I
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым передачам на базе зацепления Новикова, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между параллельными, скрещивающимися и пересекающимися осями.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к настоящему изобретению является зубчатая передача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова 1.
Недостатком описанной передачи является невысокая нагрузочная способность.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передачи.
Это достигается тем, что угол профиля прямолинейного участка, соединяющего дуговые участки исходного контура зубчатого колеса на базе зацепления Новикова, ограничен диапазоном:ofn (0,8-r-(.2.V3, гдео1п -угол профиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова;
- угол профиля исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии,
а теоретический угол давления дуговых участков и толщина зуба исходного контура по делительной линии выбраны из следующих соотношений:
otj 0.8TV)arcsi.n22pS9 4();
гдеоЦ-теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на 10базе зацепления Новикова;
Кд5 высота делительной головки исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления; X - высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его вершины; Н - отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев от теоретической точки контакта до ее пере20сечения с начальной прямой;
SjuSga-тол шина зуба исходного контура по делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса; $г1лйн -толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон заценления Новикова соответственно головки и ножки; tn - модуль зацепления; § - окружной боковой зазор. На чертеже схематично изображено зацепление разноименных реек цилиндрического колеса на базе зацепления Новикова - 1 и эвольвентного цилиндрического колеса - 2, зубчатой передачи. Головка зуба рейки I в точке К с углом профиля о1 « контактирует с ножкой зуба рейки 2, а ножка зуба рейки 1 одновременно находится в точечном контакте (т. Кг) с головкой зуба рейки 2. Толщина So зуба рейки 1 по делительной линии выбрана из приведенного выше соотнощения с учетом возможности массового производства колес передачи с одинаковым исходным контуром SQ - ) И Q- j;vpH Or; И поэтому в средней зоне имеется зазор , 2c3r -Sg3-8)-$,. S Работает зубчатая передача следующим образом. При вращении колеса, образованного рейкой 1, выпуклые головки зубьев касаются выпуклых ножек зубьев колеса, образованного рейкой 2, а по мере износа ножек контакт становится выпукло-вогнутым. Одновременно, вогнутые ножки зубьев колеса на базе зацепления Новикова касаются выпуклых головок зубьев эвольвентного колеса, По мере приработки зубьев вступает в работу эвольвентная околополюсная зона. Зацепление становится трехзональным. Формула изобретения Зубчатая перелчача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова, отличающаяся тем, что, с целью повып ения нагрузочной способности передачи, угол профиля прямолинейного участка, соединяющего дуговые участки исходного нтура зубчатого колеса на базе зацеплея Новикова, ограничен диапазоном: (0,)3. ес/ -угол профиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова; Л угол профилр исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии, теоретический угол давления дугох участков и толщина зуба исходного конра по делительной линии выбраны из слеющих соотнощений: q (0.8т1,г)агс51п Ь 1 5с . ,Н (У -5зз-8)-. Ц,-теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на базе зацепления Новикова; делительной головки исход, - высота ного контура зубьев парного колеса; - высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его верщины; - отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев зацепления Новикова от теоретической точки контакта до ее пересечения с делительной прямой; Зю толщина зуба исходного контура по . пичиы гчтт-оотгтос.ииг vn. делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса; 5н- толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон зацепления Новикова соответственно головки и ножки; г-модуль зацепления; § -окружной боковой зазор зубьев. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 254284, кл. F 16 Н 1/08, 1%8 (протоп).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1978 |
|
SU929918A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2222738C1 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU929919A1 |
Зубчатая передача | 1978 |
|
SU813029A1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1979 |
|
SU1048197A1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU929915A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU929917A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1979 |
|
SU863938A1 |
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-07-13—Подача