(54) КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА Изобретение относится к машиностроению. Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты, соединенные с валами при помощи ВИНТОВЫХ шлицев, и упругий элемент, расположенный между полумуфтами Однако у этой муфты низкая компенсирующая способность. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является компенсационная муфгаГ. содержащая две полумуфты, соединенные...между собой пакетами гофрированных металлических полос 2J. Недостаток этой муфты заключается в большой тангенциальной жесткости и низкой демпфирующей способности. Цель изобретения - уменьшение тангенциальной жесткости и повышение демпфиру ющей способности. Это достигается тем, что в предлагаемой конструкции одна из полумуфт муфты соединена с валом при помощи вин товых шлицев и имеет возможность осе вых перемещений. Между каждыми из двух соседних полос расположен слой эластомера. На фиг. 1 представлена конструкция описываемой муфты на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - схема сил, действующих в шлицевом соединении; на фиг, 4 - муфта с кулачками; на фиг. фиг. 5 - ВИД по стрелке Б на фиг. 4. Компенсационная муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, В пазах которых радиально расположены пакеты упругих гофрированных металлических полос 3, крепящихся на полумуфтах болтами4. Полумуфта 1 соединяется с соответствующим валом 5 ВИНТОВЫМИ шлицами. Пространство между металлическими пластинами пакета 3 заполняется эластомером 6 для улучшения демпфирования. Работает муфта следующим образом. В нерабочем положении полумуфта I торцовой поверхностью соприкасается с полумуфтой 2. При передаче расчетного крутящего момента полумуфта 1 путем осевого перемещения из указанного положения устанавливается таким образом, чт что на нее действуют осевая сила от передаваемого крутящего момента с одной стороны и сумма осевой составляющей си силы трения и сила упругости пластин с другой . Пакет гофрированных металли ческих полос 3 устанавливается изогнутым своей нижней частью в сторону полу муфты 2 для компенсации износа в шлицевом соединении. В момент перегрузок за счет увеличения осевой составляющей усилия на шлицах полумуфта 1 смещается в осе « вом направлении от полумуфты 2, изгибая пакет металлических пластин 3. Недогруженность муфты моментом компе сируется движением полумуфты I в сторону полумуфты 2. Демпфирование в муф ту будет осуществляться за счет наличия сил трения в щлицевом соединении и меж ду полосами пакета 3. Помимо наклонных щлицев могут применяться направленные в противоположные стороны своими клиновыми поверхностями кулачки 7, изготовляемые на торцовых поверхностях полумуфт. Расположение кулачков поясняется схемой (фиг. 4 и 5). Смещение полумуфты 1 в осевом направлении происходит за счет колебания значений крутящего момента, стабилизация которого осуществляется демпфированием в пакетах полос и щлидевом соединении. Предлагаемая муфта может работать в качестве индикатора передаваемого кру тюцего момента. Для этого между валом 5 и подвижной полумуфтой 1 следует уст установить датчик линейных перемещений шкала которого проградуирована в соответствии с величиной передаваемого момента. При выборе угла наклона шлицев исходят из того, что угол должен быть таким , чтобы при передаче номинального момента осевое усилие, действующее на полумуфту 1, было равно сумме осевой составляющей силы трения в шлице вом соединении и усилия изгиба пакетов полос. Условные обозначения на схеме (фиг. 3): Р - окружное усилие в шлицевом соединении;N - номинальная составляющая усилия РОС осевое усилие FY - сила трения в шлицах PVU - сила трения, приведенная к оси jb - угол наклона щлицевГ Qf,p - сила упругости пакета полос. Исходя из вышеизложенного РШ (прС другой стороны, Р -.1 гду XJ - номинальный момент; передаваемый муфтой , d - средний диаметр шлицевого вала Из механики известно.F -bL т cosp Рщ--Рсо5 (2) . /J - коэффициент трения, считая, что сила трения подчиняется закону КулонаАмонтона. Тогда, если учесть , что: РОС. Р-Ь&:Р то, подставляя в уравнение (1) уравнения (2), (3), получим: Ptgrp, р cos( сп Но известно: П - величина осевого перемещения полумуфты 1, С - упругость одного пакета полос, Ц - количество пакетов пластин. После преобразования уравнения (4) получаем: Таким образом, при такой величине гла наклона щлицев устройство обеспечивается нормальная работа муфты, а следовательно, и всего узла или механизма в целом. Форм уоЛ а из-о-бретения 1.Компеноациониая муфта, содержащая две полумуфты, соединенные между собой пакетами гофрированных металлических полос, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения тангенциальной жесткости и повышения демпфирующей способности, одна из полумуфт соединена с валом при помощи винтовых шлицев с возможностью осевого перемещения. 2.Компенсационная муфта по п. 1, тличающаяся тем, что меж-.
ду каждыми из двух соседлих полос пакета расположен слой эластомера.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
7409946
1.Авторское свидетельство СССР № 897О9, кл. F 161 3/10, 1947.
2.Авторское свидетельство СССР № 507717, кл. F 16-ТЗ 3/74, 1976
5 (щзототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
ПОГРУЖНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2522374C2 |
Упругая муфта | 1979 |
|
SU838135A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2095655C1 |
МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 1969 |
|
SU244825A1 |
Кулачковая муфта | 1976 |
|
SU602129A3 |
Фрикционная предохранительная муфта г.в.гонского | 1978 |
|
SU765549A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
Упругая муфта А.П.Попова | 1985 |
|
SU1339327A1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU786929A3 |
М
фбсгЛ
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-04-18—Подача