 5, 4, и двигатель 1 тормозится. При обратной смене полярности сигнала на входе нуль-органа 19 блок 2О переключается и переводит двигатель в двигательный режим, сначала отключая канал динамического торможения, а затем включая канал Вперед после отсчета выдержки времени..

Введение в логику блокировки приема информации от нуль-органа после переключения до отработки полученной команды позволяет исключить включение ти- . ристоров двух разных режимов работы без паузы на гашение тока статора и тем самым аварийный режим.

Применение одного узла выдержки времени позволяет значительно упростить схему управления и повь1сить надежность устройства.

Формула изобрет е н и я

Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, выпрямительНо-инверторный преобразователь в цепи ротора, тахогенератор на валу двигателя, выход которого через узел сравнения заданного значения скорости вращения и нуль-орган соединен с первым входом логического блока выделения канала управления, а два его выхода соединены со входом блока фазового управления инвертором и с первыми входами блока динамического торможения, блоками управления коммутаторами Вперед и Назад, узлы блокировки и узел управления блоком задания, два триггера, раздельною вхОдь которых соединены с кнопками управления, причем прямые выходь триггеров соединены соответственно со вторыми входами логических блоков управления коммутаторами Вперед и Назад, первые выходы упомянутых блоков управления соединены с управляющими узлами тиристорного коммутатора, элемент задерхски, логический элемент И, усилитель постоянного тока, . вход которого соединен с блоком задания и с тахогенератором, а его выход подключен к третьему входу блока фазового управления инвертора, четвертый вход которого соединен с датчиком тока инвертора, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности устройства, инверсные выходы триггеров соединены со вторыми и третьими входами узла управления блоком задания и узла блокировки, выход которого соединен со вторым входом логического блока выделения канала управления, причем вторые выводы блоков динамического торможения,- блоков управления коммутаторами Впереди Назад соединены со входами логического элемента И, выход которого соединен с четвертым входом упомянутых блоков управления через элемент задержки.

738087

Похожие патенты SU738087A1

название год авторы номер документа
Электропривод переменного тока 1986
  • Гудков Иван Иванович
  • Чернов Николай Петрович
SU1517105A1
Электропривод переменного тока 1980
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
  • Гудков Иван Иванович
  • Чернов Николай Петрович
SU955482A1
Электропривод переменного тока 1981
  • Бурлакин Владимир Иванович
  • Погосов Александр Георгиевич
SU1001417A1
Реверсивный вентильный электродви-гАТЕль 1979
  • Шепелин Виталий Федорович
SU813608A1
Реверсивный тиристорный электропри-ВОд C PEBEPCOM пОля 1979
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU849400A1
Реверсивный тиристорный электропривод с двухзонным регулированием 1977
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Донской Николай Васильевич
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Павлов Александр Иванович
SU692043A1
Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока 1970
  • Поздеев Анатолий Дмитриевич
  • Донской Николай Васильевич
  • Горчаков Валентин Викторович
  • Невский Владимир Валентинович
SU505112A1
Реверсивный вентильный электро-дВигАТЕль 1979
  • Шепелин Виталий Федорович
SU803085A1
Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя 1980
  • Браславский Исаак Яковлевич
  • Зюзев Анатолий Михайлович
  • Кокшаров Леонид Петрович
  • Черкасский Александр Наумович
SU940271A1
Электропривод переменного тока 1989
  • Харламов Арнольд Павлович
SU1704262A1

Иллюстрации к изобретению SU 738 087 A1

Реферат патента 1980 года Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока

Формула изобретения SU 738 087 A1

SU 738 087 A1

Авторы

Сазонов Арефий Семенович

Чернов Николай Петрович

Даты

1980-05-30Публикация

1976-01-26Подача