Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах повышенных мощностей.
Известна беззазорная зубчатая передача, содержащая сдвоенное зубчатое колесо, один из зубчатых дисков которого установлен с возможностью поворота относительно другого,упругие элементы,выполненные в виде пластин и размещенные в одном из дисков, и взаимодействующие с ними эксцентрики, установленные в другом диске с возможностью поворота относительно своих осей. Выборка зазора в зацеплении достигнута за счет прогиба упругих пластин при повороте эксцентриков.
Недостатками этого устройства являются конструктивная сложность и нетехнологичность его деталей, а также ограниченность использования для передачи значительных крутящих моментов. .
Известно также зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два диска, один из которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски. Недостатками известного колеса являются повышенные габариты и масса при передаче больших мощностей. Это обусловлено тем, что упругий элемент в нем выполнен в виде кольца, размещенного в проточке между дисками и работающего только на изгиб. При повышенных мощностях резко повышаются
vj
О VI CJ СП Ю
Is
габариты и металлоемкость упругого элемента, а следовательно, и габариты колеса.
Наиболее близким известным техническим решением к предлагаемому является зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, один из которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде пенты, охватывающей ступицу неподвижного диска. При этом торцовая поверхность неподвижного диска имеет углубление, например, в виде цилиндрической расточки. Длину упругой ленты подбирают такой, чтобы перед сборкой зубья подвижного и неподвижного дисков были повернуты один относительно другого на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче, При сборке последней зубья устанавливаются в рабочее положение, а упругая лента обеспечивает выборку бокового зазора между зубьями ведущего и ведомого колес за счет ее растяжения в пределах упругой деформации. Сечение упругой ленты выбирают из условия обеспече- ния момента на валу, создаваемого подвижным диском, превышающего номинальный рабрчий момент в 1,5-2 раза
Недостатком известного технического решения является наличие в нем строгой зависимости величины передаваемого крутящего момента от точности изготовления упругой Ленты в части обеспечения точности изготовления ее длины, ширины и толщины, а также в части точности соблюдения режимов термической обработки, влияющих на упругие свойства материала ленты, при этом величина передаваемого момента для каждого колеса является величиной постоянной и нерегулируемой. Поэтому, например, в случае, если упругая лента изготовлена недоброкачественно, очень трудно сборщику обеспечить смещение зубьев подвижного и неподвижного дисков на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче с одновременным обеспечением закрутки относительно друг друга на величину, не превышающую номинальный момент в 1,5 - 2 раза. Кроме этого, в процессе эксплуатации, когда, например, произойдет старение материала упругой ленты, которое приведет к снижению действия ее упругих сил, колеса передачи, оснащенные упругими лентами, не смогут передать номинальную мощность без люфта. Для приведения передачи в нормальное состояние необходимо произвести ее разработку и замену упругих лент в колесах,
Целью изобретения является повышение надежности беззазорной передачи крутящего момента за счет обеспечения регулировки усилия натяжения упругой ленты в процессе сборки и эксплуатации, что повышает общую надежность устройства по
сравнению с прототипом.
Указанная цель достигается тем, что зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, один из которых установлен с возможностью пово0 рота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде упругой ленты, охватывающий ступицу неподвижного диска, снабжено размещенным в центральной части ступицы непод5 вижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии к центральной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым уЪтройст0 вом.
На фиг.1 изображено предлагаемое колесо, общий вид в плане: на фиг,2 - разрез А-А на фиг.1.
Зубчатое колесо содержит неподвиж5 ный 1 и подвижный 2 зубчатые диски, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5, один конец которой жестко закреплен на диске 2, другой заведен через прорезь 6
0 в торцовое углубление 7 в виде цилиндрической выточки и жестко соединен с резьбовой шпилькой 8, которая установлена в стойке 9 высотой не более торцового углубления 7, жестко связанной с диском 1, и
5 закреплена на ней гайкой 10 и контрогайкой 11. Подвижный зубчатый диск 2 установлен на упругой ленте 3 с возможностью прово- рота и зафиксирован в осевом направлении кольцом 12.
0 При сборке передачи зубья неподвижного 1 и подвижного 2 дисков путем разворота дисков устанавливаются в рабочее положение (совмещаются) и в таком положении вводятся в зацепление с сопряжен5 ным зубчатым колесом. После этого, освободив контрогайку 11. вращением гайки 10 осуществляют растяжение упругой ленты 3 в пределах упругой деформации, силы которой разворачивают диски 1 и 2.
0 Этот разворот произойдет в пределах величины бокового зазора, который существует между зубьями дисков 1 и 2 и впадиной сопряженного колеса, до момента упора боковых поверхностей зубьев дисков 1 и 2 в
5 боковые поверхности впадин. Таким образом осуществляется беззазорное зацепление. Величина крутящего момента, которая может быть передана беззазорнр таким зацеплением, регулируется натяжением упругой ленты 3 с помощью гайки 10 и может
осуществляться в процессе сборки и эксплуатации по мере необходимости без разборки передачи.
Формула из 0|б р е т е н и я Зубчатое колесо беззазорного зацепления по авт.св. N: 1078160, отличающееся тем, что. с Целью повышения надежности, оно снабжено размещенным в центральной части ступицы неподвижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии к центральной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым устройством.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо беззазорного зацепления | 1982 |
|
SU1078160A1 |
Зубчатое колесо | 1985 |
|
SU1276870A1 |
ШАРНИР МАНИПУЛЯТОРА С РЕГУЛИРУЕМОЙ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2497658C1 |
БЕЗЗАЗОРНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2004 |
|
RU2277658C1 |
Спироидная беззазорная передача | 1979 |
|
SU916821A1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР С БЕЗЗАЗОРНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2012 |
|
RU2506481C1 |
Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи | 1976 |
|
SU714085A1 |
Составное колесо беззазорной зубчатой передачи | 1986 |
|
SU1341423A1 |
Зубчатое люфтовыбирающее колесо | 1989 |
|
SU1714260A1 |
Беззазорный привод подвижного звена | 1990 |
|
SU1715581A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности - достигается за счет регулировки натяга в беззазорном зацеплении зубчатых колес. На ступице 5 установлены неподвижный зубчатый диск и подвижный зубчатый диск 2, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5. Один конец упругой ленты 3 через прорезь 6 заведен в центральную часть колеса и соединен с устройством натяжения. Взаимное упругое окружное смещение зубчатых дисков под действием ленты 3 обеспечивает выборку зазоров в зацеплении с ответным колесом. Для регулировки упругих свойств ленты 3 служит устройство натяжения. 2 ил. И
12
Фиг. 2
Беззазорная зубчатая передача | 1981 |
|
SU1019155A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 2902879, кл | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Зубчатое колесо беззазорного зацепления | 1982 |
|
SU1078160A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-01-23—Публикация
1990-01-23—Подача