Изобретение относится к электроМсояиностроению, в частности, к конструкции ротора крупной электрическ машины, например, турбогенератора. Известен ротор синхронной электр чёской машины, содержащий вал, магн топровод с обмоткой, бандажное и це трирующее кольца 1. Недостатком конструкции является малая надежность из-за возможности появления трещин на бандажном кольце при воздействии на него больших знакопеременных нагрузок. Известен также ротор электрической машины,содержащий вал,магнитопровод с обмоткой,массивное бандажное кольцо, крепящее лобовые части обмотки в радиальном направлении, центрирующее кольцо с эластичной частью, внутренняя поверхность кото рого сопряжена с валом, а наружная с бандажным кольцом 21. Недостаточная упругость эластично части центрирующего кольца не обеспе чйвает значительного уменьшения величины знакопеременных усилий, передаваемых на бандажное кольцо. Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению является втора Целью изобретения является повы шение надежности ротора за счет уменьшения величины знакопеременных усилий от прогибов ротора. Цель достигается тем, что эластичная часть центрирукодего кольца выполнена с размещенными тангенциально равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одной из поверхностей сопряжения сквозными прерывистыми прорезями, а в зоне сопряжения одна из поверхностей выполнена с выступами, располозкенными равномерно по окружности соосно с прорезями, причем выступы могут бытьрасположены на центрирующем кольце или выполнены ка одном из сопряженных с центрирующим кольцом элементов, например, на валу. Центрирукяцее кольцо может быть выполнено в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям элементов. На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 и 4 - ротор с составленым центрирующим кольцом, продольный и поперечный разрезы.
Ротор электрической машины .содержит вал 1, магнитопровод 2 с обмоткой 3, массивное бандажное кольцо 4, крепящее лобовые части обмотки 3 в радиальном направлении, центрирующее кольцо 5, внутренняя поверхность 6 которого сопряжена с валом 1, а наружная поверхность 7 с бандажным кольцом 4. Центрирующее кольцо 5 имеет эластичную часть 8 с размещенными ангенциально равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одной из поверхностей б и 7 сопряжения сквоэ ными прерывистыми прорезями 9, а в зоне сопряжения с валом одна из поверхностей 6 и 7 выполнена с выступами 10, расположенными равномерно по окружности между прорезями 9. Выступы 10 могут быть расположены на центрирующем кольце, либо выполнены на одном из сопряженных с центрирующим кольцом 5 элементов на валу 1 или на бандажном кольце 4.
Центрирующее кольцо с целью упрощения может быть выполнено состав-ным - в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям 9 элементов 11 и 12.
Выполнение центрирующего кольца с эластичной частью, имеющей прорези, и с выступами в .зонах сопряжени обеспечивает повышение надежности ротора за счет уменьшения величины знакопеременных усилий/ передаваемы на бандажное кольцо и магнитопровод ротора.
Формула изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий вал, магнитопровод с обI моткой, массивное бандажное кольцо, крепящее лобовые части обмотки в радиальном направлении, центрирующе кольцо с .эластичной частью, внутренняя поверхность которого сопряжена с валом, а наружная - с банДажным кольцом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, эластичная часть центрирующего кольца выполнена с размещенными тангенциально - равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одно из поверхностей сопряжения сквозными прерывистыми прорезями, и в указанной зоне сопряжения одна из поверхностей выполнена с выступами, расположенными равномерно по окружности в зонах прорезей.
2.Ротор-по п. 1, отличающий с я тем, что упомянутые выступы расположены на центрирующем кольце.
3.Ротор по п. 1, отлича ющ и и с я тем, что указанные выступы выполнены на одном из сопряженных с центрирукяцим кольцом упомянутых элементов, например, на валу.
4.Ротор по пп. 1-3, о т ли ч аю щ и и с я тем, что центрирующее кольцо выполнено в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Титов В,В, и др. , Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Изд. Энергия , Л., 1967, с. 17,
рис. 1-8.
2.Миренбурга Л.А. Ремонт роторо турбогенераторов в станционных условиях, ; Госэнергоизда;г , М,-Л,,1959
с. 40, рис. 1-15.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины | 1979 |
|
SU792491A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2296410C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2295820C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2298274C1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1984 |
|
SU1292114A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2296409C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2145144C1 |
Закрытая электрическая машина | 1984 |
|
SU1179485A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2280306C2 |
Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки | 1985 |
|
SU1307509A1 |
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-06-28—Подача