Зубчатое колесо беззазорного зацепления Советский патент 1992 года по МПК F16H55/18 

Описание патента на изобретение SU1707359A2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах повышенных мощностей.

Известна беззазорная зубчатая передача, содержащая сдвоенное зубчатое колесо, один из зубчатых дисков которого установлен с возможностью поворота относительно другого,упругие элементы,выполненные в виде пластин и размещенные в одном из дисков, и взаимодействующие с ними эксцентрики, установленные в другом диске с возможностью поворота относительно своих осей. Выборка зазора в зацеплении достигнута за счет прогиба упругих пластин при повороте эксцентриков.

Недостатками этого устройства являются конструктивная сложность и нетехнологичность его деталей, а также ограниченность использования для передачи значительных крутящих моментов. .

Известно также зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два диска, один из которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски. Недостатками известного колеса являются повышенные габариты и масса при передаче больших мощностей. Это обусловлено тем, что упругий элемент в нем выполнен в виде кольца, размещенного в проточке между дисками и работающего только на изгиб. При повышенных мощностях резко повышаются

vj

О VI CJ СП Ю

Is

габариты и металлоемкость упругого элемента, а следовательно, и габариты колеса.

Наиболее близким известным техническим решением к предлагаемому является зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, один из которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде пенты, охватывающей ступицу неподвижного диска. При этом торцовая поверхность неподвижного диска имеет углубление, например, в виде цилиндрической расточки. Длину упругой ленты подбирают такой, чтобы перед сборкой зубья подвижного и неподвижного дисков были повернуты один относительно другого на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче, При сборке последней зубья устанавливаются в рабочее положение, а упругая лента обеспечивает выборку бокового зазора между зубьями ведущего и ведомого колес за счет ее растяжения в пределах упругой деформации. Сечение упругой ленты выбирают из условия обеспече- ния момента на валу, создаваемого подвижным диском, превышающего номинальный рабрчий момент в 1,5-2 раза

Недостатком известного технического решения является наличие в нем строгой зависимости величины передаваемого крутящего момента от точности изготовления упругой Ленты в части обеспечения точности изготовления ее длины, ширины и толщины, а также в части точности соблюдения режимов термической обработки, влияющих на упругие свойства материала ленты, при этом величина передаваемого момента для каждого колеса является величиной постоянной и нерегулируемой. Поэтому, например, в случае, если упругая лента изготовлена недоброкачественно, очень трудно сборщику обеспечить смещение зубьев подвижного и неподвижного дисков на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче с одновременным обеспечением закрутки относительно друг друга на величину, не превышающую номинальный момент в 1,5 - 2 раза. Кроме этого, в процессе эксплуатации, когда, например, произойдет старение материала упругой ленты, которое приведет к снижению действия ее упругих сил, колеса передачи, оснащенные упругими лентами, не смогут передать номинальную мощность без люфта. Для приведения передачи в нормальное состояние необходимо произвести ее разработку и замену упругих лент в колесах,

Целью изобретения является повышение надежности беззазорной передачи крутящего момента за счет обеспечения регулировки усилия натяжения упругой ленты в процессе сборки и эксплуатации, что повышает общую надежность устройства по

сравнению с прототипом.

Указанная цель достигается тем, что зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, один из которых установлен с возможностью пово0 рота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде упругой ленты, охватывающий ступицу неподвижного диска, снабжено размещенным в центральной части ступицы непод5 вижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии к центральной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым уЪтройст0 вом.

На фиг.1 изображено предлагаемое колесо, общий вид в плане: на фиг,2 - разрез А-А на фиг.1.

Зубчатое колесо содержит неподвиж5 ный 1 и подвижный 2 зубчатые диски, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5, один конец которой жестко закреплен на диске 2, другой заведен через прорезь 6

0 в торцовое углубление 7 в виде цилиндрической выточки и жестко соединен с резьбовой шпилькой 8, которая установлена в стойке 9 высотой не более торцового углубления 7, жестко связанной с диском 1, и

5 закреплена на ней гайкой 10 и контрогайкой 11. Подвижный зубчатый диск 2 установлен на упругой ленте 3 с возможностью прово- рота и зафиксирован в осевом направлении кольцом 12.

0 При сборке передачи зубья неподвижного 1 и подвижного 2 дисков путем разворота дисков устанавливаются в рабочее положение (совмещаются) и в таком положении вводятся в зацепление с сопряжен5 ным зубчатым колесом. После этого, освободив контрогайку 11. вращением гайки 10 осуществляют растяжение упругой ленты 3 в пределах упругой деформации, силы которой разворачивают диски 1 и 2.

0 Этот разворот произойдет в пределах величины бокового зазора, который существует между зубьями дисков 1 и 2 и впадиной сопряженного колеса, до момента упора боковых поверхностей зубьев дисков 1 и 2 в

5 боковые поверхности впадин. Таким образом осуществляется беззазорное зацепление. Величина крутящего момента, которая может быть передана беззазорнр таким зацеплением, регулируется натяжением упругой ленты 3 с помощью гайки 10 и может

осуществляться в процессе сборки и эксплуатации по мере необходимости без разборки передачи.

Формула из 0|б р е т е н и я Зубчатое колесо беззазорного зацепления по авт.св. N: 1078160, отличающееся тем, что. с Целью повышения надежности, оно снабжено размещенным в центральной части ступицы неподвижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии к центральной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым устройством.

Похожие патенты SU1707359A2

название год авторы номер документа
Зубчатое колесо беззазорного зацепления 1982
  • Подобед Дориан Николаевич
SU1078160A1
Зубчатое колесо 1985
  • Кангун Александр Ильич
SU1276870A1
ШАРНИР МАНИПУЛЯТОРА С РЕГУЛИРУЕМОЙ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Иванов Александр Александрович
  • Прядко Алексей Иванович
  • Рогов Александр Владимирович
RU2497658C1
БЕЗЗАЗОРНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 2004
  • Бутенко Виктор Иванович
  • Диденко Мария Дмитриевна
  • Рыбинская Татьяна Анатольевна
  • Диденко Дмитрий Иванович
RU2277658C1
Спироидная беззазорная передача 1979
  • Георгиев Анатолий Константинович
  • Лонг Вилхо Вернер Артурович
  • Ивайкин Валерий Акимович
  • Алексеев Алексей Алексеевич
  • Глозман Марат Наумович
SU916821A1
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР С БЕЗЗАЗОРНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2012
  • Зябликов Владимир Михайлович
  • Фомин Марк Викторович
  • Ермолаев Михаил Михайлович
  • Иванов Александр Сергеевич
  • Куралина Наталья Николаевна
  • Муркин Сергей Владимирович
RU2506481C1
Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи 1976
  • Пронин Виктор Иванович
SU714085A1
Составное колесо беззазорной зубчатой передачи 1986
  • Тультов Леонид Павлович
  • Горштейн Давид Гершевич
  • Каширин Александр Александрович
  • Головченко Валентин Николаевич
SU1341423A1
Зубчатое люфтовыбирающее колесо 1989
  • Фалдин Василий Иванович
  • Веригин Андрей Викторович
  • Скобелкин Леонид Александрович
  • Чивилев Юрий Михайлович
SU1714260A1
Беззазорный привод подвижного звена 1990
  • Борисенко Леонид Анатольевич
SU1715581A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 707 359 A2

Реферат патента 1992 года Зубчатое колесо беззазорного зацепления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности - достигается за счет регулировки натяга в беззазорном зацеплении зубчатых колес. На ступице 5 установлены неподвижный зубчатый диск и подвижный зубчатый диск 2, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5. Один конец упругой ленты 3 через прорезь 6 заведен в центральную часть колеса и соединен с устройством натяжения. Взаимное упругое окружное смещение зубчатых дисков под действием ленты 3 обеспечивает выборку зазоров в зацеплении с ответным колесом. Для регулировки упругих свойств ленты 3 служит устройство натяжения. 2 ил. И

Формула изобретения SU 1 707 359 A2

12

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1707359A2

Беззазорная зубчатая передача 1981
  • Кабанов Валерий Дмитриевич
SU1019155A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Патент США № 2902879, кл
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1
Зубчатое колесо беззазорного зацепления 1982
  • Подобед Дориан Николаевич
SU1078160A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 707 359 A2

Авторы

Кряж Владимир Владимирович

Чивилев Юрий Михайлович

Грудень Евгений Евгеньевич

Нечепуренко Юрий Григорьевич

Даты

1992-01-23Публикация

1990-01-23Подача