1
Изобретение относится к электромашиностроению, 3 частности к электрическим машинам болвтшой мошности, например турбогенераторам.
Известен ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий полый вал, токоподвод, установленный в центральном отверстии вала , .
Недостатком конструкции является ее малая надежность из-за старения материала уплотнительных элементов.
Известен также ротор электрической машины, например турбогенератора, содержащий полый вал, токоподвод с корпусом токовыми шинами, сопряженный с внутренней полостью вала, эластичное кольцо, установленное в зоне сопряжения торцовой части корпуса с валом 2.
Вследствие старения материала уплотнительного кольца и различных тепловых деформаций вала и корпуса токоподвода возможно нарушение уплотнения из-за ослабления поджатия кольца и попадания охлаждающей жидкости в камеру токоподвода, возможно замыкание обмотки и токоподводов на вал и аварийный останов машины.
Цель изобретения - повышение надеж ности;
Указанная Цель достигается тем, что устройство для подвода охлаждающей жидкости в полый вал ротора выполнено с отверстием, соединяющим наружную поверхность вала с зоной сопряжения его внутренней поверхности с корпусом токоподвода, расположенным между эластичным кольцом и токовьшй шинами, а также снабжено дополнительным уплотнением, установленным 10 в корпусе токоподвода, причем упомянутое отверстие расположено между эластичным кольцом и дополнительным уплотнением, и на внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка, сообх,щающаяся с указанным отверстием.
15
На фиг. 1 представлено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез части устройства с дополнительным уплотнением; на фиг. 3 - разрез устройства с кольцевой канавкой.
Ротор 1 электрической машины имеет
20 полый вал 2, токоподвод 3 с корпусом 4 и токовыми шинами 5, эластичное кольцо 6.
Токоподвод 3 с корпусом 4 сопряжены с внутренней полостью вала 7, а эластичное
кольцо 6 установлено в зоне сопряжения торцовой части корпуса 4 с валом 2.
Ротор 1 выполнен с отверстием 8, соединяющим наружную поверхность 9 вала с зоной 10 сопряжения его внутренней поверхности с корпусом 4 токоподвода. Отверстие 8 расположено между эластичным кольцом 6 и токовыми шинами 5.
В корпусе 4 распо.пожено дополнительное уплотнение 11. На внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка 12, сообщающаяся с отверстием 8., При работе турбогенератора токоподвод,
соединяющий обмотку возбуждения с контактными кольцами, охлаждается Жидкостью, проходящей по центральному отверстию вала. В случае появления течей
ЧерёЗэластичное кольцо жидкость, попавшая в зону токоподвода, выбрасывается наружучерез отверстие, соединяющее внутреннюю поверхность вала с наружной, предотвращая смачивание токоподводов и замыкание их на вал.
Выполнение кольцевой канавки при незначительных радиальных зазорах между корпусом токоподвода и внутренней поверхнЪстьто вала существенно снижает гйдрав лйчёсКоёсопротивление для воды от места
:повреадения эластичного кольца до отверстйяй, следовательно, снижает давление воды на уплотнение, что обеспечивает лучшие условия для его работы.
Формула изобретения
1.Устройство для подвода охлаждающей жидкости в полый вал ротора электрической машины, например турбогенератора, содержащее токоподвод с корпусом и токовыми щинами, сопряженный с внутренней полостью вала, эластичное кольцо, установленное в зоне сопряжения торцовой части корпуса с валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно выполнено с отверстием, соединяющим наружную поверхность вала с зоной сопряжения его внутренней поверхности с корпусом токоподвода и расположенным между эластичным кольцом ц токовыми шинами.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем,что оно снабжено дополнительным уплотнением, установленным в корпусе токоподвода, причем упомянутое отверстие расположено между эластичным кольцом и дополнительным уплотнением.
3.Устройство по пп. 1 и .2, отличающееся тем, что на внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка, сообщающаяся с указанным отверстием.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Титов В. В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция Л., «Энергия, 1967.
2.Авторское свидетельство СССР № 152907, кл. Н 02 К 9/00, 1954.
Фиг. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор турбогенератора | 1980 |
|
SU936244A1 |
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1963 |
|
SU152907A1 |
Установка для исследования теплофизических параметров криогенных хладагентов в поле центробежных сил | 1983 |
|
SU1165956A2 |
Устройство для аксиального слива охлаждающей жидкости из полых проводников обмотки ротора | 1979 |
|
SU898557A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Статор электрической машины с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1774434A1 |
Электрическая машина | 1982 |
|
SU1056377A1 |
Кольцевое уплотнение вала ротора электрической машины с водородным охлаждением | 1985 |
|
SU1249654A1 |
Устройство подвода охлаждающей жидкости во вращающийся вал | 1978 |
|
SU775826A1 |
ТУРБОГЕНЕРАТОР ДЛЯ ПИТАНИЯ СКВАЖИННОЙ АППАРАТУРЫ | 2014 |
|
RU2561642C1 |
/2
//
фи.5
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-06-28—Подача