Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU743131A1

1включенный-в цепь питания обмоток возбуждения (ОР) ДПР, осуществляющий включение и выключение БДПТ по маломощным цепям питания обмоток возбуждения ДПР 2. Напряжение с тахогенератора, пропорциональное частоте вращения вала двигателя, сравнивается с задаваемым в блоке статической стабилизации напряжения Vy, определяющим требуемый уровень частотгы вращения. Разность этих напряжений преобразуется в блоке статической стабилизации и, воздействуя на блок коммутации, осуществляет по цепям питания ОВ ДПР управление скоростью двигателя. Механическая характеристика, реализуемая дан.ной схемой, имеет -боль. Шую жесткостъ, чем естественная механическая характеристика, причем жесткость стабилизированной механи.ческой характеристики определяется уровнем пульсаций выходного напряжения тахогенератора (ТГ) и величиной индуктивного сопротивления обмоток двигателя. Однако данное устройство не позволяет, получить механическую характе ристику как у двигателя с последовательным возбуждением, что ограничивает область использования БДПТ в си стемах, требующих постоянства механи ческой мощности н-а валу в шкроком ди пазоне частот вращения, то есть диапазоне от частоты вращения, близкой к частоте холостого хода, до частоты вращения, близкой к нулю. Цель изобретения - обеспечение по стоянства механической мощности элек родвигателя в заданном диапазоне час тот вращения. Указанная цель достигается тем, что в устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоян ного Тока введены пороговый элемент, соединенный с выходом тахогенератора блок отключения канала ограничения потребляемого электродвигателем тока и блок отключения канала статической стабилизации частоты .вращения вала электродвигателя, входы которых соединены соответственно с выходом блока ограничения потребляемого электро двигателем тока и с выходом блока ст тической стабилизации с релейной характеристикой, а выходы объединены и подключены к управляющему входу бл ка коммутации, причем управляющий Bxoji блока отключения канала статической стабилизации частоты вращения вала электродвигателя и управляющий вход блока отключения канала ограничения потребляемого электродвигателе тока соединены с выходом порогового элемента. ... На фиг. 1 представлена структурна схема устройства для управления бесконтактным двигателем постоянного то ка на фиг, 2 - механическая характеристика БДПТ. Устройство содержит блок 1 стабилизации с релейной характеристикой, вход которого соединен с выходом тахогенератора 2, сочлененного с валом электродвигателя 3, блок 4 ограничения потребляемого двигателем тока, вход которого соединен с датчиком тока 5, включенного в цепь питания силовых обмоток электродвигателя 3, пороговый элемент 6, вход которого соеинен с выходом тахогенератора 2, блок 7 отключения канала статической стабилизации частоты- вращения вала электродвигателя и блок 8 отключения канала ограничения потребляемого электродвигателем тока, входы которых подключены соответственно к выходам блоков 1 и 4, а выходы объединены и подключены к управляющему входу блока коммутации 9, включенного в цепь питания ОВ ДПР 10, причем управляющие входы блоков 7 и 8 подключены к выходу порогового элемента 6. Устройство работает следующим образом. При пуске двигателя срабатывает пороговый элемент б, напряжение настройки которого Vy соответствует напряжению с ТГ 2 при частоте вращения Hj, (фиг. 2) и мощности на валу двигателя Р - КП(-К, величина которой должна поддерживаться постоянной при изменении частоты, вращения, от пси до частоты вращения, близкой к холостому ходу. При этом контакты блоков 7 и 9 замкнуты, а контакты блока 8 разомкнуты, блок статической стабилизации не вырабатывает сигнал на управление блоком 9, т.ак как на- пряжение настройки блока 1 Uy соответствует частоте вращения nd, при которой мощность на валу двигателя равна РВОЛ кп-о|Мо1 кПсМс. С ростом частоты вращения двигатель работает на участке ed механической характеристики. В точке д., которой соответствует частота вращения По(, вступает в работу блок 1, управляющий блоком 9. При этом двигатель работает на участке dc механической характеристики, npf.-j достижении дв.игателем частоты вращения п срабатывает пороговый элемент 6, по сигналу которого блок 7 отключает канал статической стабилизации частоты вращения вала двигателя ., а блок 8 подключает канал ограничения потребляемого двигателем тока. При этом вступает в работу блок 4, напряжение настройки которого Vyj соответствует потребляемому двигателем току при моменте нагрузки Mg, причем мощность на валу двигателя равна Р.. - кПсМр. При этом двигатель работает на участке сЬ механической характеристики. При дальнейшем уменьшении момента

нагрузки, начиная с точки Ь на механической характеристике, блок 4 прекращает вырабатывать сигнал на управ-тезние блоком 9, и двигатель переход т на участок аЬ механической характеристики. При увеличении момента нагрузки от нуля до пускоцого работа устройства происходит в обратной последовательности. Уровни настройки блоков 1, 6 и 4 выбираются так, чтобы выполнялись условия (ng Мб ПдМс( 1псМ ПбМб

Эти условия соответствуют равенствам площадей , , .(фиг. 2), что определяет принадлежность точек Ь, c,d на механической ха рактеристике двигателя к линии равной мощности.

Данное устройство за счет обеспечения вида механической характеристики (фиг. 2), ограничивающей участки равновеликой площади, позволяет осуществлять регулирование с постоянной мощностью, что в ряде случаев улучшает энергетические характеристики всей системы питания, снижает установленную мощность первичного питания.

Кроме того, оно может использоваться для управления БДПТ с любыми схемами обмоток. Так как управление двигателя осуществляется по маломощной цепи питания ОВ ДПР, то исключается необходимость коммутации силовой цепи и, следовательно, повышается надежность работы устройства.

Структура силовых цепей БДПТ в процессе управления двигателем не изменяется, что исключает необходимость поворота осей ДПР относительно осей двигателя.

Формула изобретения

Устройство для управления бескон- j тактным электродвигателем постоянного тока, содержащее канал статической

стабилизации частоты вращения вала электродвигателя, состоящий из блока статической стабилизации с релейной характеристикой, вход которого подключен к выходу тахогенератора, сочлененного -с валом электродвигателя, блока коммутации, включенного в цепь питания обмоток возбуждения датчика положения ротора, и канал ограничения потребляемого электродвигателем тока, включающий блок ограничения потребляемого электродвигателем тока, вход которого подключен к датчику тока, включенному в цепь питания силовых обмоток электродвигателя, о т личающе-еся тем, что, с целью обеспечения постоянства механической мощности электродвигателя в заданном диапазоне частот вращения вала электродвигателя, в устройство введены пороговый элемент, соединенный с выходом тахогенератора, блок отключения канала ограничения потребляемого электродвигателем тока и бло отключения канала статической стабилизации частоты вращения вала электродвигателя, входы которых соединены соответственно с выходом блока ограничения потребляемого электродвигателем тока и с выходом блока статической стабилиза:ции с релейной характеристикой, а выходы объединены и подключены к управляющему входу блока коммутации, причем управляющий вход блока отключения канала статической стабилизации частоты вращения вала электродвигателя и управляющий вход блока отключения канала ограничения потребляемого электродвигателем тока соединены с выходом порогового элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 535876, кл. Н 02 К 29/02, 1976.

2.Овчинников И.Е., Лебедев Н.И. Бесконтактные двигатели постоянного тока автоматических устройств. Л.,

Наука, 1966, с. 111.

Похожие патенты SU743131A1

название год авторы номер документа
Вентильный электродвигатель 1979
  • Косулин Владимир Дмитриевич
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
SU845234A1
Вентильный электродвигатель 1982
  • Косулин Владимир Дмитриевич
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
SU1065979A1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 2015
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Майорова Светлана Юрьевна
  • Хлупнов Андрей Юрьевич
  • Алимов Энвер Мянсурович
  • Стиценко Артем Николаевич
  • Зудилин Алексей Сергеевич
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2601368C1
Исполнительный механизм системы управления 2015
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Майорова Светлана Юрьевна
  • Хлупнов Андрей Юрьевич
  • Алимов Энвер Мянсурович
  • Стиценко Артем Николаевич
  • Зудилин Алексей Сергеевич
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2607490C2
Многодвигательный электропривод с бесконтактными электродвигателями постоянного тока 1972
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Морозов Владимир Александрович
  • Павлихин Владимир Серафимович
SU468346A1
Бесконтактный привод постоянного тока 1975
  • Берзин Борис Петрович
  • Зубов Михаил Антонович
  • Суляев Александр Сергеевич
SU655037A1
Цифровая следящая система 1987
  • Заплечников Игорь Дмитриевич
  • Кузьменков Виталий Викторович
  • Любецкий Виталий Дмитриевич
  • Михалев Александр Сергеевич
SU1730610A1
Бесконтактный электродвигатель постоянного тока 1974
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Лозенко Валерий Константинович
SU600669A2
Бесконтактный электродвигатель постоянного тока 1974
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Ковалев Ремилий Николаевич
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
SU535676A1
Система для статической стабилизации частоты вращения бесконтактного двигателя постоянного тока 1976
  • Бабак Александр Георгиевич
  • Дубенский Александр Александрович
SU681514A1

Иллюстрации к изобретению SU 743 131 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 743 131 A1

SU 743 131 A1

Авторы

Михайлов Глеб Борисович

Косулин Владимир Дмитриевич

Путников Виктор Владимирович

Прозоров Валентин Алексеевич

Даты

1980-06-25Публикация

1978-03-28Подача