1
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в кинематических цепях, включающих зубчатые цилиндрические и червячные передачи, для повышения точности передачи путем исключения бокового зазора в зацеплении.
Известно составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из двух частей, одна из которых неподвижно закреплена на оси колеса, а другая установлена с возможностью поворота вокруг этой оси, пружины, воздействующей па подвижную часть колеса, и размещенных между частями колеса шариков 1.
С подвижной частью колеса жестко соединена втулка, на торцах и иеподвижной части колеса выполнены скосы, образующие наклонную канавку, в которой размещены шарики.
Данное колесо имеет сложную конструкцию и трудоемко в изготовлении.
По основному авт. св. № 657205 известно составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состояшее из двух частей, одна из которых неиодвижно закреплена на „оси колеса, а другая установлена с возможностью поворота вокруг этой оси, пружины, воздействующей на подвижную часть колеса, и размещеиных между частями колеса
шариков, при этом на обращенных друг к другу торцах частей колеса выполнены конические углублення для размещения шарнков, равномерно расположенные по
5 окружности одного радиуса и смещенные относительно оси симметрии зуба колеса на разную для частей колеса величину.
Недостатком данной конструкции составного колеса является то, что при монтаже
10 за счет неточности изготовления конических углублений возникают значительиые радиальные силы, действующие на части колеса. Наличие радиальных сил уменьшает коэффициент полезного действия беззазорной
15 зубчатой передачи-.
Целью изобретения является улучшение динамических характеристик колеса.
Поставленная цель достигается тем, что конические углублеиия иа торце подвил ной
20 части колеса выполнены в виде радиальных пазов.
На фиг. 1 показано предлагаемое колесо, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1;
25 на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3.
Составное колесо выполнено из двух частей 1 и 2, имеющих одинаковые зубчатые венцы. Часть 1 колеса неподвпжно закреплена на валу 3 беззазорной зубчатой
30 передачн, а часть 2 установлена с возможностью поворота относительно оси 4 колеса и пружиной 5 поджимается к неподвижной части 1. Усилие пружины 5 регулируется гайкой 6. На торцах 7 и 8 частей 1 и 2 колеса выполнены конические углубления 9 н 10, равномерно расположенные по окружности одного радиуса R. Конические углубления 10 на подвижной части 2 колеса выполнены в виде радиальных пазов, которые по длине расположены симметрично относительно окружности радиуса R. Длина каждого паза не более диаметра шариков И, размещенных в конических углублениях 9 и 10.
Конические углубления 9 части 1 колеса смещены относительно оси симметрии 12 зуба колеса на величину Дь а углубления 10 части 2 - на величину Д2 относительно той же оси, причем величина AI не равна величине Ag.
Составное колесо входит в зацепление с зубчатым колесом 13, закреиленным на ведущем валу 14.
Выборка бокового зазора в зацеплении осуществляется следующим образом.
Под действием создаваемого пружиной и шариками крутящего момента происходит поворот подвижной части 2 составиого колеса относительно неподвижной части 1. Величины смещений AI н А2 конических углублений 9 и 10 относительно оси симметрии зуба рассчитываются таким образом, чтобы соблюдалось соотнощение
Cn lAi-A2| S,
где Сп - величина бокового зазора в зацеплении;
5 - толщина зуба колеса по делительной окружности.
При соблюдении этого соотнощения износ боковых поверхностей зубьев в процессе работы не приводит к увеличению бокового зазора, так как под действием крутящего момеита подвижная часть колеса будет поворачиваться на величину износа зубьев.
Таким образом, осуществляется автоматическая выборка зазоров в передаче.
Описанная конструкция составного колеса иозволяет обеспечить необходимую точпость работы передачи в кинематических цепях, улучщить динамические характеристики составного колеса для беззазорной зубчатой передачи за счет устранения радиальных сил, так как в составном колесе этой конструкции вне зависимости от точности изготовления (расположения) углублений 9 относительно углублений 10 радиальные силы в месте контакта щариков 11 с составными частя.ми 1 и 2 колеса возникать не будут.
Это влечет за собой увеличение КПД и срока службы передачи.
Формула изобретения
Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи по авт. св. N° 657205, отличающееся тем, что, с целью улучшения его дииамических характеристик, коннческне углубления иа торце подвижиой части колеса выполнены в виде радиальных иазов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР N° 359459, кл. F 16 55/18, 1970.
/J
а-в
4-4
9иг. 2
B-B froSepHyfrra
Риг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Составное колесо дистанова для беззазорной зубчатой передачи | 1976 |
|
SU657205A1 |
Способ изготовления венцовСОСТАВНОгО зубчАТОгО КОлЕСАбЕззАзОРНОй зубчАТОй пЕРЕдАчи | 1979 |
|
SU796582A1 |
Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи | 1981 |
|
SU1016598A1 |
Составное колесо для беззазорнойзубчАТОй пЕРЕдАчи | 1979 |
|
SU815378A1 |
Беззазорная зубчатая передача | 1979 |
|
SU832181A1 |
Составное колесо беззазорной зубчатой передачи | 1986 |
|
SU1341423A1 |
Беззазорная зубчатая передача | 1984 |
|
SU1200046A1 |
ШАРНИР МАНИПУЛЯТОРА С РЕГУЛИРУЕМОЙ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2497658C1 |
Зубчатое колесо беззазорного зацепления | 1990 |
|
SU1707359A2 |
КАРДАН СИНХРОННЫЙ | 2009 |
|
RU2407928C1 |
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1977-11-01—Подача