(54) ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТИРОВКОЙ ПОКАЗАНИЙ Изобретение относится к часовой промышленности и предназначено для использования в бытовых настольных часах, Известны часы, содержащие датчик сигналов времени, двигатель, редуктор, индикатор и корректируещее уст ройство, состоящее из селектора, электронной схемы управления на логических элементах, программного эл мента, выполненного в виде кулачка, жестко установленного -на корректируемом валу индикатора, и контактов Электронная схема управления этих часов содержит элементы логики. И, ИЛИ,НЕ, два триггера и реверсивный счетчик, для управления которым слу жит датчик сигналов времени, имеющий два выхода на разные частоты fl Недостатками известных часов с автоматической корректировкой показаний являются сложность конструкции электронной схамы управления и возможность остановки электродвигателя при положительной ошибке углового положения вала индикатора, создающее впечатление о выходе часов из строя. Целью изобретения является ликвидация остановки электродвигателя при положительной углового положения вала индикатора. Это достигается тем, что программньгй элемент выполнен-в виде диска с 3a3ei-ineHHHrvin контактными дорожками, расположенньташ на полуокружностях различных радиусов, а электронная схема управления содержит транзисторную мостовую схему/ связанную с двигателем, базы транзисторов первой диагонали которой через элемент И-НЕ подключены к прямому выходу первого триггера, обратный выход которого через последовательную цепочку элементов И-НЕ подключен к базам транзисторов второй Д11агонапи, установочные входы первого триггера подключены к контактам корректирующего устройства, а управляемое входы первого триггера псэдключены к обратному выходу второго триггер, прямой вход которого через один из элементов.И-НЕ подк,пючен к выхскам первого триггера, обратный вход второго триггера подключен к выходу селектора, а прямой выход подключен на второй вход цепочки элементов И-НЕ,
На фиг, 1 показана структурная сх ма, электронно-механических часов на фиг в 2 - электронная схема управлния; на фиг а 3 - програье.ный диск,
-Предлагаемые часы содержат датчик I сигналов времени;, двигатель 2, редуктор 3, индикатор 4 и корректирующее устройство, выполненное в виде сфл ектора 5 электронной схемы управления 6, nporpaf iMHoro. диска 1, жест: о установленного на корректируемфм валу 8, индикаторе и контактов и 10, скользящих по програглмноMV щску 7
Электронная скема управления (см, фиг, 2) состоит из триппера 11, на устаг овочные входа которого подключены : контакты 9 и 10, соединенного обоида вьаходам-ч со входак-п-i элемента И-НЕ 12, выход которого подключен к npHMOivsy триггера 13, обратный вход триггера 13 подключен к выходу селектора 5 Прямой выход триггера 13 прД1слючен к одному из элемента И-НЕ 44,, второй вход которого подключен к выходу датчика сигналов времени, а выход подключен к одному из в:ходов элемента и-нк 1Ь„ Второй Bxori элемента И-ЯЕ 15 подключен к обра:тному выходу триггера 11, выход элемента 15 подключен к Ьаззм транзисторов 16 и 17, а базы травзист оров 18 и 13 соединены с вьзходом элемента И-ЯЕ 20, вход которого подключен к прямому выходу триггера 11, Упралэлшощке вкоды триггера 11 подключены к обратному входу триггера 13.
Программный элемент {см5,фиг.,3) представляет собой диск 7 с заземленными контактными дорожками 21 и 22, расположенныьш ка полуокружностях различных радиусов таким образом, чт начало первой и конец зторой дорожек перекрывают друх друга на угловую величину, достаточную для установки индикатора в нулевое ..положение
Часы работают следующим образом.
Хронометрический сигнал с периодом 1/60 ГЦ от датчика 1 поступает через схему управления б на двигатель 2, вращение которого через редуктор 3 передается на индикатор 4. При поступлении сигнала коррекции триггер 13.устанавливается в закрытое состояниеS благодаря этому на управляющих входах триггера 11 появляется единичный потенциал« При ОТСУТСТВИИ. УГЛОВОГО положения вала индикатора на контактах 9 и10 оказывается нулевой потенциал, который устанавливает на обоих выходах триггера 11 единичный потенциал. Таким образок транзисторы 18 и 19 буду закрыты. Так как триггер 13 закрыт, то на выходе И-НЕ 14 оказывается еди.ничный потенциалf который вместе с единичным потенциалом на выходе триггера 11 устанавливает 1Ь в нулевое положение,, благодаря чему транзиторы 16 и 17 закрыты, В этом случае двигатель не реагирует на сигналы коррекции, по окончании которых в его обмотку вновь поступают Х1 онометрические сигналы, так как триггер 13 вновь устанзлзливается в открытое состояние.,
При положительной ошибке углового положения Всша индикатора контакт
9не скользит по фольгированной дорожке 21 и благодаря этому на прямом уста53овочном входе триггера 11 оказывается единичный потенциал При поступании сигнала коррекции триггера13 устанавливается в закрытое
состояние, благодаря чему управляющих входах триггера 11 появляется единичный потенциале Триггер 11 устанавливается в открытое состояние, таким образом на базах транзисторов 18 и 19 оказывается единичный потенциал, что приводит к их открытию и протеканию тока в обратном направлении через обмотку двигателя 2s Двигатель 2 вращается в обратно направлении, врашая индикатор 4 через редуктор 3 до тех пор, пока на контактах 9 и 10 не окажется нулевого потенциала и в обмотку двигателя не будут поступать хронометрические сигналы от датчика сигналов времени. При отрицательной csjiH6Ke углового положения вала индикатора контакт
10не скользит по фольгированной дорожке 22, благодаря чем;/ на обрат- . ном установочном входе триггера 11 оказывается единичный потенциал. При поступлении сигнала коррекции триггер. 13 устанавливается в закрытое состояние,, и на управляющих входах триггера 11 появляется единичный потенциал. Триггер 11 устанавливается в открытое состояние, таким образом на базах транзисторов 16 и 17 оказывается единичный потенциал,, что приводит к их открытию и протеканию тока в прямом направлении к двигатель вращается в прямом напралении пор действием сигналов коррекции, а после установления нулевого потенциала под действием хронометрических си1 «алов,
Формула изобретения
электронно механические часы с автоматической корректировкой показаний, содержащие датчик сигналов времени, двигатель, редуктор и корректирующее устройство, состоящее
из селектора, электронной схеГИ
управления на логических элементах, л1рограммного элемента, жестко установленного на корректируемом валу, и контактов, взаимодействующих с nporpaMiviHHM элементом, отличающ и е с я тем, что с целью устранения остановки двигателя при положительной сшибке углового положения вала индикатора, программный элемент выполнен в виде диска с зазёмп нны ли контрактными дорожками, расположенными на полуокружностях различных радиусов, а электронная схема управления содержит транзисторную мостовую схему, связанную с двигателем, базы транзисторов первой диагонали которой через элемент И-НЕ подключены к прямому выходу первого триггера, обратный выход которого через последовательную цепочку элементов И-НЕ подключен к базам транзисторов второй диагонали, установочные входы первого триггера подключены к контактам корректирукадего устройства, а управляемые входы первого триггера подключены к обратному выходу второго триггера, прямой вход которого через один из элементов И-НЕ пощключен к выходам первого триггера, обратный вход второго триггера подключен к выходу селектора, а пряной выход подключен на второй вхсд цепочки элементов И-НЕ,
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 447669, кл. G 04 С 11/02, 1973
(прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ и установка для определения вариативности передаточного отношения редуктора | 2016 |
|
RU2658138C1 |
Электронный тахометр | 1983 |
|
SU1114952A1 |
Устройство для измерения угла опережения подачи топлива в дизель | 1985 |
|
SU1239391A1 |
Электронная игра | 1981 |
|
SU1017353A1 |
Станок для автоматического продораживания коллекторов электрических машин | 1977 |
|
SU708446A1 |
Устройство для измерения угла закручивания вращающегося вала | 1991 |
|
SU1795312A1 |
Устройство для управления шаговым двигателем электронных часов | 1988 |
|
SU1582329A1 |
Способ управления машиной двойного питания | 1986 |
|
SU1398062A1 |
Реверсивный вентильный двигатель | 1979 |
|
SU826513A1 |
ПРИБОР КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1994 |
|
RU2110096C1 |
I1
ill
Фик1
Авторы
Даты
1980-06-25—Публикация
1978-05-22—Подача