Устройство для обучения Советский патент 1980 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU752459A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Похожие патенты SU752459A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения 1977
  • Барабанов Михаил Александрович
  • Файнгольд Григорий Кивович
  • Чигинов Модест Константинович
  • Аристов Вацлав Васильевич
SU661594A1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1737488A1
Обучающее устройство 1983
  • Жакевич Владимир Дмитриевич
SU1176363A1
Устройство для обучения операторов 1989
  • Юсупов Малик Зарифович
  • Шлемин Аркадий Васильевич
  • Шамаев Евгений Петрович
SU1709372A1
Устройство для обучения быстрому чтению 1990
  • Кузнецов Олег Андреевич
  • Хромов Лев Николаевич
SU1730655A1
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1
Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления 1985
  • Алексеев Владимир Евгеньевич
  • Пиевец Владимир Андреевич
  • Сачков Виктор Николаевич
SU1257692A1
Устройство для контроля работы оператора 1984
  • Каленчук-Порханова Анжелина Алексеевна
  • Лещенко Виктор Николаевич
  • Ясенев Анатолий Пантелеевич
  • Кочевых Владимир Иванович
SU1267461A1
Устройство для обучения и контроля знаний 1981
  • Романов Леонид Михайлович
SU968839A1
Устройство для тренировки операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1709377A1

Иллюстрации к изобретению SU 752 459 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для обучения

Формула изобретения SU 752 459 A1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и мо жет быть использовано в различных учебных заведениях гфи изучении импульсных схем. Известны устройства для обучения, позволяющие обучать различным учебным дисциплинам путем предъ$шления разделов учебной информации определенным образом. ChHO из устройств для обучения содержит аудиовизуальный информационный бло::, селектор, решающий блок, блок оценки реакции, справочный блок, г не атар импульсов, блок памяти (внутренний) внешний блок памяти 1. /Другое известное устройство для обучения содержит блок ввода ответов, узел сравнения ответов учащихся с эталонным, блок памяти, распределитель (для задания режимов работы), тактовый генератор (задающий время предъявления учебной инфсч мации). коммутатор (определяющий последовательность предъявления инфсрм дии), табло предъявления информации, табло оценок, табло индикации, схему сравнения, генератсф импульсов, клавиатурный датчик, счетчик ощибок, собщзательную схему ИЛИ, счетчик знеисов, блок принятия решений, формирователь импульсов, узел коммутации 2 Однако эти устройства имеют ограниченные дидактические возможности при изучении радиотехнических схем, так как не учитывают специфики данной дисциплины. Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее генератор, два счетчика, два дешифратора, три коммутатора, блок имитации пассивных цепей, блок имитации исследуемых процессов, блок гфеАъявления информации 3. Однако данное устройство также имеет жт)аниченные дидактические возможности, так как не позволяет наблюдать начертание исследуемой схемы и изменение номиналов на схеме в процессе ее исследования. Кроме этого, оно имеет строгх определенный перечень исследуемых узлов, количество которых определяется количеством исходных имитируе мых узлов в устройстве. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства приизучении радиотехнических схем Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные первый, второй и третий коммутаторы и имитатор исследуемых процессов, имитатор пассивных цепей, соединенный со вторым коммутато ром, счетчшш, подключенные через COOTV ветствующие дешифраторы с первым коммутатором, генератор и блок предъявления информации, введены блок задания программы обучения, делитель частоты, формирователь реальных процессов, блок фиксации номера выбранного узла и последовательно включенные исполнительны механизм, блок памяти начертаний исследуемых узлов, блок фиксации номера изучаемого узла и блок сравнения, соединенный непосредственно и через блок фиксации номера выбранного узда с блоком задания программы обучения, подклю ченным к генератору, исполнительному механизму и делителю частоты, соединен ному с генератором, счетчиками, имитатором пассивных цепей и формирователем реальных процессов, который подклю чен ко второму коммутатору и блоку предъявления информации. Устройство для обучения схематически изображено на чертеже и содержит блок 1 задания программы обучения, генератор 2 тактовых импульсов, исполнительный механизм 3, делитель 4 частоты, имитатор 5 исследуемых процессов, блок 6 памяти начертаний исследуемых узлов, демонстрационный экран 7, счетчики 8 и 9 блок 1О фиксации номера . выбранного узла, блок 11 фиксации номера изучаемого узла, дешифраторы 12 и 13, блок 14 сравнения номеров изучаемого и выбранного узлов, первый комк5утатор 1,5,имитатор 16 пассивных цепей, второй коммутатор 17, третий роммутатор 18, формирователь 19 реал ных процессов, четьфехканальный комму татор 2О, осциллограф 21, блок 22 предъявления информации. Устройство для обучения работает следующим образом. Выбор исследуемого узла осуществляется нажатием соответствующей кнопи В блоке 1 задания программы обучения. ри этом вьщаются питающие напряжеия на все блоки, кроме генератора 2 актовых импульсов, управляемого делитея 4 частоты, счетчиков 8 и 9. В устройстве первым коммутатором 15 обеспечивается подключение регулиуемых пассивных элементов с помощью торого коммутатора 17 из имитатора 16 базовым активным ёлементам формирователя 19. Тем самым осуществляется синтез выбранной для исследования схемы. Особенностью построения исследуемого узла является то, что любой исследуемый узел собирается на одних и тех же базовых активных элементах - общих для всех узлов. Это позволяет существенно расширить класс исследуемых узлов без чрезмерного увеличения объема элементов в установке, т. е. наращивание количества исследуемых узлов сопровождается только дополнительными ветвями работы блока 1 задания программы обучения. Одновременно блоком 1О фиксщзуется номер выбранного узла. Блок 11 определяет номер изучаемого узла из библиотеки начертаний схем блока 6. Блок 14 определяет направление движения библиотеки начертаний исследуемых узлов в блоке 6 в сторону выбранного узла до момента предъявления выбранного узла на демонстрационном экране 7, т. е. когда произойдет совпадение номера изучаемого узла с номером выбранного узла, блок 14 выдает сшнал Останов на исполнительный механизм 3 через блок 1 задания программы обучения. Этим же сигналом устанавливается изображение на демонстрационном экране 7, что обеспечивает точное совпадение на нем элементов схемы, точек осциллографирования, номиналов регулируемых элементов с точками их индикации имитатора 5 исследуемых процессов. Одновременно, этим же сигналом осуществляется вьодача питающих напряжений на генератор 2, делитель 4, счетчик 8, счетчик 9 и запись i в счетчик8. До начала работы генератора 2 на осциллографе 21, благодаря четьфехканальному коммутатору 20, наблюдаются четьфе эпюры напряжений выбранной схемы в исходном состоянии. Первый импульс со счетчика 8 через дешифратор 12 обеспечивает подключение к первому исходному элементу .имитатора 16 набора элементов с различными номи налами посредством коммутаторов 15, 17. Импульсы со счетчика 9 через дешифратор 13 обеспечивают последовател ное изменение номинала исследуемого элемента. После переключения заданного числа элементов с различными номиналами на выходе счетчика 9 формируется импульс который обеспечивает его обнуление и запись 1 в счетчик 8, тем самым обе печивается регулировка номиналов очередного элемента. Запуск исследуемого узла осуществляется с регулируемого делителя 4 на имитатор 16 либо на формирователь 19, в зависимости от исследуемого узла, причем частота импульсов запуска которой значительно больше частоты смены номиналов регулируемых элементов. По мере работы схемы на экране осцилло1рафа 21 наблюдается процесс из менения эпюр напряжений в осциллографируемых точках. После последовательной регулировки всех регулируемых элементов узла счетчики 8, 9 оказываются заполненными. Очередной тактовый импульс обнуляет и Импульс с выхода счетчика 8 является импульсом окончания анализа узла и либ обеспечивает выключение питания устрой ства, либо обеспечивает вывод на цикл повторения. Номинал каждого подключаемого элемента фиксируется путем мигания индика торной лампочки имитатора 5 на демонстрационном экране 7 посредством коммутатора 18. Таким образом, предложенное техниче кое решение расширяет дидактические возможности устройства в понимании зических процессов работы импульсных схем, появляется возможность существен но расширить, класс исследуемых схем без чрезмерного увеличения объема элементов в установке. Формула изобретения Устройство для обучения, содержащее последовательно включенные первый, второй и третий коммутаторы и имитатор исследуемых процессов, имитатор пассивных цепей, соединенный со вторым коммутатсром, счетчики, подключенные через соответствующие дешифраторы с первым коммутатором, генератор и блок предъявления информации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических, возможностей устройства при изучении радиотехнических узлов, оно содержит блок задания программы обучения, делитель частоты, формирователь реальных процессов, блок фиксации номера выбранного узла и последовательно включенные исполнительный механизм, блок памяти начертаний исследуемых узлов, блок фиксации номера изучаемого узла и блок сравнения, соединенный непосредственно и через блок фиксации номера выбранного узла с блоком задания программы обучения, подключенным к геH aTqpy, исполнительному механизму и делителю частоты, соединенному с генератором, счетчиками, имитатс ом пассивных цепей и ф(фмирователем реальных 1фОцессов, который подключен ко второму коммутатору и блоку предъявления информации. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское сввдетельство СССР N 358715, кл. Q 09 В 7/00, 197О. 2.АвтсрскЬе свидетельство СССР J 456294, кл. G О9 В 7/00, 1974. 3 Авт фское свидетельство СССР о заявке № 2498493/2, л. G О9 В 9/00, 1976 (1фототш1).

SU 752 459 A1

Авторы

Барабанов Михаил Александрович

Файнгольд Григорий Кивович

Цирулев Юрий Алексеевич

Аристов Вацлав Васильевич

Даты

1980-07-30Публикация

1978-07-24Подача